Макиэ Хиатари
04:20 29-07-2005 Замолвляя слово об Юстиниане...
Юстиниан I
(lustinianos I) [около 482 или 483, Таурисий (Верхняя Македония), - 14.11.565, Константинополь], император Византии (Восточной Римской империи) с 527. Из крестьянской семьи. Получил образование благодаря своему дяде императору (в 518-527) Юстину I; будучи приближён им к императорскому двору, оказывал большое влияние на государственные дела. Вступив на престол, стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах, её былое величие. Ю. I опирался на средние слои землевладельцев и рабовладельцев, искал поддержки у православной церкви; стремился ограничить притязания сенаторской аристократии. Большую роль в государственной политике играла жена императора Феодора. В правление Ю. I была проведена кодификация римского права (использовавшаяся на всем протяжении существования Византии и послужившая основой современной юриспруденции -- мое). В целом его законодательная деятельность была направлена на установление неограниченной власти императора, защиту права собственности. Централизации государства способствовали реформы Ю. I 535-536 - были укрупнены административные округа, в руках их правителей сосредоточена гражданская и военная власть, упорядочены и усилены государственный аппарат, армия. Под контроль государства были поставлены ремесло и торговля. При Ю. I усилился налоговый гнёт. Жестоко преследовались еретики.
Ю. I стимулировал грандиозное строительство: сооружались военные укрепления для обороны от вторжений варваров, отстраивались города, в которых воздвигались дворцы и храмы.

Ю. I проводил широкую завоевательную политику: у варваров были отвоёваны захваченные ими области Западной Римской империи (в 533-534 Северная Африка, Сардиния, Корсика - у вандалов, в 535-555 Апеннинский полуостров и Сицилия - у остготов, в 554 юго-восточная часть Пиренейского полуострова - у вестготов). На Востоке византийские войска вели войны с Ираном (527-532, 540-561), на Севере отразили натиск славян.

(Полное имя: Флавий Пётр Савватий (Flavius Petrus Sabbatius).
Как император — Император Цезарь Флавий Пётр Савватий Юстиниан Август (Imperator Caesar Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus Augustus).)

Феодора
византийск. императрица, супруга Юстиниана I, в молодости была цирковой актрисой, была известна своей необычайной красотой, смелым и ясным умом, страстной волей, до конца жизни имела безграничное влияние на императора. Умерла в 548 году.

Многое в деталях можно найти здесь: http://hronos.km.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.html, только стоит помнить, что Прокопий и его "Тайная история", на которую там ссылаются, -- жуткий памфлет, в основном состоящий из бездоказательной ругани, а то и прямой клеветы. У Прокопия были причины так писать -- а вот нам ему верить причин нет. Впрочем, его "Войны Юстиниана" вполне достойный источник.

Вынесу сюда только историю восстания Ника, уж больно она показательна (и да, я восхищаюсь Феодорой не меньше, чем ее мужем; они были великой парой, и недаром он так ее ценил и любил):

"Все началось с того, что городские власти Константинополя приговорили какого-то мятежника к смерти. 14 января 532 г. горожане захватили тех, кого вели на казнь, и тут же, ворвавшись в тюрьму, освободили всех заключенных там за мятеж или иное преступление. Город был подожжен, словно он находился в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксипп и императорский дворец от пропилеи до дома Ареса погибли в пламени; тогда же сгорели многие частные дома. Юстиниан с императрицей и некоторые из сенаторов пребывали в страхе и бездействии. 17 января Юстиниан приказал Ипатию и Помпею, племянникам ранее правившего императора Анастасия, как можно скорее отправиться домой; то ли он подозревал их в посягательстве на свою жизнь, то ли сама судьба вела их к этому (Прокопий: «Войны Юстиниана»; 1; 24). Утром 18-го сам император вышел с Евангелием в руках на ипподром, уговаривая жителей прекратить беспорядки. Он говорил, что жалеет о том, что не прислушался прежде к требованиям народа. Однако его освистали и заставили удалиться с позором. Часть собравшихся кричала: «Ты лжешь, осел!» Другие требовали, чтобы императором стал Ипатий. Немедленно толпы народа ворвалась в дом Ипатия и, несмотря на отчаянное сопротивление и слезы жены, одели его в захваченные царские одежды. К мятежу примкнула значительная часть сенаторов. Солдаты, как те, на которых была возложена охрана дворца, так и все остальные, не проявляли преданности императору, но и не принимали явно участия в деле, ожидая, каков будет исход событий.

Терзаемый страхом Юстиниан собрал во дворце совет из оставшихся с ним придворных. Они совещались между собой, как лучше поступить: остаться в столице или обратиться в бегство на кораблях. Немало было сказано речей в пользу и того и другого. Многие склонялись к тому, что следует бежать, но императрица Феодора возразила им: «По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение, и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тому, кто появился на свет, нельзя не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо... У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы тебе, спасшемуся, не пришлось предпочесть смерть спасению. Я же повторю древнее изречение: пурпур — лучший саван». Так сказала Феодора. Слова ее воодушевили всех, и, вновь обретя утраченное мужество, они начали обсуждать, как им следует действовать.

Все свои надежды Юстиниан возложил на полководцев Велисария и Мунда. Велисарий только что вернулся с войны с персами и привел с собой множество копьеносцев и щитоносцев. Мунд же начальствовал над вар-варами-герулами (Прокопий: «Войны Юстиниана»; 1; 24). Решено было напасть на мятежников, собравшихся на ипподроме по случаю коронации Ипатия. Велисарий с трудом провел свой отряд через сгоревшую часть города и внезапно явился перед трибунами. По его приказу воины начали пускать стрелы в толпу и разить направо и налево мечами. Огромная, но неорганизованная масса людей смешалась, и тут через «ворота мертвых» на арену пробились три тысячи герулов Мунда. В результате страшной резни было перебито около тридцати тысяч человек. Ипатия стащили с трона и отвели вместе с Помпеем к императору. На следующий день солдаты убили и того и другого, а тела их бросили в море. Юстиниан конфисковал их имущество, а также имущество всех других членов сената, которые приняли их сторону (Прокопий: «Войны Юстиниана»; 1; 24). Неслыханная жестокость, с которой была подавлена «Ника», надолго устрашила римлян. Дальше, почти до самой смерти, Юстиниан правил спокойно."