levit ll
02:29 15-06-2007 Иар Эльтеррус. Что-то там про орков с красной кожей.
Warning: explicit content.

Буду ругать, эмоционально, зло, обоснованно. Достанется всем, я щедрый.

Орки, конечно же, не главное. Там и без них хватает пиздеца. Но начну с них. Орки в классическом fantasy – метафора инструменту, которым зло сеет свое неразумное, недоброе, надеюсь и не вечное. Темная, копошащаяся, безумная масса, с простыми, императивными паттернами поведения: убивать, разрушать, калечить, жечь. Орки – отличное овеществление, конкретизация зла.

Добрые орки – нонсенс. Оксюморон. Горячечный бред. Точно так же как злые эльфы (ну да, ну да, Forgotten Realms), трусливые гномы (Перумов, йад на полке, выпей), и прочие идолы прыщавых пассионариев, толком-то дрочить не научившихся.

Разумные орки – еще сатанистие орков Толкиена, таких живых war machines. Разумные орки имеют право на существование, если они по-прежнему злые.

Хотите писать fantasy? Удачи. Хотите, чтобы у вас были добрые орки? Я добрый сегодня, разрешаю. Но есть условие – забудьте в таком случае слово «орк». Почему? Ответ прост. Хорошая книга посылает читателю позитивный message. В хорошей книге есть место конфликту, этическому росту, движению. Есть место добру, и найдется место злу. Только вот сущности извращать не надо. Не надо релятивизма в этике, не надо хуйни, питающейся от ваших страхов и комплексов, которая под видом литературы потом начнет паразитировать на мне как читателе. И не надо перекрашивать орков. Если это вершина вашей фантазии – йад попросите у Перумова.

После того, как он поделится парой капель с Эльтеррусом.

Идем дальше. Парадокс fantasy, написанного на русском языке, заключается в паре моментов. Как бы нам того не хотелось, fantasy в англо-саксонском культурном контексте переварить адекватно может только англо-саксонец, Это для него гном, эльф, дракон являются частью этнической мифологемы, генного и лингвистического опытов, накопленных поколениями. Там же за компанию маг, герой-рыцарь, Артур с компанией и т.д. Все шаблоны и архетипы «их» fantasy являются частью их актуального мистического пространства.

У нас есть своя база, но количество уродов и големов, созданных под лозунгом «славянского fantasy» таково, что нормальному автору ловить здесь нечего, только карму портить. Написать нормальное славянское fantasy – это не «Мужской клуб» бодяжить. Одних древлян с полянами, Олегов-Хельг, и прочих варягов с нурманами мало. Татищева читать надо, Гумелева небесполезно изучить, ортодоксальную историю назубок знать, Бориса Васильева из поля зрения не выпускать. Понимать, что нет никакой «Велесовой книги» и не было никогда. Баба-яга, меч-кладенец, кикимора – и это все, на что вы способны?

Да одни классические былины заткнут любого по уровню космологии, метафор, языка и смысла в них происходящего. Блядь, back to school, ребята. А у вас Фоменко с Носовским в авторитетах? Что ж, на бытовом уровне можете даже Перуну пару жертв принести, в литературу не лезьте, ради Б-га.

В общем, спасибо за то, что словосочетание «славянское fantasy» устойчиво ассоциируется с толпами фриков из разномастных цитаделей эскапизма, в народе именуемых клубами исторической реконструкции. Чью историю они реконструируют, знают только сами блаженные.

Вернемся к нашему барану, Эльтеррусу. Итак, орки с красной кожей. Гламурно. Более того, в мире, где высшая воинская сила сосредоточена в «горных мастерах», суть местных джедаях/самураях, орки (sic!) знают рецепт пороха и производят огнестрельное оружие.

Металирическое отступление «Внутренний бред Иара Эльтерруса»: заебись, пишу fantasy, Толкиен старомоден, авторитетов нет, буду креатив гнать. Итак, вчера смотрел «Звездные Войны», удачно подрочил, сегодня смотрел «Семь самураев», кровь рекой, любо. Так...думай, Иар, напряги мозг…есть, у меня будут джедаи…так, название…Стальные Хуи…зарежут, да и дети…так, Отвязные Педерасты…черт, это личное…Тевтонские Псы-Рыцари…где-то было, жаль, не успел подумать, а уже какой-то гондон украл идею…так, горные мастера, вау, Иар, ты гений…и будут они у меня еще и ниндзи, два меча…жаль, не два хуя, дети, не поймут…а будут они у меня…мегакрутые без базара…а еще я читал про Гаруна Аль-Рашида, он в народ ходил, а у меня Император…нет, Палпатин уже был…Октавиан Август…нет, не Август…сентябрь…блядь…просто Император, он из народа и не выйдет…как войдет в него…сзади…опять личное, так и прет…будет он у меня не в столице, а так, носиться духом мятежным по городам и весям…в стране бюрократия, шаткая внешнеэкономическая ситуация…на такие случае у него будут…джедаи…нет…Эльдары…мегакрутые…круче Педерастов, э-э-э, горных мастеров…я еще фильм видел, там Эльдары есть…и у меня будут…так, главный герой…Педераст, блин, горный мастер…и орк…с красной кожей…и девка-орк…с сиськами…двумя…и еще девка…и еще…если бы не дети, крутое лесби получилось бы…а у орков будут…пистолеты, пулеметы, ядерная бомба, генная инженерия и Макдональдс…нет, Макдональдса не будет…баланс…ага, горные мастера мегакруты, Эльдары еще круче, а у орков…кольт магнум 38 калибра…супер…ебля…дети…слюнявая подростковая романтика на уровне «кого бы трахнуть пионеру на выпускном вечере в 9м классе»…дети потянутся…и потом всех замочат…в сортире…как завещал…Ленин?..орки?..с красной кожей, оригинально, охуеть…эльфы будут…без них никуда…педерасты…тут уж точно, не отступлю…свежо, в духе времени, неканонично, готично…


И еще море хуйни на два тома. Осязаемого финала нет. Ждем продолжения, надеясь, что его не будет. Никогда.

Увы, fantasy пишут преимущественно очень неграмотные люди. Вопрос уже не в мере литературного таланта, на страницах их книг творится полная вакханалия, мешанина образов, в характерах и мотивах видны тараканы автора, но никак не носители нормальных, позитивных поведенческих паттернов. Оригинальность, в любом виде аморфная по сути своей, сводится к лоботомированным потугам человека, в жизни прочитавшего всего книг-то, одна из которых букварь, а одна – вторая. Язык…мать моя, я готов ругать любого автора, кто банальных канонов не соблюдает, тут уже не до изысков сюжета, характеров или неких features. Особенно люблю в этой связи Лукьяненко, который с пеной у рта отстаивает свое право писать «…грамм».

Контр-примеры? Извольте – Зорич, сармонтазарский цикл. Толкиен, исток и корень, Иггдрасиль жанра; Конан-варвар; Сапковский, как рекурсивный Толкиен; дилогия про Лотара, охотника на демонов (автора не помню, но это уже вкусовщина, необъективно). Есть, на кого равняться, есть рецепты, есть каноны. Ими можно и нужно пользоваться. Можно и нужно включать логику, накапливать интеллектуальный багаж. Можно и нужно собрать архетипы, жонглировать ими. Блядь, для этого надо быть виртуозом. Написать дюжину традиционных книг, не делающих бури в стакане, можно и нужно съесть десяток блинов комом, наработать круг читателей. Нет, блядь, выебнуться надо на пустом, абсолютно голом месте, где вместо мозгов разлито вулканическое стекло, обсидиан. Эксперимент подавай.

И еще общая болезнь вторичных авторов-паразитов, безотносительно жанра – поголовный, передающийся всеми известными медицине путями, нарративный идиотизм. Не могут, не хотят, не умеют рассказывать внятную историю, драматургия ниже квновских капустников какого-нибудь ВУЗа в глухой провинции. Им дай только голову читателю сломать, мозг вынуть и высушить, а то у них, бедолаг, сон и аппетит пропадут.

Дарю рецепт в стиле «пост-модерн». Берем любую классическую историю, вычленяем что, куда, зачем и почему, накручиваем собственный сеттинг. Тоже вид паразитизма, вторичность и так далее, но хотя бы мозг мой сохранным будет. И порадуемся эрудиции друг друга, такое перемигивание: ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь, откуда уши. Но эти уши не будут притянуты в текст насильно, лишь обнажая, подчеркивая, делая рельефнее интеллектуальное бессилие очередного вчерашнего подростка-толкиениста, клфшника, скучающего сисадмина с неконтролируемыми приступами логореи и имя им легион.

Хорошее fantasy – коктейль Молотова из истории, культурологии, мифологии, языка, умения работать с архетипами, четкой истории и внятных типажей. Орки с красной кожей – пиздец, а не fantasy. Справедливо для любого жанра.

Иар, ты реальный гондон. И вот почему. Я готов смириться с орками-краснокожими, прощу тебе Эльдар, твои горные мастера не хуже любых других. Но, сука рваная, будь последователен хотя бы в своем безумии: верни гномов и драконов. Пишешь говно, сделай из него рафинированное, стопроцентное говно согласно ГОСТу, со знаком качества. Сделай говно высшей пробы. Стань вторым Перумовым, наконец. Будет понятен твой молодецкий задор. А так…ни в пизду, ни в армию.

Мораль басни: я за творческий эксперимент, я люблю и уважаю творческую смелость и широту взглядов. С оговорками: научись делать простые вещи, а потом выебывайся; не извращай сущности, люби и знай язык, на котором пишешь, не издевайся надо мной; уважай меня, тогда я буду уважать тебя. Гондоны, собственноручно построившие свой Олимп из черепков, знайте – у меня именной лайтсэйбер, могу увечья нанести различной степени тяжести.

P.S. Иар, а ты по какой редакции Warhammer’а пишешь? Покажи на пальцах. «Рыбу» кидай в почту.

P.P.S. О Перумове, к вершинам которого я батогами гнал Эльтерруса пару абзацев назад. Такой же гондон, паразитирующий на витальной энергии малолетних дурачков, не понимающих, кому они скармливают свои души.


Upd: у героя моего повествования очаровательный сайт. Не работает ни регистрация в форуме, ни форма отправки письма. Это вдвойне обидно, после того, как я пару часов убил на решение этической дилеммы: оповестить ли Иара о своих мыслях на его счет или ну его.



Ваш Levit, Luminous Lumpen

отредактировано: 15-06-2007 12:32 - levit ll

Комментарии:
Dark Night
03:15 15-06-2007
Зачот. Молодец, прочел. Рекомендую теперь почитать Эльтеррусовскую космооперу Отзвуки Серебрянного Ветра. Или как-то так. И просветиться. Перумов нервно курит со своими стотысячными армиями. У Эльтерруса там Звезды Смерти сотнями летают, а флоты считаются сотнями тысяч крейсеров. Я плакал, пока читал.
abbath Buzoni
08:12 15-06-2007
жостег, по всем прошелся
Arris
11:02 15-06-2007
Убрал под кат.
Sergan
11:21 15-06-2007
Эмоционально.
Зло.
Необоснованно.
Я, как человек, не знакомый с творчеством автора, не увидел в этом тексте ничего, кроме эмоций и голословных выводов.
Возможно, конечно, всё действительно настолько ужасно... Но, может, стоило бы немного подождать со статьёй, позволить вернуться способности внятно всё излагать?
levit ll
12:24 15-06-2007
Sergan
Я не хочу заниматься пересказом макулатуры, но раз это так принципиально для восприятия, извольте.
Есть Империя людей, которой правит Император. Император нихуя на троне не сидит, в лицо его никто не знает. Но по мановению мысли он может появиться в любой точке государства под видом простого рабочего мужика в холстяной хламиде. На посылках у него кольценосцы Эльдары.
В мире есть так же эльфы и орки, но с ними у людей отношения как всегда не складываются.
Сюжет - параллельно развивающиеся две линии, которые сходят на короткий миг на последних 20ти страницах. Первая линия - молодой парень, горный мастер (реально, местные джедаи, воинская элита) приезжает в столицу за славой. По ходу пьесы он влюбляется, знакомится с орком, эльфом, скоморохом. Естественно для такой компании существует пророчество, смысл которого теряется во мраке. Герой берется исполнить пророчество, обучает своих друзей искусству горных мастеров, что для общества шаг немыслимый - орк, эльф. К тому же, в эту гоп-компанию одна за другой попадают барышни наших героев. К середине повествования шайка знакомится с Императором. Язык, на котором персонажи общаются друг с другом за гранью добра и зла:
Герой: Император, эй, чувак, что за хуйня с этим пророчеством?
Император: А я сам нихуя не понимаю...

Государство людей в тексте рисуется как абсолютная утопия. При этом то тут, то там мы натыкаемся на существование нищеты, безработицы, пьянства, преступности и прочих прелестей убогой фантазии автора.

Вторая линия сюжета - заговор (в утопии? ага) масонов церковников, желающих слить Императора побыстрее вместе со всеми его прихлебателями. Тут мы должны вспомнить, что орки производят порох и огнестрельное оружие и понять, чем именно будут мочить наших горных мастеров, вооруженных мечами. Физика процесса убийственна в своем идиотизме. Первый удар, должный ослабить императора, злые дядьки нанесут по Эльдарам, выманивая их через детские страдание и боль (автор вообще производится человека с массой кармических травм). Эльдар натурально расстреливают, потому что, как предлагает нам автор, пули летят так быстро и их так много, что непобедимые волшебные сущности просто не успевают регенерировать.

Язык повествования беден, как церковная мышь. Любимые фразы автора повторяются раз по десять на каждые три-четыре страницы текста. От немотивированных заимствований не знаешь, плакать или смеяться. Есть место и урук-хайям и Эльдарам, Magic The Gathering, Сильмариллиону и черту с дьяволом.

Об остальном я внятно и доходчиво написал выше.

Upd: Официальный авторский анонс "Бремени Императора".

Великая империя, жители которой живут в покое и достатке. Правит страной маг-император, скрывающий свое лицо за туманной маской. Кто он? Никто не знает, кроме рыцарей престола, эльдаров, таких же бродяг, как и их сюзерен. Императором может оказаться любой встречный бродячий горшечник, старьевщик из лавки на углу или трактирщик дядюшка Повит, всегда наливающий соседям лишнюю стопку за счет заведения. И как тут быть бедным заговорщикам, так хотящим немножко власти, так тоскующим по ней? Как найти эту скотину, которая император? Как победить его и проклятых Создателем эльдаров? С помощью какой подлости? Как сделать из богатой и процветающей страны нищую и забитую? Как сделать из свободных и счастливых людей рабов? Найдут ведь как...


А это абзац из второго десятка, считая от начала:

Поначалу свободные племена трудно привыкали к новой жизни, хотя их свободы никто не ограничивал, только обязали соблюдать Сословное Уложение. Так именовались законы элианской империи, основу которых заложил еще первый император, Элиан Завоеватель. Каждый последующий добавлял в них что-нибудь свое, но суть оставалась неизменной. Многих иностранцев изумляло Уложение, законы не походили ни на что из принятого в других странах. Каждый подданный империи обладал правом на жизнь и свободу, рабство было строжайше запрещено, за попытку закабалить человека виновного ждала казнь вне зависимости от его социального статуса. Власть аристократов оказалась жестко ограничена, и многих из них это сильно раздражало. Но умные люди предпочитали ограниченную власть в огромной империи, раскинувшейся на две трети мира, а не абсолютную в маленькой странишке, которую легко мог захватить любой из соседей. И младшие сыновья бесчисленных аристократических родов охотно шли служить в гвардейские полки. Довольно скоро после аннексии Манхена их примеру последовали многие из молодых горцев. Они уходили служить в лучших подразделениях имперской армии и часто достигали высокого положения, почитая за честь отдать свою верность наиболее могучему вождю мира, самому императору Элиана. Именно на поиски своей судьбы и отправился младший сын высокого лорда Кетвана ар Сантена.


весь абзац править не буду, бессмысленно, но на одном предложении внимание акцентирую. "Они уходили служить в лучшИЕ подразделенИЯ...почитая за честь ВЕРНО СЛУЖИТЬ ..."

отредактировано: 15-06-2007 15:31 - levit ll

Sergan
12:47 15-06-2007
levit ll Я немного не то имел в виду, ну да и на том спасибо
Это многое проясняет
levit ll
13:19 15-06-2007
Sergan
Забей Не та это литература, на которой стоит так концентрироваться.
Tamarrion
14:29 15-06-2007
Дивная рецензия
А горных мастеров, надо думать, аффтар попер у Бессонова.
Psi Inside
12:15 30-10-2009
А мне книга понравилась.