TES
19:09 04-07-2003 отрывки из статьи А. Волгина про определение экспозиции.
Определение экспозиции

Правильную экспозицию при съемке удаленных перспектив или объектов, к которым трудно подойти, замеряют по предметам, расположенным поблизости и имеющим сходную окраску и освещение.
Часто освещение возле фотографа примерно такое же, как и возле объекта съемки. Поэтому можно закрыть светоприемник экспонометра молочным стеклом и направить его на солнце или другой источник света. Обычно эти стекла входят в комплект экспонометра.
Применение экспонометра требует определенного опыта. Необходимо учитывать характер снимаемого объекта и особенности освещения, фотографируя пейзаж, надо немного наклонить экспонометр вниз, уменьшая тем самым количество лучей от светлого неба, и получить в итоге лучшую проработку земли. Снимая с близкого расстояния (цветы или насекомых), помните о том, что в поле зрения экспонометра не должны попадать посторонние предметы, следите, чтобы сам экспонометр не закрывал свет. Делая портреты, определяйте выдержку по лицу.
При фотографировании снежных пейзажей, как в солнечный день, так и в облачную погоду, нужно открыть диафрагму на два деления. Если же нужны только облака, диафрагма уменьшается на одно деление. Сказанное относится и к съемкам на заходе солнца.
Наиболее сложно найти выдержку для сюжетов, имеющих высокий контраст. Например, девушка в белом, освещенная солнцем, на фоне темного коридора. Для начала решите, что на снимке будет основным. Например, фактура платья. Подойдите поближе и определите экспозицию по платью. Если у девушки загорелое лицо, то оно выйдет очень темным. Поэтому нужно замерить освещенность лица, причем находясь почти рядом. Разница между замерами может составлять несколько делений диафрагмы. Вычисляют среднюю экспозицию. Снимая против света, берут показания наиболее светлых, а затем наиболее темных мест сюжета и также подсчитывают среднее значение.