z_g
03:53 06-11-2007
Если мы делаем добро только потому, что хотим его делать, нам приятно его делать и т.д., т.е. по причинам, от нас не зависящим, то мы не можем предъявлять никаких претензий морального свойства к тем, кто по тем же причинам делает зло. Мы хотим - делаем добро, хотим - делаем зло, и они точно так же, что ж поделать, если нам приятнее как правило добро, а им - зло? Они же в этом не виноваты, они такими созданы.

Это верно, повторю, в том случае, когда в качестве критерия выбора между "делать добро" и "делать зло" служат наши желания и ощущения.
Комментарии:
Ra_au
08:08 06-11-2007
Так-то оно так, но это уже сферический конь в вакууме получается. Совесть-то никуда не денешь - в нас живет закон, который такая же часть нашей природы, как и желание делать добро/зло. Грубо говоря, никто не "создан" с желанием делать либо добро, либо зло. Все созданы по образу и подобию Божию, все имеют поврежденную грехом человеческую природу. Отличия же уже идут в частностях - склонность к тем или иным порокам или добродетелям. А судить не можем, потому что " что мы знаем о другой душе - ее склонностях, ее испытаниях, ее борьбе? Одну только душу знаем мы - нашу собственную." (неточная цитата из Льюиса.:)
z_g
08:33 06-11-2007
Это верно, повторю, в том случае, когда в качестве критерия выбора между "делать добро" и "делать зло" служат наши желания и ощущения.
А не совесть.

Признать, что совесть вообще существует и тем более у нас сегодня ... не популярно. И опасно. Потому что обязывает. Связывает "несвободой"
Ra_au
09:39 06-11-2007
z_g Признать, что совесть вообще существует и тем более у нас сегодня ... не популярно. И опасно. Потому что обязывает.

Хм... а не признавать ее наличие - как-то уж очень глупо, вне зависимости от убеждений. Мне живьем люди, отрицающие существование совести, как-то по жизни еще не встречались.:) Другие дело, что знакомые мне атеисты обьясняют наличие у них совести внешними причинами, как-то воспитанием. А само возникновение совести - туманным "общественным благом".

Но отрицать само существование совести... хм, это уже следующая ступень. Тут я уже даже как-то теряюсь.:(
z_g
10:10 06-11-2007
Ra_au Но отрицать само существование совести. Ну, я прямо удивлен. Ты что, никогда с таким не сталкивалась? Ну, то есть когда в самой глубине сердца конечно человек все понимает: совесть там, Бог и вабче... А на словах и в "верхнем слое" мыслей совесть, честь, долг - табу.
Ra_au
10:18 06-11-2007
Теперь уже думаю, что сталкивалась - но, вероятно, с ними о таких высоких материях не говорила.:) Сталкивалась много с теми, которые говорят: "совесть мешает жить; Бога нет; бессовестным жить легче но, к сожалению, меня так родители воспитали.":) Но не могу вспомнить, чтобы кто-нибудь когда-нибудь само существование совести у себя отрицал, неа.
z_g
01:54 07-11-2007
Ra_au добро, смотри: Zloy Goblin. "Так воспитан", "мне так хочется", "все равно придеться делать", "помочь человеку - это для МЕНЯ приятно и выгодно", "я это делаю для себя" и т.д. Я таких еще много людей знаю.
Ra_au
04:02 15-11-2007
добро, смотри

:))) Устойчивая нервная система, отсутствие склонности к самокопанию в подростковом возрасте - так, нет?:) Довод типа "так воспитан" - я слышала, конечно, так что более-менее понимаю теперь, о чем ты. Но я таких не много людей знаю. Или не подозреваю о том, что знаю много.:)
z_g
04:16 15-11-2007
Ra_au Э, это ты ооб мне? Тогда мимо кассы. Как раз самокопанием я всегда занимался :) Поэтому и до сих пор не успокоился - все копаю :)
Ra_au
04:23 15-11-2007
Нет, то, что ты сейчас глубоко копаешь - это как раз сложно не заметить.:) Поэтому удивилась, что совесть ты раскопал не сразу и подумала, что в свое время копал не очень глубоко.:) Но это, наверное, индивидуально.
z_g
04:40 15-11-2007
Не глубоко? :) Хм, ну, да, наверное можно так сказать. Только знаешь, я вырос в мире, где про совесть пишут только в книжках, иногда по ней поступают, но никогда про нее не говорят, объезжают именно так, как я и описал, а явно в ходу и в силе - воровские понятия. Парадокс - про совесть говорить "стыдно", а точнее - не популярно, опасно, тревожно. Максимум интеллегентно говорят типа: "ну... такой вот я дурак, не приспособленый к жизни, не ловкач, не вор" и т.д., при этом позиционируя себя путем сравнения с другими, "плохими". Нет честного взгляда на себя, нет осознания причин своего поведения. Это не то, что плохо, это неправильно. Нет осознания - нет твердой позиции, а есть флюгер, сегодня так, а завтра по-другому.

Конечно, я неглубоко копал и честно стал разбираться совсем недавно, когда стал христианином. Если честно, я вообще плохо понимаю, что в этом смысле значит "глубоко". Я вот полез, можно сказать, глубоко - залез в эзотерику. Нет уж, лучше уж простенько, но правильно. Важна не глубина, важны вектор и постоянство.
Ra_au
05:45 15-11-2007
z_g Да шутила я, насчет "не глубоко". :) Просто я привыкла, что понятие совести знакомо и мне, и людям вокруг меня, сколько я себя помню. Что, как ты понимаешь, не значит автоматически, что по ней поступают - но в разговоре не обходят.

Может, дело банально в географии. Суровый край - суровые люди.
z_g
09:08 15-11-2007
С одной стороны то, что такие вопросы не обсуждаются - хорошо. Но только в том случае, когда люди точно знают, что именно они не обсуждают и это самое не обсуждаемое само собой разумеется.
А когда понятия размыты, ценность совести под большим вопросом, активно обсуждается, кто ловчее устроился, превозносится это самое "умение устроиться", и шутится типа: "у нас совесть чистая, потому, что мы ей не пользуемся", и т.д., то большой вопрос, не обсуждается потому, что и "так понятно" или не обсуждается потому, что "нафиг не нужно".