Кошка Шшш
23:51 13-12-2007 А.Я.Гуревич Категории средневековой культуры
Разве не удивительно с современной точки зрения, например, то, что слово, идея в системе средневекового сознания обладали тою же мерой реальности, как и предметный мир, как и вещи, которым соответствуют общие понятия, что конкретное и абстрактное не разграничивались или, во всяком случае, грани между ними были нечеткими? что доблестью в средние века считалось повторение мыслей древних авторитетов, а высказывание новых идей осуждалось? что плагиат не подвергался преследованию, тогда как оригинальность могла быть принята за ересь? что в обществе, в котором ложь расценивали как великий грех, изготовление фальшивого документа для обоснования владельческих и иных прав могло считаться средством установления истины и богоугодным делом? что в средние века не существовало представления о детстве как особом состоянии человека и что детей воспринимали как маленьких взрослых? что исход судебной тяжбы зависел не от установления обстоятельств дела или не столько от них, сколько от соблюдения процедур и произнесения формул и что истину в суде старались обнаружить посредством поединка сторон либо испытания раскаленным железом или кипятком? что в качестве обвиняемого в преступлении мог быть привлечен не только человек, но и животное и даже неодушевленный предмет? что земельные меры одного и того же наименования имели неодинаковую площадь, то есть были практически несоизмеримы? что подобно этому и единица времени - час обладал неодинаковой протяженностью в разные времена года? что в среде феодалов расточительность уважалась несравненно больше, чем бережливость - важнейшее достоинство буржуа? что свобода в этом обществе не была простой противоположностью зависимости, но сочеталась с ней? что в бедности видели состояние более угодное богу, нежели богатство и что в то время как одни старались обогатиться, другие добровольно отказывались от всего своего имущества?
Но довольно. Мы перечислили первые пришедшие на память явления средневековой жизни, которые не вяжутся; с рационалистическим образом мыслей нашего времени отнюдь не затем, чтобы лишний раз проиллюстрировать из битый тезис об “отсталости” и “дикости” средних веков Мы хотели показать, что все эти средневековые “нелепости и “несообразности” нуждаются в объяснении ив адекватно
понимании.
Комментарии:
Гость
02:33 14-12-2007
Ролевик= задумался,реконструктор -спорит...Фил..-улыбнулся:вечно ты поражаешься,а это радует...
Кошка Шшш
11:25 14-12-2007
Фил а что тут спроить? категрориальный аппарат средневекового человека принципиально отличался от современного. мы бы друг друга просто не поняяли скорее всего. очень трудно перестраиваться для понимания средневековых текстов. становишься просто другим человеком, мышление наизнаоку выворачиваешь. и вдруг понимаешь, что отрубленная рука может быть прекрасна, или что человек, вырезавший целю семью поступил вполне справедливо, так как был в своем праве... и приблизившися к этому пониманию получаешь ни с чем не сравнимый кайф, как может быть у археолога при находке какой-нибудь древности.
Эл
12:40 14-12-2007
Собственно, я не понял, что автор хотел сказать...
Через тыщу лет про наше время кто нибудь напишет, что то подобное.
Кошка Шшш
13:05 14-12-2007
автор просто перечисляет те элементы средневековой культуры, которые нам кажутся нелепыми, а для них были элементарными.
Эл
15:57 14-12-2007
Кому это "нам"? о.О
Кошка Шшш
16:10 14-12-2007
современням людям с современным восприятием реальности. и если ты сейчас начнешь убеждать, что твой котегориально-понятийный аппарат близок к средневековому, то ты будешь неправ, поверь мне.
Эл
16:58 14-12-2007
Кошка Шредингера
Я не знаю что такое котегориально-понятийный аппарат, просто мне не все понятия указанные выше не кажутся нелепостью. Более того, мне много современных понятий кажутся нелепостью.
PALADIN
18:19 14-12-2007
Эл Правильные мысли

//На костры умничающих
Кошка Шшш
23:24 14-12-2007
какие например тебе кажутся нормальными?
PALADIN
11:15 15-12-2007
все почти) Что тебе кажется ненормальным?
lanrihio
16:54 15-12-2007
Слов-то каких понапридумывала, горе-историк. Категрориальный, котегориально, наизнаоку %)
Долл
20:29 15-12-2007
Кошка Шредингера приблизившися к этому пониманию получаешь ни с чем не сравнимый кайф
Ага =)

Сколько ангелов может уместиться на кончике иглы?
PALADIN
20:35 15-12-2007
Там было про чертей.
На костёр.
next
lanrihio
22:09 15-12-2007
Кошка Шредингера
Да и вообще, что у тебя за ориентиры такие, детка.
Читай Фуко. Некоторые, как ты их называешь, "элементы средневековой культуры" со временем только глубже пустили корни и получили развитие в уже наше время.
Кошка Шшш
22:57 15-12-2007
lanrihio Некоторые элементы архаичной культуры пустили корни в средневековье и дошли до нас. Это так называемые архетипы. В категориях культуры у Гуревича идет роль о бытовой культуре, изменившейся со времен средневековья. А архетипика, которая выводится у Фуко, Борхеса, Маркеса, Леви-Стросса, Юнга и прочих, лежит куда глубже.
То, о чем ты говоришь это именно архетипика.

Кстати, на правах рекламы, кто хочет меня крепко обрадовать на новый год может подарить мне хоть один из черырех томов Клода Леви-Стросса о мифогемах.
Эл
13:34 16-12-2007
Кошка Шредингера
Нормально - про расточительство и бережливость, про еденицы времени (тебя не удивляет, что у нас время зависит от скорости?), про детство, про свободу, про бедность и богатство. Достаточно?
Кошка Шшш
13:47 16-12-2007
расточительность и бережливость это уж совсем анахронизм. абсурд. мне вот никому ничего не надо докаывать, тратя кучу денег :Р хотя не отрицаю, что сейчас существует такая привычка, но мне она непонятна.

с единицами времени в средневековье был просто хаос. сейчас слава богу этого нет.

дети и взрослые принципиально различаются в психологическом плане

свобода и зависимость в средневековье слишком сложная тема. как-нибудь расскажу. но в любом случае это совершенно другое понимание свободы.

не вижу в бедности ничего хорошего.
Долл
17:19 16-12-2007
Кошка Шредингера дети и взрослые принципиально различаются в психологическом плане
На самом деле не так уж сильно... Идеализация детства, строгая дифференциация - тоже по-моему неправильно.

не вижу в бедности ничего хорошего.
Ну это скорее то, что богатство не является непременным атрибутом счастья.

А вообще средневековое мировоззрение оно как-то завораживающе извращенное.
Кошка Шшш
17:31 16-12-2007
Долл вот-вот, милая, ты даже не представляешь себе насколько. не ум, а хитрость, не милосердие, а страх перед богом, идеалы были другие совершенноо, другое было в цене. мыслящих, гуманных, честных людей были единицы, не потому что люди в общем были хуже, а потому что не нужны были эти качества. в них почти не было любопытства, научной жилки. те редкие исключения, известные нам, можно перечислить по пальцам и память о них сохранилась в веках.

хотя о чем это я. они были прекрасны и творили прекрасные, гениальные вещи. мир был молод, человечество было молодо, отважно и агрессивно. мы дойдем до последнего моря!
lanrihio
20:34 16-12-2007
гуманных, честных людей были единицы
Европейский гуманизм вообще представляется странной штукой (в сравнении, конечно, с другими местами нашей планетки). И то, что из него получилось. Сколько бы там Монтеней и последователей не было. Этакий 'европацентризм', на самом деле.
Кошка Шшш
20:41 16-12-2007
lanrihio тут нельзя говорить о классическом гумманизме, это уже детище ренессанса, в средневековье не могло просто быть такого явления. что бы не говорил певец средневековья Гуревич, вслед за французами школы Аналлов, время было темное, страшное. но одновременно и прекрасное. именно за счет этих безумных контрастов.
Долл
18:10 21-12-2007
Кошка Шредингера милая, ты даже не представляешь себе насколько. не ум, а хитрость, не милосердие, а страх перед богом, идеалы были другие совершенноо, другое было в цене
Да наверное не сильно много изменилось. Просто это та разница между идеальными и наиболее выгодными качествами.
Наверное, было бы забавно сравнить с советским временем... много похожего.