Beijing
19:20 28-04-2005 А в спину нам дышат другие
- Крыс в принципе нельзя победить с помощью капканов и отравы, - рассказывает хороший мой знакомый и старый охотник на этих грызунов дед Сергей. - Потому как они быстро к любым ловушкам приноравливаются. Только один есть способ - их друг на друга натравить... После войны, когда крысы у нас последние крохи подъедали, решил я по совету своего отца вывести так называемого крысоволка. Сажаешь их в бочку парой, через несколько дней остается в бочках по одной твари, их снова сажаешь парами... Вот тот, кто остается последним, - и есть крысоволк! После того, как он съест с десяток своих собратьев, его можно смело отпускать - через два дня все крысы из окрестных домов уходят. В сороковых годах я несколько таких крысоволков продал на базаре, их выращивать было выгоднее, чем телят или кролей.

Так вот: наловил я тогда пасюков, кинул на дно бочек по двое, проголодаются - кто-то кого-то съест. Однако гляжу - бочки назавтра пустые! Сунул туда новых, а сам наблюдаю - серые нервничают, носятся по дну туда-сюда, а одна крутилась, крутилась и побежала по стенкам (центробежная сила, стало быть, ее прижимает), так добежала до верха и - деру, а остальные, на нее глядя, тем же макаром - следом! Пришлось отлавливать новых...

Отменного крысолова можно получить и из тренированной кошки, только вот далеко не все домашние мурки в состоянии вспомнить свое древнее предназначение. Например, правительству Индонезии для того, чтобы собрать необходимое количество кошек и двинуть их на фронт борьбы с крысиным воинством, пришлось в буквальном смысле прочесывать городские свалки. Когда достаточное количество кошек достигло достаточной стадии голода, их погрузили в контейнер и сбросили с самолета над округом Качин на острове Борнео. Военная во всех смыслах операция проводилась с целью спасения от голода населения острова, у которого бесчисленные полчища крыс съедали больше половины всего урожая риса. И тем не менее, битва на Борнео завершилась лишь частичной победой кошек, что означает - крысы были потеснены, но не уничтожены. Они по-прежнему прекрасно объедают людей в соседних округах, да и по всему миру тоже, и бояться им нашего четвероногого союзника не стоит, ибо провести подобную операцию по всему миру человек не способен, как не способна домашняя изнеженная "Вискасом" Мурка завалить матерого Пасюка...

Остается все та же отрава. Но все с тем же - частичным - успехом... Ибо крысы с величайшей подозрительностью относятся ко всему, что дает человек, по нескольку дней не прикасаются к свежепринесенной еде. Затем "новинку" пробуют "испытатели", и лишь когда в их здоровье никто не усомнится, к трапезе приступают все. Обмануть крыс в этом можно лишь двумя способами. Во-первых, применить яд замедленного действия. Во-вторых, заранее прикармливать крыс похожим, но не отравленным кормом - практика показывает, что уже через неделю стая привыкает к периодической дармовой кормежке и без оглядки бросается на нее всем скопом. Но, к сожалению, оба способа являются одноразовыми. Горе вам, если в отравленной стае останется хоть один живой крысенок. Благодаря "крысиному телефону" о людском коварстве вскоре узнает вся округа, и впредь к отраве, как бы привлекательно она не пахла, не подойдет никто. И если в "мирное время" период дегустации "испытателями" неизвестной пищи длится 6 -7 суток, то после "объявления войны" - уже 10-12 суток. А наши службы по дератизации любят проводить потраву за 1-2 дня, "согласно плану"!

Складывается впечатление, что серые бестии "чуют опасность нутром".
Понятно, почему в средние века они бежали из охваченных чумой городов; можно объяснить предчувствия крысами землетрясений и их массовый уход из опасных мест. Но откуда крысам было известно, например, что бомбежками будет уничтожен город Сталинград? Почему бегут они с обреченных кораблей?

Версия ученых - крысам просто не нравится, что в трюме появляется вода или даже сырость, вот они и ищут, где посуше...

- Ерунда все это, - качает головой старейший писатель-маринист, историк флота Лев Николаевич Скрягин. - Если не вешать на привязные канаты специальные щиты, то крысы сутки напролет будут шастать по канатам с корабля на берег и обратно. Так что каждый день любой может заметить, как крысы "бегут с корабля". Правда, - старый моряк делает паузу, убеждаясь, что его слова воспринимаются должным образом, - если матросы не заметят крыс, бегущих обратно, тогда жди беды!..

Нельзя бегство крыс с обреченного судна объяснить их "боязнью сырости". Что за глупость - бегущие крысы чаще всего бросаются в воду! В то же время крысиные стаи прекрасно живут в трюмах обветшалых судов, там, где постоянно хлюпает вода. Всегда немного суеверные моряки утверждают, что видели пасюков, бегущих даже с тех кораблей, которых на следующий день ожидала торпедная атака! Быть может, у них все же есть какая-то сверхчувствительность?

- Вообще, чем больше изучаю крыс, - говорит биолог Нина Васильева, - тем больше передо мной возникает не ответов, а вопросов. Такое впечатление, что крысы как бы обладают коллективным разумом...

Коллективный это разум или другой, но крысы словно точно знают, куда им идти и откуда бежать. В то время как другие животные после появления человека катастрофически теряют свои жизненные ареалы, крысы, напротив, упрямо расширяют сферы своего влияния. Со своей родины на юго-востоке Азии они постепенно заполонили весь мир, причем их вторжения нередко носили какой-то... целенаправленный характер!

В XIV веке крысы без труда уничтожили до трети всего населения тогдашней Европы. Уничтожили не лично сами, а в союзе с чумой, которую принесли на своей шерсти в 1350 году. Континент едва не вымер, а крысы плодились и плодились. Чудилось тогда, что не будет им числа. Однако, как оказалось, это было еще не самое страшное и это было только начало...

С ужасом летописцы фиксировали крысиный поход на Россию более ста лет назад. Однажды полчище таких бестий подошло к Волге в районе Астрахани. Стая могла преспокойно пойти вдоль реки, но какая-то сила погнала их на штурм. Жители города видели, как широкая река буквально вскипела от барахтающихся тел. Миллионы крыс погибли при переправе, однако массированный штурм удался - выжившие вошли в город, чтобы уже никогда его не оставить. Крысы "взяли" Царицын-Сталинград так же, как это пытались сделать гитлеровцы - дом за домом, причем после уничтожения и последующего восстановления города они взяли "неприступную волжскую цитадель" повторно. В самом начале нашего века несколько крыс высадились на пристани Барнаула, через год расплодившееся племя захватило речной вокзал, через два - близлежащие кварталы, через три - центр, через четыре заняли весь город, через пять - пригороды.

В 1941 году крысы не ушли из блокадного Ленинграда. Может, потому, что некуда было уходить - вокруг вода или огонь фронта, а может, потому, что знали - Ленинград не сдадут. Так оно и вышло. Мало того, оказалось, что и еды в голодном городе для крыс хватало! Блокадница Кира Логинова вспоминала, что "...тьма крыс длинными шеренгами во главе со своими вожаками двигались по Шлиссельбургскому тракту (проспекту Обуховской обороны) прямо к мельнице, где мололи муку для всего города. В крыс стреляли, их пытались давить танками, но ничего не получалось, они забирались на танки и благополучно ехали на танках дальше. Это был враг организованный, умный и жестокий... " ["Труд", 5.02.1997]. Все виды оружия, бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными уничтожить эту "пятую колонну", объедавшую умирающих от голода блокадников. Вместе с тем, ленинградцы за самую страшную зиму 1941-1942 годов съели всех кошек - очевидцы вспоминали, как весной 42-го худые милиционеры охраняли едва ли единственную в городе кошку... И как только в апреле 1943-го удалось частично прорвать блокаду и проложить от Шлиссельбурга до Морозовки железную дорогу, связывающую Ленинград с Большой землей, одним из первых стратегически важных грузов, проследовавших по этой ветке, были... кошки. В постановлении за подписью председателя Ленсовета говорилось: "Выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек". Ярославцы не могли не выполнить стратегический заказ и наловили нужное количество дымчатых кошек, считавшихся тогда лучшими крысоловами. Четыре вагона кошек прибыли в полуразрушенный город и ценой больших потерь со своей стороны сумели отогнать крыс от продскладов, но уничтожить совсем серое воинство им было не под силу. Таким образом, блокада Ленинграда была окончательно снята не в январе 1944-го, как написано в учебниках, а несколько позже, когда кошки восстановили относительный порядок.

И сейчас практически все домашние и все уличные кошки в этом городе имеют ярославские корни, но по их виду никому в голову не придет, что они потомки легендарных освободителей. Сочтите эти строки горьким укором людям, которые так до сих пор и не поставили в городе Петра даже маленького памятника своим спасительницам...

Во время Великой Отечественной войны крысы, дотоле маршировавшие на запад, временно повернули обратно на юго-восток с тем, чтобы закрепиться даже в пустынных районах. В 1942 году их передовые отряды появились в Ташкенте, в 1943 году крысы владели уже несколькими кварталами, в 1946 году - всем городом, год спустя - и пригородами. Но война кончилась, и крысы вновь двинулись на запад. Они овладели всей Европой.

Одна из последних "битв за передел мира" произошла в Туле. С конца прошлого века городом уже владела черная крыса, однако "серые" после 1970 года отбили Тулу и туляков у менее способных собратьев.

Серые пасюки - вообще ярые расисты, изводящие чужие племена крыс, отличающиеся от них по развитию примерно так же, как неандертальцы от более сообразительных кроманьонцев. Известный биолог Вильям Гаррисон еще в 1727 году описывал сражения между серыми и рыжими, называя их "единственными битвами между сходными животными", не считая Человека Разумного. Природа, по общему мнению биологов, не знает другого подобного примера вражды между близкими видами (опять-таки кроме нас, "цивилизованных").

Однако когда передел мира закончился, национальные распри между крысами прекратились сами собой (происходит это как у людей, кстати). Сейчас пасюковое национальное большинство (победители) прекрасно уживается с единичными побежденными (к примеру, в Москве одна черная особь приходится на 1-2 тысячи серых). Не возникает никаких распрей и с крысиными "нацменьшинствами" в портовых городах всего мира. Так, в Закавказье крысы просто разделили сферы влияния: серые заняли более престижные подвалы и винные погреба; черные - чердаки.

Для перемещения крыс существуют и "запретные" маршруты. Например, еще в 1885 году они заняли железнодорожный вокзал в Красноводске, однако за целый век ни одна из них не переехала по железной дороге в Ашхабад или Мары. Причина, возможно, проста - они не любят железнодорожный транспорт. Зато любят метро: тоннели метрополитенов всего мира крысы заселяли аккуратно за 2-3 недели до пуска.

Помните - в начале 90-х годов появилось сообщение о том, что в московском метро обнаружены огромные крысы-мутанты, а затем слухи об этом расползлись по городу?.. В руководстве метрополитена меня успокоили: все это не так. И даже позволили самому в этом убедиться.

Мутантов-гигантов не было. Но из кабины машиниста первого утреннего поезда я наблюдал, как в свете прожектора серая копошащаяся масса лениво освобождала путь составу. Пасюки были жирные.

А на ночные бригады обходчиков крысы не нападают, несмотря на явный численный перевес. Когда я поинтересовался, почему, один из путейцев начал философствовать: "Вы когда-нибудь слышали, чтобы волки охотились рядом с логовом? Хищники никогда первыми не нападают на человека вблизи своей норы. А метро - их дом, отсюда они могут по коммуникациям и трубам выйти в любую точку города. Вся Москва - их!.. Крыс здесь в несколько раз больше, чем человеческого населения в городе! Им здесь хорошо. Правда, во многих канализационных коллекторах они могут нажраться всякой гадости: и химия там, и радиация. Болеют часто наши крысы. И изменяются постоянно. Всех цветов радуги бывают! А мутантов мы не видели. Пока нет. Но если и дальше в канализацию будут сливать всякую неочищенную дрянь, то - скоро появятся!.."

К концу нашего века пасюк стал единственным животным, имеющим ареал, равный земному шару. Согласно энциклопедии о млекопитающих, выпущенной в 1989 году, к этому времени пасюки брезговали селиться лишь в Антарктиде, да еще на двух-трех самых северных островах в Арктике. Однако опасаюсь, что эти сведения уже устарели. Ведь, расселяясь по всему свету, эти серые бестии сумели всего за век резко изменить многие свои привычки и адаптироваться во многих климатических поясах. Если раньше считалось, что пасюки размножаются только в теплое время года, то в обогретых подвалах они "позабыли" об этом, а затем стали размножаться круглогодично во многих регионах, даже на морозе. Замечено, что крысы живут в запертых холодильных камерах, питаясь только мороженым мясом, а потомство выводят при морозе ниже минус 17 по Цельсию! По существу, на наших глазах сама собой выковывается новая порода крыс, способных не только покорить Антарктиду, но и пережить "ядерную зиму"!

Вот здесь мы и подошли к самому главному. Крысы - идеальные существа для того, чтобы пережить и ядерную войну, и ее последствия. Пасюка не убьет доза радиации, способная свалить целый взвод солдат! Несложно представить себе такой послевоенный мир лет так эдак через миллион: потомки сегодняшних крыс увлеченно дискутируют в прессе, действительно ли найденные скелетные фрагменты подтверждают легенды о существовавшем некогда мифическом человеке!

Специально для тех, кто считает уже нереальной угрозу ядерных конфликтов, добавлю, что крысы смогут пережить человечество и в том случае, если Человек неразумный будет продолжать свою войну против окружающей среды. Сколько мы ни будем травить вредителей ядами, сами мы погибнем в собственных зловонных химических отбросах гораздо быстрее, чем крысы - а пасюки как-нибудь переживут те несколько веков, пока будет оседать ядовитый смог над загаженной планетой и зарастать "озоновая дыра".

Известный тезис - "труд создал человека"? У крыс нет рук, и потому все вышесказанное - еще не путь к "Пасюку Разумному"? Что ж, пасюки - животные не только умные (эксперименты доказали), но и лапы имеют развитые (кто держит в клетке крыс, знает, что те могут открыть лапами замок). У дельфинов мозги гораздо лучше, но машинной цивилизации им никогда не создать - рук нет. У обезьян руки есть, мозгов мало, да и, кстати, необратимые изменения в окружающей среде убьют приматов одновременно с человеком.

У пасюков же "голова-руки", пусть не такие добротные, зато - все на месте, а главное, они теперь - цари природы, есть время развиваться!..

А через миллион и тысячу лет пасюки-археологи скажут: "Отчего вымерли динозавры и люди? Есть гипотеза - во всем виноват упавший метеорит!" Другие возразят: "Да нет же, посмотрите, - в древних пластах большое содержание пыли, значит, причина - в извержении вулканов!" И поставят скелет ископаемого дяди Коли в музей, будут любовно смахивать с него пыль и сокрушаться: "Хоть и большой, но совсем нестрашный. А в легендах говорилось, что нападали они на наших предков, изрыгая дым и пламя!" И скептики будут смеяться над выдумками о том, что в лесу возле одного известного озера живет доисторическое чудовище - человек...

А людей - тех, честное слово, не жаль. Потому как, будь они действительно "Человеком Разумным", всего вышеописанного кошмара не допустят и спокойно решат все экологические, экономические, межнациональные и иные проблемы. Хомо сапиенса жалеть не придется, а Хомо идиотуса - того будущие пасюки-поэты пожалеют.

А пока что мы все делаем для того, чтобы этот день наступил обязательно.

День, когда придут серые бестии...


Неизвестная планета