Koveras
18:25 19-02-2005 Noir и Evangelion
Hito no naka no hito,
Ai no naka no ai,
Tsumi no naka no tsumi

Пересмотрел вот на днях оба сабжа... И то и другое - рулезз совершеннейший, хоть Ева и рулеззнее. Да, пора мне русский заново учить...

В общем, говорю то, что так и не смог никому высказать после первого просмотра: Noir для меня - вторая Ева. Даже X так не торкает, как торкнул меня Нуар. Словами это удовлетворительно не описать, это только почувствовать можно.

Ну, как вам это объяснить... Самые лучшие и красивые фильмы, книги и даже мелодии всегда оставляют после себя ощущение, что ты что-то потерял, что-то очень-очень важное, что тебе дали на время просмотра, попользоваться, а потом забрали обратно. И даже если ты знаешь, что в любой момент, можешь достать диск, книгу, кассету с полки и взяться за нее снова, то все равно продолжаешь искать, что же это такое было, отсутствие чего никак не дает тебе покоя, мешает спать по ночам... Наверное, это и есть загадочный "саспенс". Если это самое есть - меня торкает.

Noir был первым фильмом, от которого я плакал (комплексом мачо я не страдаю, к добру ли или к худу). Когда Мирель понимает, что Кирика не вернется, вот тогда меня и проняло. Первой книгой в этом отношении был "Властелин Колец" - сцена смерти Гэндальфа. Тогда я минут пятнадцать сидел в кресле и не мог читать дальше, потому что постоянно должен был вытирать очки. Ну а музыкой была песня Rufus Wainwright'а "Halleluja" (если кто не знает, она была использована в первом Шреке, эпизод, когда ГГ возвращается домой) - но тогда, скорее всего, просто с тоской по поводу прощания с Данией совпало...

Если кто бывал на сайте http://shounen.ru/, то он, несомненно, заметит схожесть моей терминологии с той, что используется там. Это потому, что автор сайта, сам о том не подозревая, оказался единственным моим авторитетом в области аниме. И в большинстве случаев я с ним бываю согласен. Но его рассуждения по поводу Нуара мне не понравились. По-моему, он просто не разглядел его основной темы, сконцентрировавшись на "эстетике смерти", в которой, согласен, Нуару нет равных. А основная тема там иная, такая, которую, Shounen-sensei, ну никак не уместить в одной первой серии. Noir повествует о людях, которые нашли друг друга, об отношениях по сравнению с которыми блекнет и дружба, и даже, да простятся мне грехи мои, любовь. Именно это повествование и ставит Нуар для меня один ряд с Евой, рассказывающей о диаметрально противоположном.

Когда я пересмотрел Нуар, я понял, что настало время Евы. Должен признаться, что есть у меня такое правило: чем лучше книга или фильм, тем больше времени у меня проходит между первым и вторым прочтением/просмотром. После каждого раза, если это действительно хорошее произведение, надо заново обдумать, что ты увидел, и лишь когда сами воспоминания об этом мыслительном процессе начнут стираться из памяти, лишь тогда можно повторить просмотр/прочтение. Между первым и вторым прочтением Lord of the Rings у меня прошло около трех лет, а если учесть, что в первый раз я читал по-русски, а потом - только по-английски, то второе прочтение никак не может начаться вот уже восемь лет. На перепрочтение Dune ушло года два.

А Еву я пересмотрел через полгода. Не рекорд, конечно, но уж очень невмоготу стало. Хотелось снова увидеть лицо Аянами, окунуться в ту атмосферу кристально чистой депрессии, что царит в NGE... В общем, бред. Когда смотришь по второму разу, обращаешь внимание совсем не на то, на что обратил в первый раз. Например, со второго раза я вдруг начал понимать Аску. Нет, Рей, конечно, рулит и, образно выражаясь, "ваще"... но она - богиня. А Аску мне чисто по-человечески жалко. Она же самая беспомощная из всех! Даже Шинджи, уж на что лох и истерик, но даже ему было что противопоставить миру. А у Аски не было ничего кроме собственного упрямства в двести ослиных сил - не так уж мало, но все равно недостаточно...

Еще я вдруг понял, что Ано Хиядзаки имел в виду под AT-field'ом. Да-да, я знаю, что тормоз... Рассказать? "ЭйТи-фирьду" - это то, что отделяет людей друг от друга. Это то, что делает нас индивидуумами. Это то, из чего проистекают вся боль и все беды человечества. Это шипы, которыми мы вольно или невольно раним любого, кто оказывается рядом с нами. У большинства из нас эти шипы короткие, как у того ежика, из притчи доктора Акаге. Но это лишь иллюзия, и под коротенькими, тупыми иголочками скрывается наше настоящее оружие, ждущее своего часа, когда его пустят в ход, как ответную реакцию на укол извне.

Шинджи в этом отношении - дикобраз. Матерый такой дикобразище, с длиннющими и острейшими иглами, торчащими во все стороны разом. Икари-старший в этом отношении ему ничем не уступает... Рей - тоже дикобраз, только дикобраз неправильный, без острых концов на иглах. Последние хоть и не ранят, но функцию свою выполняют отлично. А вот Аска - она ежик. Махонький такой, с мягкими иголочками. Все что она может - это выставлять свои иголки наружу так внушительно, что никто не решается подойти. Это, может, и выгодная стратегия, но открытого соревнования с дикобразом класса Шинджи, на который ее эта стратегия толкнула, Аска, понятное дело, не выдержала. И поэтому мне ее жаль.

Поразительно различается саспенс Евы после первого просмотра и после второго. После первого мне было хорошо, не в смысле эйфории, а в смысле спокойствия и умиротворенности... по крайней мере, пока не посмотрел End of Evangelion. После второго мне стало как-то очень хреново. Этакая странная тоска, не та, от которой хочется выть на Луну и вешаться, а ледяная заноза в мозгу, что заставляет засыпать и просыпаться, думая об одном и том же. Наверное, это и есть грусть... да, именно грусть, так и напишу в графе "Состояние". Мне даже кажется, что стоит пересмотреть заново EoE, несмотря на все те нелестные определения, что я дал ему полгода назад - может, поможет?

Сегодня утром мне вдруг пришла в голову мысль "А не пересмотреть ли заодно и X TV?" Сначала я даже успел эту мысль обдумать, но потом понял - нет. Может, я преувеличиваю степень его воздействия на мое бедное сознание, ведь, как я выяснил, половину этого воздействия оказывает воистину гениальная немецкая озвучка, с которой я смотрел Икс в самый первый раз, но лучше не рисковать. Иначе - сдохну. Вот такой вот я ненормальный.

PS: Да, еще одну мысль забыл высказать... Потрясающе все же, как японцы в аниме умудряются комбинировать культурные наработки других народов, скажем, европейцев, с элементами собственной уникальной культуры. То есть, чтобы нагляднее было, Ева, к примеру, очень многое заимствовала у "сумрачного германского гения", как говорил Пушкин (странно, уже второй раз его поминаю), а в Нуаре очень сильна французско-итальянская линия.

Продолжая аналогию, можно с уверенность установить связь между Cowboy Bebop и Диким Западом, Хеллсингом - и Великобританией (sic!). Эскафлон уникален тем, что в нем нашла отражение вся средневековая Европа, а точнее - ее идеализированное, но от того не менее впечатляющее представление о себе. По большому счету, из всего мною виденного, исконно японским является лишь X, хотя и в нем присутствуют чужеродные элементы - например, великолепная фигура циничной идеалистки Карен. Действительно, впечатляет.

Current music: Yuki Kajiura - Snow
Настроение: Грустное
Комментарии:
point69
02:50 20-02-2005
Ага, по поводу АТ-поля все верно, ИМХО.

А вот для меня, например, второй Евангелион - это Ра-Ксефон.
Koveras
22:56 20-02-2005
point69
Ага, по поводу АТ-поля все верно, ИМХО.

Спасибо, значит, не зря я столько по этому поводу думал.

А вот для меня, например, второй Евангелион - это Ра-Ксефон.

Слышал про него, но пока не добрался.
PALADIN
17:15 26-02-2005
Текст руллез =)
Koveras
23:01 27-02-2005
PALADIN

Спасибо. Это вообще-то экспромт, я даже не проверял его - написал и запостил.