Слово после литургии Преждеосвященных Даров в среду преполовения Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня продолжается седмица Крестопоклонная и именно сегодня, в эту среду, -- преполовение Святой Четыредесятницы. И всю эту неделю на середине храма лежит Крест для того, чтобы напомнить нам, для чего мы подвизаемся. Что такое крест? Крест - это то, что мы должны взять, чтобы следовать за Господом, согласно Его словам. Но как это происходит? Обычно мы пытаемся в нашей жизни делать что-нибудь для нашего спасения, а потом натыкаемся, что на это у нас нет здоровья, для этого у нас нет средств, для этого мы должны жить в других условиях, чем те, в которых мы живем, еще для чего-нибудь у нас нет еще чего-нибудь… И так вообще непонятно, что мы делаем, - как будто бы даже ничего и не делаем. А надо помнить все-таки, что целью нашей является не сделать ту или иную вещь, пусть как-то даже и спасительную для нашей души, даже такую вещь, как стать монахом - хотя она очень спасительна для души, но и это никак не может являться целью нашей жизни. А целью нашей жизни является исключительно одно - стяжание благодати Святаго Духа. А чтобы это делать, надо в той ситуации, в которой мы в данный момент уже оказались, извлекать всякую пользу из нее. Потому что не без промысла Божия, а исключительно только для нашего спасения и промыслом Божиим мы попадаем в ту или иную жизненную ситуацию.
А как извлекать пользу из каждой конкретной жизненной ситуации? Это как раз и означает "взять свой крест", потому что в каждой конкретной жизненной ситуации у нас какой-то крест. И например, некоторые из нас больны и испытывают физические страдания; некоторые, может быть, больны душевными болезнями и испытывают тоже страдания - душевные, вместе с физическими; некоторые другие вроде бы и здоровы, но их мучит всякая тоска и невозможность как-то жить, как они считают правильным, - т.е. может быть, действительно это для них правильно, но они не могут так жить. И это все надо принимать, прежде всего, как средство для стяжания благодати Святаго Духа. Т.е. средством является именно отсутствие средств, именно присутствие всяких препятствий - боли и тому подобного. Потому что, если мы потерпим те наши препятствия, которые сейчас мы встречаем, то мы как раз еще раньше, чем мы успеем их преодолеть, стяжаем на этом благодать Святаго Духа. Если кто не верит, то он должен вспомнить вот что - что все мученики становятся мучениками только по дару Святаго Духа. Потому что дар Святаго Духа - это благодать, которая делает мучеников мучениками и дает им все терпеть ради Христа. Но это действует не только тогда, когда кого-то заставляют отречься от христианской веры, хотя для нашего времени даже и это актуально, - а это действует всегда, когда человек начинает что-то терпеть Христа ради - хотя бы вот сидение на одном и том же месте; неинтересную работу, которую однако надо делать, делать и делать; само собой разумеется, физическую боль и душевную боль, всякие болезни.
(окончание в комментарии)