Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Ногинск, Россия
Пятница, 22 Декабря 2023 г.
09:40 Хей, диджей!
У нас в декабре собственный пульт появился!
Гемора стало побольше, но и возможностей тоже. Опыт работы с живым миксом - бесценен!

Четверг, 19 Октября 2023 г.
14:48 100% концентрация эмоций (и виски)
Давно хотел такой кадр
В мире 80-е уже прошли, а у меня ещё нет

Понедельник, 10 Апреля 2023 г.
17:17 Вкратце
Получил очередной пояс по капоэйре. Итого очередного двухлетнего периода. Надо отдохнуть теперь немного.

Также в рамках этого же мероприятия выступили с акройогой. Готовили в сжатые сроки, времени не было... Куча косяков, ну а как иначе, ведь идея и постановка номера моя))) Музыку для номера, кстати, я тоже сам написал.



Видеонарезка с очередного концерта. Здесь я хоть на гитаре, как положено, а не на басу)



Купил себе гитарный процессор Valeton GP-100, для концертов и репетиций. Клёвая и удобная штука!

Среда, 8 Июня 2022 г.
15:53 Первые выходные лета
Воскресенье, 24 Мая 2020 г.
03:04 Ласковый май
Май сговорился с властями держать всех на самоизоляции - дождями и +8 градусами. Но особо упоротым упорным силуэтам удаётся находить редкие проблески в серой ткани мира)



Ещё 5 закатных теней >>>










Вторник, 4 Июня 2019 г.
15:04 Let's Krok!
В конце мая снова поучаствовал в "Крокодилиаде", соревнованиях по спортивному ориентированию, что в этот раз проходили близ Киржача. Заезд и постановка палаток в пятницу, ночь кутежа, вся суббота - на маршруте, ну и в воскр. усталый путь домой.

В прошлый раз участвовал в категории "велодвойка" (12-е из 26-ти). В этот раз с нашими девушками-акроёжками решили участвовать в пешей дистанции. Ну или беговой, каждая команда темп выбирает по себе) Без фанатизма выбрали одну из младших категорий, т.к. все мы в той или иной мере новички - кто-то впервые бежал на результат, кто-то впервые участвовал в пешей дистанции, а кто-то и вовсе впервые участвовал в спортивном ориентировании!

За пару недель до Крока возобновил двухкилометровые забеги по утрам в качестве тренировок и - панеслась! Я забыл компас, мы феерически заплутали на первом же КП, но затем темп держали хороший. Благо дополнительная мотивация была - в той же категории участвовали ещё товарищи из капойэры, которые вышли на дистанцию раньше, шли шагом, и когда мы их обогнали, то что-то бурчали нам вслед, но мы их не слышали, потому что бежаааали! Итого 24 км, примерно половина - бегом, потом перешли на быстрый шаг, но и таким темпом обгоняли большинство попутных команд)) Заняли 5-е место из 43-х команд. Неплохо для дебюта!



Фотоаппарат, как и в прошлый раз, большей частью был ни при делах, т.к. либо пил, либо бежал, но если в прошлый раз сделал вообще всего одно фото, то в этот раз превзошёл сам себя!

"Пятничный ЗОЖ" и другие сказки волшебного леса.



Ещё несколько >>>










Понедельник, 3 Июня 2019 г.
13:48 Рыбалка (типа)
Продолжаем разговор. Последний месяц выходные проходят достаточно насыщенно. Ну вот, например, один из майских уикэндов - в пятницу отправился с друзьями на рыбалку, с ночёвкой, вернувшись в субботу, успел поакроёжить, после чего отправился в Москву на концерт Louna, а воскр. завершилось капойэрой.



С одной стороны интенсивненько, с другой - рыбалка всё-таки дала неплохой расслабон. Удочки я, понятное дело не взял, зато взял виски, пиво и фотоаппарат, и пока друзья рыбачили, я упорно стремился не напиться, так что поснимал ещё немного пейзажей.



Ещё немного фото >>>























Воскресенье, 2 Июня 2019 г.
13:40 Лытдыбр. The Beginning.
Вся пожизнёвка и фотографии как-то потихоньку переместились в VK, но надо же и здесь оставить след!

В течении нескольких дней повыкладываю всякое. Для начала, вот несколько фотографий, которые я сделал ещё 1 мая на любимой Волхонке.



Ещё несколько штук >>>








Понедельник, 15 Апреля 2019 г.
14:03 Мужики не танцуют?
Обещал рассказать ещё об одном своём спортивно-оздоровительном увлечении, кроме акройоги. Рассказываю.

Это капоэйра. Занимаюсь чуть больше полугода. Для многих со стороны непонятно, чего же в капоэйре больше - боя или танца. Когда начинаешь изучать эту кухню изнутри, ответ становится очевиден. Да, капоэйра - бесконтактный вид, но только до тех пор, пока партнер уклоняется. Тут много нюансов, направленных на плавность и красоту ударов и связок, но именно это накладывает дополнительные сложности и ограничения на уходы и контратаки. Поединки тут называются не боями, а игрой, и правил у этой игры много.

Почти все удары наносятся ногами, руки активно используются для передвижения, приличная нагрузка во время тренировок ложится на спину, плечи, руки. Как средство поддержания физической формы это очень действенное занятие! Задействовано всё тело и все группы мышц, и если заниматься серьёзно, то пот льётся литрами, отходняк и восстановление мышц - пару дней. Кроме того, в отличии от всякого тягания железа, как по мне, это гораздо интересней! Кроме того, бесконтактность, да. Не хочу свои мягкие и жёсткие ткани проверять на прочность, цель набить кому-то морду не ставлю. Но, конечно, без случайных попаданий, мелких травм, ушибов и растяжений никуда. Уже был свидетелем и случаев посерьёзней, с переломами. Словом, ко всему надо относиться серьёзно.

В минувшее воскресенье в составе нашей ногинско-электростальской сектантской ячейки ездил в Москву на фестиваль Российского центра капоэйры, во время которого проходила и церемония вручения поясов. Вообще в России капоэйра представлена очень широко, вторая по численности в мире вроде, после Бразилии, конечно. У нас постоянно тусят бразильские (и не только) гуру, есть у кого учиться, организация на должном уровне. Получил свой первый (будем надеяться, не последний) пояс и я, как водится, поиграв с одним из мастеров.



Впереди ещё длинный путь, не знаю, какую его часть я осилю.

Снял на телефон немного магии в исполнении мастеров:



Вторник, 16 Октября 2018 г.
15:20 "Космос". Часть 11, заключительная. Ожидания/реальность.


В целом музей создаёт отличное представление о том, как на грандиозном пути покорения космоса менялись планы, цели, задачи, какие открывались новые возможности, и как отбрасывались целые направления, о непрерывности процесса и постоянном поиске, поиске идей, решений, вариантов. Даже эта фотография выше, на которой запечатлено всё семейство ракет Р-7, за время, прошедшее с апреля сего года, уже стала неактуальной, так как крайний справа "Союз-5", который было начали разрабатывать вместо "Ангары", уже вроде как не разрабатывается, а вместо него разрабатывается... обновленная "Ангара".

Читать подробнее >>>
В общем, несмотря на многочисленные проблемы отрасли, тщательно (и чаще всего некомпетентно) обсасываемые в СМИ, видно, что Россия всё ещё не зря считается космической державой. Наши блоки являются основой МКС.



Наши инженеры за последнее время построили два больших объекта - стартовые сооружения для "Союзов" на экваториальном космодроме Куру...



...и космодром "Восточный".



Выведена в космос и штатно функционирует группировка ГЛОНАСС.



В 2000-е годы созданы модификации РН "Союз-ФГ" и "Союз 2.1", переведен на "цифру" КК "Союз".

Разрабатывается семейство РН "Ангара", разрабатывается КК "Федерация".



Всё это в условиях постоянного общественного скепсиса, язвительных шуток, пристальнейшего внимания к любым неудачам. Атмосферка для работы та ещё! Пожалуй, только оборонная отрасль в этом плане может посоперничать.

И это, конечно, объяснимо. Когда человек с детства вырос на книгах Азимова, Кларка, Стругацких, в подростковом возрасте смотрел "Звездные войны", "Стар Трек", а сейчас любуется на Ютубе красивыми рендерами покорения Марса Илоном Маском, ему, привыкшему мыслить и мечтать размашистыми мазками, трудно представить сложность всей этой технической возни, в чём проблема сделать не заклинивающий клапан двигателя, почему столько лет не могли очистить недра "Науки" и всё такое прочее.

Кстати, часто в сознании обывателя ракета с космическим кораблём - это самое дорогое современное транспортное изделие, летающее по крайней мере. Это совсем не так, любой пассажирский лайнер стоит во много раз дороже ракеты. Просто потому, что там совершенно другие требования к безопасности, к срокам эксплуатации. А ведь авиалайнеры тоже "ловят" отказы сплошь и рядом. Поэтому когда в следующий раз будут раздаваться возмущенные возгласы "Доколе, за такие деньги!...", следует помнить, что космическая техника - это всегда штучное производство, в жёстких финансовых рамках, только этим и объясняется современный слабый прогресс отечественной космонавтики. А мечта... мечта в отрасли присутствовала всегда, пусть часто и не выходила за границы бумаги и макетов. Мечта о лунных городах и межпланетных экспедициях. Без мечты космонавтика немыслима!





Суббота, 6 Октября 2018 г.
14:46 "Космос". Часть 10. Многоразовые системы и "Энергия".
Со временем туго было последний период, сорри. Продолжаем.



Осваивать космос не с помощью самоуничтожающихся бочек-ракет и падающих на кусках тряпки консервных банок, а с помощью полноценных самолётов, да ещё желательно одноступенчатых - об этом люди начали думать ещё задолго до начала практического освоения космоса. Ещё молодой Королёв в 30-е годы создавал наброски проектов ракетных самолетов, в 60-е системы орбитального самолета были темой дипломной работы Гагарина, люди всегда грезили очертаниями звездолетов будущего и старались претворить это в жизнь. Но реальность, особенно в нашей стране, оказалась несколько сложнее...

Читать подробнее >>>
Кто бы что ни говорил, в СССР наработки по крылатым многоразовым кораблям всегда делались с оглядкой на США. Если хотите увидеть действительно многообразие обликов в предлагаемых проектах, сумасшедшие идеи, горячие споры конструкторских школ - изучайте космонавтику США. В СССР те проекты, которое доходили хоть до какой-то значимой стадии, делались по системе "посмотрим, что делают американцы, выявим достоинства и недостатки, адаптируем под себя и дадим более лучший ответ". И в США и в СССР в таких проектах прежде всего были заинтересованы Министерства обороны. Корабли с возможностью глубокого маневра в атмосфере, с хорошей массой возвращаемого с орбиты груза, с возможностью быстрого обслуживания и повторного запуска - мечта военных. Да ещё и с сулившей большие экономические выгоды многоразовостью! Правда, не все эти мечты оправдались на практике.

В Советском Союзе практически все работы по таким проектам связаны с именем Г.Е. Лозино-Лозинского, от "Спирали" до МАКСа, это поистине отец отечественных космических крыльев. Проект "Спираль" родился в 60-х на базе анализа американской системы Dyna Soar, он представлял собой малый орбитальный аппарат, стартующий с гиперзвукового самолёта-разгонщика.



Это был один из немногих проектов, дошедших до стадии полноценных испытаний, аппарат совершил даже орбитальный полет с приводнением в Индийском океане (стартовал на ракете). Множество других проектов так и осталось лишь на бумаге.



Ситуация стала меняться, когда американцы стали создавать Спэйс Шаттл. Наши решили ответить, выбирали из многих проектов, но опять-таки решили просто скопировать очертания и общие принципиальные вещи, доработав и улучшив. Так появился "Буран".



Уже тогда, в 80-х, на излете военно-космической гонки, да ещё при наличии собственных орбитальных станций, необходимость "Бурана" вызывала вопросы, но дать адекватный ответ американцам было необходимо. Уж не знаю, насколько впечатлил американцев "Буран", но вот РН "Энергия", сделавшая возможным полёт "Бурана", впечатлила всех. В отличии от цистерны с двумя петардами у Спэйс Шаттла, эта самая мощная отечественная ракета, хотя и делала запуски "Бурана" несравнимо дороже американских, могла использоваться для целого спектра задач, она не создавалась чисто под "Буран". Предусматривалась лёгкая модификация с двумя боковыми блоками (слева), в 4-блоковой конфигурации (справа) она могла вывозить какой угодно автономный боковой груз, а в перспективной 8-блоковой убер-конфигурации ("Вулкан") могла кого-нибудь, пожалуй, что и на Татуин закинуть!



Но ни мощная оборона, ни сверхдорогие исследования дальнего космоса в конце 80-х - начале 90-х, как мы знаем, уже не были в тренде. "Энергия" совершила пару стартов, "Буран" же и вовсе совершил лишь один полёт в автоматическом режиме, блестяще приземлившись при сильнейшем боковом ветре, на этом история полётов отечественных крылатых аппаратов была окончена. Кстати, "Буран", естественно, был приспособлен и под ручное управление, на тестовых экземплярах лётчики-испытатели совершили десятки посадок и очень хорошо отзывались об управляемости (как и американцы о шаттле). Использовалась вот такая РУС, явно списанная с наработок по военной технике. Только что кнопки залпового огня не хватает.



Специально для транспортировки "Бурана" и частей "Энергии" на базе стратегического бомбардировщика "3М" был создан тяжелый транспортный самолёт "Атлант".



Транспортировка всей системы на стартовую позицию, в отличии от американцев, осуществлялась в горизонтальном положении, сразу по двум рельсовым путям с помощью нескольких тепловозов.



Парочка публикаций тех лет.





Итак, история полётов крылатых космолётов была окончена, но не была окончена история разработок. Ещё в 80-е начали вестись работы над многоцелевой авиационно-космической системой - МАКС.



По задумке, система могла стартовать с любого подходящего аэродрома, а вместо супер-пупер-гиперносителя использовался бы незначительно модифицированный Ан-225.



В пилотируемом варианте орбитальный аппарат для выхода на орбиту использовал бы внешний топливный бак (как Спэйс Шаттл), а в беспилотном с малой нагрузкой - баки были бы прямо внутри орбитера.



Разработка проекта в полукоматозном состоянии то прерывалась то возобновлялась несколько раз, и, по-моему, ведется до сих пор, на этот раз для туристического использования. Вот полноразмерный макет задней части.



Ну и в качестве финального аккорда можно упомянуть корабль "Клипер", разрабатывавшийся уже в 2000-е, совсем недавно.



Разрабатывался он на смену "Союзу", выводить на орбиту должен был до 6 человек и в несколько раз больше груза, приземляться мог на аэродромы, по самолётному, а в качестве ракеты-носителя должна была использоваться "Онега". Хех. Клипер, Онега... Кто сейчас помнит эти, совсем ещё недавние названия? Сейчас мысли о том, что хорошо бы, чтобы через 10 лет "Федерация" и "Ангара" были у всех на слуху, а не канули так же в Лету...

Окончание следует, stay tuned
Пятница, 7 Сентября 2018 г.
17:36 Первым делом мы испортим самолеты
На прошлых выходных камрад Darth Kenoby и я наведывались полетать на аэродром Ватулино, что близ подмосковной Рузы.

Darth Kenoby, будучи там не впервые, на этот раз сел за штурвал 182-й Цессны.



Интересно после авиасимов было увидеть этот знакомый/незнакомый самолёт живьём.



Поразглядывать детали типа такого понтового выхлопа))



Пока товарищ управлял самолетом, плавно выписывая развороты над шикарными виллами, я наслаждался видами местности на пассажирском сиденье.



Места там под Рузой красивейшие - много водоёмов, водохранилища...

Сам же я опробовал Аэропракт А-22.



Сверхлёгкий, сверхкомпактный, сверхчувствительный к управлению, с отличной обзорностью, ловящий все порывы ветра - лучший агрегат для того, чтобы почувствовать себя птицей (не считая дельтапланов/парапланов).

На земле разворачивается одной человеческой единицей, настолько лёгок.



Тут я гордо восседаю один, но вообще справа, конечно, место инструктора, он же показал в воздухе маневровые возможности крафта: развороты с креном под 60 градусов, перегрузки, горки с невесомостью. Впечатляет.



Ну а так самолётик очень отзывчивый и предсказуемый в управлении, я думал будет хуже. Тут сказалась та же вещь, что ощутил, в своё время после автосимов впервые попробовав картинг: все те проблемы, с которыми сталкивался в симах и на их устранение уходило множество времени практики, и которых опасался у реального гоночного агрегата, исчезли, даже не возникнув - точки вхождения в повороты, ощущение срыва моста, предел нагрузки шин и всё такое прочее. То, что в автосимах приводило к множеству вылетов и разворотов, оказалось полностью устранено "чувством пятой точки". Здесь то же самое - в авиасимах сверхлёгкую авиацию часто вводит в полный расколбас теми же порывами ветра и ты не сразу понимаешь, что происходит и что именно нужно корректировать. Взгляд не отрывается от приборов. Наяву же ты производишь коррекцию ещё в самой ранней стадии, и ощущения тебя не подводят, даже если не смотреть на приборы.

Теперь тоже надо Цессну попробовать. Управление Аэропрактом всё же основано на привычной для меня моторике, джойстик по правую руку, РУД слева. Штурвал будет новым экспириенсом)

P.S. Фотки мобильные, претензии по балансу белого не принимаются)
Вторник, 14 Августа 2018 г.
12:34 "Космос". Часть 9. Автоматические межпланетные станции


Пожалуй, самый верный эпитет, который можно применить к этой главе - ошеломляюще! Если одиночные успехи нашей ранней пилотируемой космонавтики заставляют, как и другие исторические подвиги, относиться к ним с уважением, если всегда останется горечь от нереализованной высадки на Луну, если орбитальные станции - это уверенное, качественное, но - повторение пройденного, вновь и вновь, то история наших АМС - это постоянные эпитеты "первый", "впервые", "первые"... И это уже отнюдь не единичные подвиги. Размах, масштабность исследований, интенсивность запусков кажутся просто невероятными, сказочными из сегодняшнего дня, когда за всё время "новой России" не запущено ни одного успешного межпланетного аппарата. Техническая проработка, тщательность подготовки и уверенность в успехе поражают нас из нашего "нового каменного века" не меньше, чем пилотируемая высадка на Луну. О каждой программе можно рассказывать долго и восторженно, но я только выложу картинки, а заинтересовавшимся смогу посоветовать неплохие книги.

Читать подробнее >>>
Конкретные проекты АМС начали разрабатывать сразу же после запуска первого спутника. Горячим сторонником развития беспилотного исследования других небесных тел был Королёв и он всегда яростно отстаивал это "бесполезное" направление перед военными, заинтересованными лишь в околоземном космосе. Первый небесный аппарат к другому небесному телу, "Луна-1", был отправлен 2 января 1959 года.



Аппарат должен был врезаться в Луну, но промахнулся и ушёл на гелиоцентрическую орбиту. Советские газеты вышли с заголовками: Запущена первая искусственная планета Солнечной системы - "Мечта"!
"Луна-2", запущенная через полгода, успешно попала (впервые) и разбросала по поверхности сотни советских значков-вымпелов (то-то будет сокровище для кладоискателей будущего!)

Но настоящее исследование Луны началось с появлением "Молнии" (на фото ниже - слева). Это уникальная, ЧЕТЫРЁХступенчатая модификация Р-7, изначально была создана для запуска одноименных спутников связи на их вытянутые орбиты. Но также она оказалась неоценимой в качестве РН лунных аппаратов. Справа - первый искусственный спутник Луны, "Луна-10", в числе прочих функций также передававший с орбиты Луны звуки "Интернационала".



"Банно-прачечный комбинат" "Луна-3", впервые облетевший Луну с обратной стороны, впервые сфотографировавший, прямо в ходе полета в соответствующих хим.растворах проявивший снимки, отсканировавший их и передавший на Землю при сближении. 1959-й год, на минуточку.



"Луна-9". Первая мягкая посадка на поверхность другого небесного тела, первая переданная панорама лунной поверхности.



Первые годы советских исследований Луны глазами СССР и США.



Возвращаемый аппарат "Луны-16", впервые автоматическим путём доставивший грунт с поверхности другого небесного тела.



Вот этот.



"Луна-17". Тут, я думаю, можно даже без пояснений.



"Марс-3". Первый аппарат, мягко приземлившийся на красную планету. Первая передача (частичная) панорамы Марса.



ПрОП-М. Первый марсоход, доставленный на поверхность планеты. Интересная система передвижения - отталкивание одновременно обоими лыжами от поверхности, гребками, как при плавании брассом.



Вообще советская программа исследования Марса, хотя потом и оказалась в тени американской, в своё время была обширна и глобальна, развившись до таких вот орбитальных гигантов типа "Марс-5".



Не устали ещё от эпитетов "впервые"? Впереди ведь ещё Венера.



"Венера-1". Первая АМС, отправленная к утренней звезде. Связь оборвалась на расстоянии 2 млн. км (уже первая межпланетная станция, отправленная в далёком 1961-м году, пролетела куда дальше, чем Фобос-Грунт!).



"Венера-4". С неё впервые в атмосферу планеты спущен зонд (был раздавлен на высоте 30 км крепкими объятиями планеты, успев передать ряд данных).



Спускаемый модуль "Венера-7". Первый аппарат, совершивший посадку на поверхность этой планеты.



"Венера-9". Первый в мире искусственный спутник Венеры, а её посадочный аппарат передал первые панорамы с поверхности планеты.



Аппарат садился без всяких парашютов и двигателей, в вязкой атмосфере планеты для условно мягкой посадки оказалось достаточно вот такой конструкции с силовым конусом внизу!



А это уже "Вега", фантастически прекрасный проект под самый закат СССР - две станции прошли мимо Венеры, сбросив на поверхность успешные посадочные модули и аэростатные зонды, после чего отправились на сближение с кометой Галлея, впервые передав снимки ядра кометы, позволив определить хим.состав шлейфа и получить другие научные результаты. Закончили работу в 1987-м году.



Грандиозная и поставленная на поток программа исследований, в которой для реализации только одного запуска требовалась вот такая кооперация:



Что могло двигать всё это вперёд, какие прагматичные цели, какие бизнес-расчёты, что ещё, кроме как не мечта, подобная той, что заставляла учёных на борту американских аппаратов размещать такие объекты?





Вот она, настоящая жажда космоса, жажда исследований, истинная романтика науки и неизведанного! Вот такой вот "серый угрюмый Совок".



То ли дело ныне...

Ну а нам ещё предстоит ознакомиться с последним мощным всплеском отечественной новаторской космической мысли - многоразовыми космическими системами и "Энергией".

Stay tuned
Вторник, 3 Июля 2018 г.
12:32 "Космос". Часть 8. Орбитальные станции и ТКС


После "черного" окончания 60-х в советской космонавтике наступил своеобразный ренессанс - годы впечатляющего развития орбитальных станций. Хотя, как водится в освоении космоса, и здесь всё было очень непросто.

Читать подробнее >>>
ЦКБЭМ (бывшее "королёвское" ОКБ-1) до последнего пыталось заставить летать "лунную" Н-1, пуская на неё все ресурсы, отодвигая на второй план другие затратные проекты. Одним из этих проектов уже тогда были долговременные орбитальные станции (ДОС). На этом проекте особенно настаивали военные. Передавать данные дистанционного зондирования со спутников в режиме реального времени тогда было проблематично. То ли дело пилотируемая станция! Нужно было изучить возможности быстрой обработки и дешифрирования данных непосредственно на орбите, возможности космонавтов по съемке определенных участков поверхности, да и вообще способности человека пребывать месяц и более на орбите, оценка последствий для здоровья. Не говоря уже о перспективных экспериментах с оружием.

Окончательно убедившись, что ЦКБЭМ в тот период никак не было заинтересовано в продвижении ДОС, МинОбороны само выступило заказчиком проекта и начала работу с КБ Челомея. И результатом стала военная орбитальная станция "Алмаз".



Для военных это был идеальный вариант. В разной степени готовности было аж несколько корпусов, которые предполагалось по полной напичкать оборудованием для военных экспериментов, но... ЦКБЭМ в лучших традициях Королёва продолжало подминать всё под себя. По распоряжению ЦК несколько корпусов военных станций было передано в ЦКБЭМ! И в 1971 году в космос отправилась первая в мире орбитальная станция... "Салют-1"!

"Алмаз" тоже потом летал в космос в трёх экземплярах (последовательно). На первом даже была установлена пушка для баллистических экспериментов! В открытой прессе они тоже именовались "Салютами" и летали вперемешку с гражданскими, "настоящими" "Салютами". Первые из которых были сделаны на основе "Алмазов", а последующие - уже более отличающиеся проекты. В общем, если вы уже запутались, то ничего страшного, там сам чёрт ногу сломит (о нашей космонавтике, в отличии от американской, вообще из-за этого зачастую рассказывать сложно - огромная куча дублирующих друг друга проектов, со временем перетекающих один в другой, и это мы ещё до "Ангары" не добрались, муа-ха-ха!!)

В целом же все "Алмазы" и "Салюты" (вплоть до знаменитого "Салют-7", последней станции этой серии) были похожи - один большой модуль с переменным объёмом по длине, и пристыкованные к нему дополнительные транспортные корабли. Вот, например, "Салют" с пристыкованным к нему "Союзом".



А вот к "Салюту-6" готовится причалить грузовик "Прогресс".



Внешне "Прогресс" от "Союза" отличить очень просто - у него нет спускаемого аппарата, он весь сгорает в атмосфере на обратном пути, потому вместо изящного "колокола" в центре у него эдакий толстый бочонок. Запускаются "Прогрессы" с помощью тех же "семерок", что и "Союзы" (только других модификаций).



Но именно с военными "Алмазами" был связан один очень важный проект - в качестве транспортных кораблей там планировалось использовать не "Союзы" и "Прогрессы", а ТКС - "транспортный корабль снабжения". Новый пилотируемый проект. Можно сказать, что это была предтеча философии... американского "шаттла"! В том плане, что одновременно планировалось запускать и пилотируемый трёхместный модуль (возвращаемый аппарат ВА), и функционально-грузовой блок с существенной полезной нагрузкой. Причём они всё равно соединялись по модульному принципу, и ФГБ мог оставаться в составе станции и после схода с орбиты ВА. Естественно, Р-7 такое не потянули бы, и в качестве РН выступал "Протон". Была проведена пара беспилотных полётов, успешная пристыковка к станции и... проект закрыли. Проект, превосходивший систему "Союзов"-"Прогрессов" по всем параметрам.

Вот так выглядит возвращаемый аппарат ТКС (и рядом спускаемый аппарат "Союза").



Что же касается ФГБ, то два из изготовленных блоков вы можете видеть до сих пор в новостях. Один в космосе - это российский модуль "Заря" на МКС. А второй на земле - это... многострадальная "Наука".

Подобный "вторичный" рынок не уникален для орбитальных станций. Например, для американской орбитальной станции "Скайлэб" использовался... бак третьей ступени "Сатурна-5". А блоки, ведущие своё начало аж от первого "Алмаза", также получили длительное продолжение. Очередной изготовленный блок стал Базовым Блоком (ББ) постоянной орбитальной станции "Мир".



ПОС стала и первой в мире многомодульной станцией.



Далее несколько фото уже полноразмерного макета станции "Мир", установленного в павильоне.













Он использовался для наземной отработки операций, внутри установлена аппаратура, но когда я был, ещё только планировалось открыть доступ внутрь, не знаю как сейчас. Сквозь стеклянные врезы в тёмных недрах было видно немного.



А ещё один "алмазный" блок стал модулем "Звезда" российского сегмента МКС.

Все орбитальные модули, для "Алмазов", "Салютов", "Мира", и нашего МКС, выводились челомеевскими "Протонами", сделанными на основе УР-500, о которой я рассказывал ранее.



Такие вот причудливые извивы истории отечественной космонавтики. Впрочем, прямо в настоящее время на наших глазах их творится ничуть не меньше. Ну а мы ещё ненадолго задержимся в 60-80-х - взглянем на ещё один советский триумф, который как раз, увы, целиком остался в прошлом - беспилотные исследования дальнего космоса.

Stay tuned.
Суббота, 23 Июня 2018 г.
02:14 Питер военно-морской
Наверное, надо какие-то фото здесь выложить для тех, кого забанили в ВК)



В этот раз прошелся по военно-морским объектам, но такие объяснялки, как про космический музей, тут выложить не смогу, мне самому в этот раз объясняли. Но на какие-то конкретные вопросы по конкретным фото или темам ответить смогу.

Читать подробнее >>>
Для затравки - на полчаса налетела туча, чтобы я смог сделать фото мрачного пасмурного Питера посреди жары, веселья и мундиаля.



Военно-морской музей. Моделей кораблей - сотни, размеры - огого, детализация - невероятная. Нда, с такими глобальными модельками даже не убежать из музея, а уже готов был пойти на такой риск!!
На фото - лишь малая толика всего, я там просто был ошарашен колиКчеством и и каКчеством.

























Куда ж без белых ночей!







Так, это наверное ща разъедется на всю ширину, эта прям с пыла с жара была выложена в соцсети, фотошоп-фри) Даже во время предыдущих белых ночей такой толпы на набережной не видел, пришлось пугать людей, карабкаясь на парапет, это хоть немного заставляло шарахаться их в стороны от предполагаемой моей траектории падения, и освобождать требуемый фон с Птеропавловкой (вот не буду название исправлять!)



ПЛ середины XX-го века "Народоволец".





















"Аврора" разочаровала - открыта для посещения лишь малая часть верхней палубы.













Питер с фотошопом, но без Тарантула:



Питер с Тарантулом, но без фотошопа (с телефона):



Несколько панорам из Гран Макета, сорри за частоту кадров на первых двух видео, Ютуб не воспринял переменные параметры, снимал на телефон, исходные видеофайлы выглядят лучше))





Суббота, 9 Июня 2018 г.
15:07 "Космос". Часть 7. "Союзы"


Среди всех лунных проектов Советского Союза, и неудачных пилотируемых, и удачных, но ныне ушедших в прошлое автоматических, есть одна жемчужина, что ярко сиет и по сей день, и эти обгоревшие очертания очередного удачно приземлившегося спускаемого аппарата знакомы каждому по телетрансляциям и фотографиям.

Космический корабль "Союз".

Читать подробнее >>>

Как и американцы, мы также планировали, конечно же, поэтапное исследование Луны пилотируемыми экспедициями. Важной вехой должен был стать пилотируемый облёт Луны. Но если США использовали для этого всё тот же корабль "Аполлон", то советская программа, как это частенько было в те годы с космосом, была переусложнена и запутана. С ракетами-носителями вообще всё было сложно, а в качестве корабля для пилотируемого облёта Луны разрабатывался корабль под индексом "7К". Важным отличием его от "Востока"/"Восхода" должны были стать:
а) система жизнеобеспечения, позволяющая нескольким космонавтам провести в полете как минимум 12 суток, а то и более;
б) система маневрирования, позволяющая производить стыковку в космосе;
в) система управляемого спуска, которая позволяла бы в нужном месте навесить дополнительную абляционную защиту для торможения в атмосфере со второй космической скорости, и при этом снизила бы перегрузки с 9 до 4 g.

Где в итоге закончила вся советская пилотируемая лунная программа, не буду ругаться матом, но от корабля "7К" были взяты приборно-агрегатный отсек и спускаемый аппарат, и несколько переделан бытовой отсек - теперь он был сделан в виде шарика, там помещались невозвращаемые грузы, некоторое научное оборудование, туалет, ну и дополнительное пространство для сна. Этот трёхместный корабль получил индекс "7К-ОК" ("Орбитальный Корабль") и стал использоваться для, вы не поверите, орбитальных полетов. И выглядеть он стал примерно так:



Окей, не совсем так. Это уже модификация под названием "Союз-Т" (Транспортный), что в 80-х доставлял космонавтов на "Салюты" и "Мир", и почти такие же "Союзы-МС" ныне доставляют людей на МКС. Но уже первые "Союзы" отличались от современных лишь деталями. Исчезали и вновь появлялись солнечные батареи. А, скажем, первые "Союзы", предназначавшиеся для стыковки друг с другом, а не для причаливания к станциям, не имели переходных люков - у них были штырь и гнездо "папа-мама" для жесткой стыковки, а переход осуществлялся через открытый космос в скафандрах "Ястреб". Для этого был взят за основу леоновский скафандр "Беркут" и доработан - например узкий люк был неудобен для выхода с заплечным ранцем, и ранец переехал... на ноги спереди! Ну а не всё ли равно в невесомости?



Выводила на орбиту такой корабль всё та же "семерка", которая получила увеличенную третью ступень и систему аварийного спасения в виде штанги с пороховыми двигателями, уводившими корабль в случае аварии ракеты на старте (один раз эта система спасла космонавтам жизнь). Эта ракета, ныне уже в модификации "Союз-ФГ", также по очертаниям уже знакома всем и каждому.



С "Союзом" связаны и все трагические моменты нашей космонавтики, произошедшие именно в ходе космических полётов. На первом же "Союзе" из-за конструктивных ошибок в парашютной системе погиб Владимир Комаров. А ещё на первых "Союзах" экипажи летали без скафандров (как и потом американцы на шаттлах с 1981 по 1986 годы). И однажды это "шарахнуло" - при возвращении "Союза" в 1971 году из-за разгерметизации погибли Добровольский, Пацаев и Волков. С тех пор внутри корабля на опасных участках полета космонавты находятся в скафандрах "Сокол", которые в нынешней модификации выглядят так:



Конечно, первые корабли существенно отличаются от нынешних по приборной части. Сначала приборные доски, как и на "Востоках", были тёплыми и ламповыми.



На "цифру" корабль переводился очень неохотно - тонкая электроника более привередлива к перепадам температур, перегрузок, давлений и радиации. Но тем не менее сейчас корабль "Союз-МС" полностью цифровой.



Но снаружи, сразу после приземления, не думаю что можно легко отличить приземлившийся "колокол" "Союза-МС-07" 2018-го года от какого-нибудь "Союза-3" далеких 60-х.



На снимке ниже хорошо видны обгоревшие слои абляционной защиты, один за другим принимающие на себя тепловую нагрузку во время торможения в атмосфере.



А ещё этот корабль участвовал в эпохальном, не побоюсь этого слова, проекте 1975 года "Союз-Аполлон".



На снимке выше сразу видно, какой корабль предназначался для доставки комплекса с высадкой на Луну, а какой - лишь орбитальный околоземный корабль. Но вообще если сложить спускаемый и бытовой отсек "Союза", то видно, что с обитаемым пространством на этих кораблях всё примерно одинаково. А вот агрегатный отсек, топливные баки и двигатель корабля, конечно...

Переходный шлюз, что между кораблями, также "летел" с "Аполлоном", несмотря на то, что стартовало всё это на сильно "усеченном" "Сатурне". Но всё же "Сатурн" - это не Р-7...

Интересно решён стыковочный узел. Если использовать стандартный "папа-мама", то СССР и США, думаю, долго бы договаривались на высшем уровне, кому что. Был разработан андрогинный стыковочный узел с лепестками, который выглядел одинаково на обоих кораблях. Очень оригинальная по сути конструкция.



Позже на основе неё был разработан стыковочный узел с таким же принципом для причаливания "спэйс шаттлов" к "Миру", но это уже совсем другая история, и про орбитальные станции - в следующий раз.

Stay tuned.
Пятница, 8 Июня 2018 г.
18:31 "Космос". Часть 6. Лунная гонка


Долго думал, как подступиться к лунной теме. Если рассказывать обстоятельно, то список проектов советского освоения Луны будет неполным без автоматов, конечно. А даже кратчайший анализ итогов и того, почему же не вышло, и вовсе тянет на отдельный пост, и музейные фото как бы даже и лишние будут, так как дело в другом. Это если обстоятельно рассказывать. Решил поступить проще - не буду обстоятельно рассказывать. Расскажу только о советской программе высадки на Луну, с картинками, а остальное потом.

Читать подробнее >>>
Как и американцы, строившие гигантский "Сатурн-5", мы строили гигантскую Н-1 (слева и в центре). Её высота 100 м.



Проект пробивал себе дорогу в горячем споре двух конструкторских бюро - Королёва, чьим детищем и была Н-1, и Челомея, который на базе УР-500 (ныне известном как "Протон") предложил проект УР-700 (на фото справа), который был в состоянии обеспечить доставку на лунную орбиту комплекса, способного высадить спускаемый аппарат и вернуть на Землю человека обратно. Многие специалисты как тогда, так и сейчас считают, что проект Челомея был лучше практически во всём, и пробивание своего проекта (знаменитое королёвское упрямство!) стало, возможно, самой значительной ошибкой Королёва, что с технологической стороны (а была и другая сторона) привело к провалу лунной пилотируемой программы. УР-700 же так и осталась лишь в проекте.

Мы не смогли сделать такой мощный двигатель, как американский F-1. На первой ступени Н-1 стояло аж ТРИДЦАТЬ двигателей НК-33 (справа на снимке). Тридцать, Карл! На второй ступени - 8 НК-43 с огромными камерами сгорания (слева; масштаб, думаю, виден).



Всё это, конечно, впечатляет, но всё это непрерывно ломалось, конструкция с огромным числом двигателей была переусложнена, и все 4 тестовых пуска Н-1 были неудачными, после чего проект, на который были выкинуты десятки миллиардов рублей, был закрыт, уже после смерти Королёва и отстранения его преемника Мишина (чей вклад в провалы также велик).

При всей своей глобальности по выводимой полезной нагрузке Н-1 сильно уступала "Сатурну-5", так что спускаемый лунный модуль был значительно меньше американского.



Он был рассчитан только на одного космонавта, что означало куда больший риск.

А вот лунный скафандр "Кречет", впервые в истории отечественной космонавтики жесткого типа (без оболочки он выглядит как средневековая кираса, да ещё с жёстко прикрепленным шлемом!) был разработан достаточно хороший, и на его основе потом был сделан "Орлан", который до сих пор используется нашими космонавтами для выхода в открытый космос. (На снимке - именно "Кречет")



Но скафандр - скорее исключение. В целом практически ни одна часть проекта не была доведена до ума ("Союзы" - итог другого лунного проекта, не связанного с высадкой на Луну, так что про это потом), так как прежде всего не было надежно летающего базиса - ракеты-носителя Н-1. О каком тут риске одиночной высадки можно было рассуждать!

Словом, это была одна из самых грустных страниц истории нашей космонавтики, и закончилось всё достаточно предсказуемо.



Stay tuned.
Вторник, 29 Мая 2018 г.
15:34 Много дорог и немного "космоса" :)
На выходных пребывал на 45-м фестивале "Крокодилиада", что в этот раз разместился близ Киржача. Это спортивное ориентирование, разные категории, разные дистанции и сложности. Участвовал в составе велодвойки. Проехали около 50 км по бездорожью, полям, кротовым норам, лесам, тропинкам, болотам и самолетам) Велик выдержал. Заняли 12-е место из 26 команд. Напряжный, но очень интересный экспириенс!



Едешь от одного контрольного пункта до другого, согласно полученным на предыдущим КП ориентирам. Местами всё понятно, а иногда приходилось и поблуждать по несуществующим более тропинкам, попередавать из рук в руки велики, скача по болотным кочкам, почесать в затылках, изучая вводные типа "может находиться в любом месте на протяжении 320 м по азимуту 250".



Места красивейшие, но всё время был либо пьяный в лагере, либо спортивный на трассе. За три дня только одно фото сделал, по сути)))



Таких цивилизованных мест и более-менее цивильных дорог было исчезающе мало. Обычно панорамы были вида "лес справа, лес слева, поле спереди, поле сзади, и где-то ТАМ речка".



А бонусом - под катом фееричное курево из одного нашего междусобойчикового ВКшного чата. Это надо оставить для истории) Дополнения-продолжения приветствуются.

Самые важные события за неделю >>>
> В космос, в космос надо сматываться с этой планеты!

> ага и начнется сепаратисты Марса, "активные граждани Венеры", долбоебы "ПлутонНаш"

> Граждане Венеры жалуются, что на них оказывают огромное давление. "Мы тут как в аду, сплошные горячие точки!" - сетуют они.

> "Гражданская активность на Плутоне практически заморожена!" - негодуют правозащитники.

> "Мы - красные!" - агитируют казаки Марса. "У нас другие традиции, не будем уподобляться этой голубой Земле!"

> И лишь на Сатурне продолжается многогодичная кольцевая гонка на космоциклах

> Монархисты пятой планеты от Солнца вышли под лозунгом "Что дозволено Юпитеру..."

> Боюсь представить с какими лозунгами к нам прилетит планета Нибиру.

> А жители крупнейшего спутника Юпитера запустили референдум с требованием получить независимость от его планетарного притяжения. "Европа - це Европа!" скандируют они.

> "Нибиру, нибрал, и нибудубрать!" - слоган самого честного депутата Солнечной системы. К сожалению, похоже это всё-таки миф.

> "Американские авианосцы уже входят в моря Нептуна" - заявила представитель госдепартамента США. К сожалению, её никто не предупредил, что на Нептуне нет воды...

> "К нам поступил сигнал о том, что там может находиться Уран" - так объяснил глава НАТО вторжение на седьмую планеты Солнечной системы.

> "Газпром": Космический поток на каждый астероид!

> Из облака Оорта была запущена очередная комета во славу великих идей Чучхэ. По последним сведениям, комета полностью сгорела, не дойдя до орбиты Марса.

> Недавняя возросшая активность Солнца вызвала панику на ряде небесных тел Солнечной системы. Сам Солнце пояснил это так: "Вы знаете, буду краток. Это нормальные процессы взаимодействия с нашими зарубежными партнерами, и мы всегда будем нацелены на конструктив".

> На вопрос журналистов, будет ли Солнце Солнцевич баллотироваться на следующий пятимиллионный срок, Солнце улыбнулось и ничего не ответило.

> Возросшая на целый рубль стоимость керосина привела к тому, что в соцсетях появились призывы не заправлять ракеты в период с 26 по 29 мая. Специалисты предупреждают о возможных падениях ракет на Алтае, в Казахстане и Флориде.

> А жители спутника Юпитера никак не успокоятся. Они настаивают на том, что говорить "на Европе" - унизительно и недопустимо, все 1000 лет люди говорили "в Европе"! Лингвисты в растерянности.

> Аномальная жара на солнечной стороне Меркурия привела к невиданным в системе урожая помидор. Фермеры планеты требуют от Евросоюза снять санкции.

> "Попытки сделать вид, что Плутона нет в Солнечной политической системе - это просто смешно, это недопустимая политика коррумпированных властей". В ответ на это Солнце заметил "Вот упомянутая вами.... ммм... карликовая планета - вы знаете, у нас таких много, самого разного сорта! Но есть и Юпитер! и Сатурн! и Земля! и с ними мы должны считаться прежде всего. Это тоже наши небесные тела!"

> Огромные поставки выращенных помидоров с Ганимеда вызвали недоумение международных организаций, учитывая температуру на Ганимеде в -200 градусов. "Ну уж уродила земля ганимедская, ну не выбрасывать же теперь!" - развел руками батька Ганимеда.

> Сверхзамороженные ганимедские помидоры будут представлены на стенде Солнечной системы на форуме "ВДНХ Млечного пути"

> Для расследования ситуации представитель Госдепартамента пообещала направить авианосцы в моря Ганимеда...
Пятница, 18 Мая 2018 г.
14:53 "Космос". Часть 5. "Восходы"
"Восход" был странным кораблём. По сути, это была лишь модификация. Этот корабль совершил всего два пилотируемых полёта в космос. Но именно на нём было совершено эпохальное достижение - первый выход в открытый космос.



Читать подробнее >>>

Советская пилотируемая программа продолжала своё триумфальное шествие. Парным полётам кораблей-"одиночек" уже не удивлялись, нужно было что-то новое. Многоместный корабль! Уже тогда начиналось проектирование "Союза", но до него было далеко, нужно было что-то здесь и сейчас. И тогда возникла идея взять "Восток" и засунуть туда три кресла. Так и поступили. Для того, чтобы выводить на орбиту увеличенный груз, третья ступень "семёрки" была удлиннена.



Также вы можете заметить, что здесь в головном обтекателе уже нет выреза для экстренного катапультирования. Это был, наверное, самый странный и самый опасный по конструкции (впрочем, тут он делит пальму первенства с шаттлом) корабль в истории. Космонавты тут приземлялись уже внутри корабля. А при аварии на первых секундах полёта шансов выжить не было. Если из "Востока" космонавта можно было катапультировать, а на других кораблях стали устанавливать твердотопливные САС, уводившие корабль от носителя, то на "Восходе" не было ничего. Более того, чтобы снизить вес корабля, космонавты в трёхместном варианте отправились... без скафандров. И более того, это стало дурной традицией во всех советских полетах вплоть до трагедии с экипажем "Союза-11". Позднее по тем же граблям уверенно пошагали Штаты в программе "Спейс шаттл", введя скафандры только после гибели "Челленджера" (казалось бы, как на это могли повлиять обстоятельства катастрофы, но логику там найти сложно, как-нибудь напишу отдельно).

А в остальном это был тот же "Восток". Та же приборная панель, чуть доработанная.



Те же органы управления (только без цифровой панели для введения "гагаринского" кода разблокировки, естественно).



В этом заключалась одна из многочисленных странностей корабля. Органы управления были рассчитаны на одиночное расположение пилота. И когда Беляеву пришлось вручную ориентировать корабль, он это смог сделать, только расположившись поперек кресел.

Вот так на орбите выглядел "Восход" в своём втором полёте, где летели уже только два космонавта (изначально этот корабль хотели назвать "Выход"), и из которого состоялся исторический выход Леонова в открытый космос.



Сверху вы можете видеть надувающийся шлюз, уже в надутом состоянии (перед входом в атмосферу он сбрасывался). А на "носу" корабля важное нововведение - дублирующая тормозная установка! Вот это был правильный шаг в обеспечении безопасности полётов. А в остальном это, как вы сами можете видеть, таки "Восток". Корабль стал тяжелее, а система его посадки должна была стать по сравнению с "Востоком" мягче, так что приземлялся он на двух парашютах. А вот запасной парашютной системы... не было! В отличии от индивидуальной полноценной парашютной системы космонавтов "Востоков". Ещё один возросший фактор опасности.

Скафандр "Беркут" для выхода в открытый космос совсем другого типа, не жёсткого, как современные скафандры. В открытом космосе по полной программе возникал эффект надутого мячика. А ещё индикатор давления кислорода почему-то был расположен на ранце на спине.



СССР - СССРом, но раз надо хорошую оптику, то...



О перипетиях полёта рассказывать не буду, проходил он трудно и интересно, есть ряд документальных фильмов про это (только по "Времени первых" не судите, там много выдумки). И этот советский полёт в 1965 году, конечно, в очередной раз ошарашил весь мир. Можно ли тогда было представить, что это будет последний триумф нашей пилотируемой космонавтики в 60-х и на долгое время СССР в космосе уйдёт на второй план? Хотя многие специалисты уже тогда давали пессимистичные прогнозы. Уже вовсю разгоралась "лунная" гонка...

Stay tuned.
Вторник, 8 Мая 2018 г.
16:48 "Космос". Часть 4. "Востоки"
Продолжаем разговор.



Читать подробнее >>>
Сразу же с началом космической эры началась разработка "пилотируемого корабля-спутника", который нам теперь известен, как "Восток". Я не буду сюда вываливать всю энциклопедию об отработках, трудностях, триумфальных Белках и Стрелках и всём прочем. Сразу только, что ещё на тестовых кораблях были успешно испытаны солнечные батареи, отслеживающие положение солнца и разворачивающиеся вслед за ним. Использоваться они стали только много лет спустя.

Для запуска корабля на Р-7 была добавлена третья ступень, а в носовом обтекателе корабля имелось отверстие, сквозь которое система аварийного спасения (САС) отстреливала люк и катапультировала кресло с космонавтом при аварийной ситуации. По этому отверстию и можно отличить "Восток" от любой другой "семёрки".



Перед сходом с орбиты от корабля отстреливался приборно-агрегатный отсек вместе с ТДУ, и шарик, на котором слой за слоем обгорала термозащита, по баллистической траектории спускался в плотные слои атмосферы. Всё это я подробно показывал на стриме. На фото, кстати - подлинный гагаринский корабль. "Лысина" вверху (это позднее "приобретение", корабль не до такой степени обгорел ) показывает ячеистую структуру поверхности.



Вот от этих коннекторов с помощью пиропатронов отстреливался толстенный пучок кабелей, что связывал спускаемый аппарат и приборный отсек. У Гагарина такое разделение не прошло штатно и разделение отсеков произошло позже, от срабатывания уже другого датчика (нарастание перегрузки).



В атмосфере примерно на 7-километровой высоте справа отстреливался люк (стеклянные колпаки тут исключительно в целях сохранности экспоната) и кресло катапультировалось. Затем отстреливался люк парашютного отсека, что по центру, выпускался сначала тормозной, затем основной парашют, и спускаемый аппарат приземлялся, причём не особо мягко. А космонавт отделялся от кресла и приземлялся отдельно на собственном парашюте. "Восток" - единственный в мире космический корабль, где космонавт приземлялся отдельно от спускаемого аппарата.



И это также накладывало отпечаток на скафандр СК-1 ("скафандр космический"), который, что редкость для космоса, был ярко-оранжевого цвета, чтобы легче заметить космонавта с воздуха. После этого оранжевые скафандры появились только на шаттлах после катастрофы "Челленджера", т.к. там тоже была введена теоретическая возможность приземления на индивидуальном парашюте. Теоретическая.



На фото выше, кстати, слева любопытный антиисторичный артефакт: ракета "Восток" среди ферм, предназначенных, судя по диаметру площадок, для обслуживания РН с разгонными блоками "Фрегат", что появились на 31-й площадке Байконура много позже "Востоков".

Крепление шлема.



Всего в космос "слетало" пять скафандров СК-1 и один СК-2 (Терешкова).

Рукоятка управления кораблём. В "Союзах" две подобных рукоятки, одна для разворота по осям, и другая для выдачи импульсов движения в стороны. Но "Восток" мог только разворачиваться по осям (потому при разработке "Союзов" ставилась задача создать МАНЕВРИРУЮЩИЙ корабль). Подробно про особенности управления я опять же рассказывал на стриме.



Любопытная газета. Поясняется, что Гагарин - это Wild Duck А Лайка названа Little Lemon (т.к. вроде у неё ещё была кличка Лимончик...)



Всего было выполнено шесть полётов на "Востоках". Гагарин, затем Титов, потом совместный полет двух кораблей Поповича и Николаева, и ещё один совместный полёт кораблей Быковского и Терешковой.





Ещё несколько кораблей "Восток" были переделаны в "Восходы", но это уже следующая история. Ну а, история первого космонавта Земли закончилась, увы, трагично, и напоминания об этом также есть в музее.





Stay tuned.
Закрыть