besti_Я
дневник заведен 12-01-2004
постоянные читатели [22]
12tRi, 3_62, barber, BiGG_BeNN, Eroshka, Fantasy and Sci-fi, Hydralisk, Morteria, Mrazz, pomponaz, Tlenne, Whale, z_g, Букля_, Дизайнер шатун, Кар-Карон, Клер, Путник, Роман В.С., Скромняга-2, Таурон, Щепка
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Днепр, Украина
[1] 11-08-2005 09:53
Мрррр...

[Print]
Яблошный вампир
08-08-2005 18:22 Читая Делерма
Это как смотреть на мир сквозь полиэтилен. Ты почти все видишь, ты слышишь все звуки, ощущаешь запахи. Все настоящее и при этом есть занавесь, полупрозрачная, меняющая очертания предметов. Ничем не мешающая, просто позволяющая придумать детали самостоятельно. Ты можешь немножечко додумать этот мир и тем самым породниться с ним, сделать его частью себя.
Я понимаю, почему Делерм не художник – подобное искусство уже утратило свою актуальность. С литературой по-другому: каждое новое поколение живет в новом мире и хочет знать именно о нем. Поэтому так щемяще-прекрасны эти зарисовки. Они – о сейчас. Все, о чем ты читаешь, сейчас с кем-то происходит. И это не удивляет. Так и надо.

НА ПЛЯЖЕ С КНИЖКОЙ

На пляже не очень-то почитаешь. Лежа на спине это почти невозможно. Солнце слепит глаза, приходится держать книгу прямо над собой на вытянутой руке. Несколько минут терпишь, потом переворачиваешься. Читать на боку, опершись на локоть, когда одной рукой подпираешь висок, а другой держишь раскрытую книгу и перелистываешь страницы, тоже неудобно. В конце концов укладываешься на живот, согнув руки перед собой. У самой земли всегда поддувает. В корешок забиваются крошечные слюдяные чешуйки. На тонкой газетной бумаге карманных книжонок налетевшие песчинки скапливаются и сливаются с сероватым фоном, так что их не замечаешь и, только когда за несколько страниц наберется ощутимая масса, небрежно стряхиваешь их. А на плотной, зернистой белой бумаге приличных изданий они вклиниваются в текст. Цепляются за матовые шероховатости и поблескивают. Получаются новые знаки препинания, открываются новые пространства.
Важно еще, о чем читать. Приятно играть на контрастах. Взять, например, «Дневник» Леото, то место, где он с отвращением описывает месиво человеческих тел на бретонских пляжах. Или «Под сенью девушек в цвету» — очутиться в курортном обществе: мужчины в канотье, дамы с омбрельками, учтивые старинные приветствия. Или, полеживая на солнышке, окунуться в дождливый мир злополучного Оливера Твиста. Или, разомлев от ленивой июльской жары, скакать верхом, как д'Артаньян.
Но неплохо и подбирать чтение «в масть». Например, полеживая на безлюдном берегу, растягивать «Пустыню» Ле Клезио, чтобы застрявшие песчинки вбирали в себя тайны туарегов, неспешные синие тени.
От долгого лежания в такой позе затекают руки, клюет подбородок, в рот набивается песок, тогда приподнимаешься, скрещиваешь руки под грудью и одну выпрастываешь время от времени, чтобы перевернуть или загнуть страницу. Поза подростка, ну что же! Она добавит в чтение для полноты букета щемящую тоску. Это и есть чтение на пляже: меняешь позы, пристраиваешься, то устаешь, то наслаждаешься урывками. Как будто читаешь всем телом.
Закрыть