Кайса
22:59 06-02-2008
керамика "раку"
В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий "раку", связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития. Рождение керамики "раку", предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.).

Основным видом керамики раку были чайные чашки "тяван" с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку - достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.

Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.


http://www.vsakura.ru/other/keram.aspx - отсюда

Техника керамики раку родилась в столичном Киото, но она всегда стояла особняком от традиционно развитых в этом городе гончарных искусств и потому не включается специалистами в понятие кё-яки (Киотоская керамика). Вероятно, это связано с тем, что практически все основные стили керамики мастеров Киото так или иначе, формой, рисунком или технологией изготовления воспроизводили или пытались приблизиться к изящным образцам импортной посуды, ваз, кувшинов, коробочек и т. д., поступавших в страну с континента, из Китая. А у керамистов раку были совсем иные источники вдохновения.
У истоков искусства раку стоял великий Сэн-но Рикю (1520-1591), безмерно почитаемый в Японии как создатель тя-но ю - чайной церемонии. Разработанный им ритуал чаепития, основанный на постулатах философии дзэн-буддизма, отличался исключительной скромностью, созвучностью окружающей природе, побуждал к размышлениям о смысле жизни, духовных ценностях. Подчеркнутая простота чайных домиков и комнат требовала соответствующей посуды для чаепития. И вот Сэн-но Рикю обратился к натурализовавшемуся в стране корейцу, работавшему в столице с обожженной глиной. Мастера звали Тёдзиро (1516-1592), хотя в разных источниках его именуют то Тёю, то Сасаки Тёдзиро, то Танака Тёдзиро. Как бы то ни было, этот черепичных дел мастер по заказу Сэн-но Рикю вылепил и обжег в маленькой печи несколько чаш, которые вызвали настоящий восторг у великого мастера, ведь они очень точно соответствовали разработанным им идеалам чайного действа.
Чаши Тёдзиро были изготовлены не на гончарном круге, с которым мастеру приходилось редко иметь дело, а ручной лепкой и затем покрыты черной, прозрачной или, что гораздо реже, белой глазурью. Нередко глазурь покрывала лишь часть изделия. Цвет чаш выгодно контрастировал с изумрудной пеной взбитого зеленого чая, приготовленного по канонам тя-но ю. Тепло горячего чая через стенки чаш приятно согревало ладони, а мягкие, залитые глазурью края ласкали губы.
Основной заработок мастеру Тёдзиро приносило изготовление черепиц и глиняных фигурок фантастических зверей для украшения крыши замка Дзюракудай, принадлежавшего знаменитому воину, а в то время - фактическому правителю страны Хидэёси Тоётоми. Поэтому свои первые чаши мастер именовал дзюраку по сокращенному названию замка. Изделия Тёдзиро приглянулись и правителю Тоётоми. Он наградил семью мастера золотым перстнем, на котором было выгравировано сокращенное до одного иероглифа название «раку» - «наслаждение». С тех пор это слово стало фамилией Тёдзиро и его наследников, оставшихся верными профессии предка.
Прелесть чаш раку заключалась не только в ручной лепке и умело нанесенной глазури. Секрет таился в непривычной манере обжига. Не имея доступа к огромным печам профессиональных горшечников и керамистов, Тёдзиро пользовался маленькой самодельной однокамерной окислительной печью, не способной поднимать температуру обжига до тысячеградусной отметки. Поэтому он применил при обжиге чаш собственную технологию, которую можно было бы охарактеризовать инновационной или даже венчурной, используя современные термины. Мастер не дожидался, пока изделие остынет в печи, а, вынув горячим, подвергал неожиданным воздействиям. Не зная, к чему это может привести, он то совал горячий черепок в угли костра или в бадью с холодной водой, то заваливал его пуком соломы, которая тут же воспламенялась от соприкосновения с горячей керамикой. Подобные эксперименты проводились сотнями, тысячами. Чаще всего они приносили мастеру разочарование: чаши от перепада температур лопались, трескалась эмаль. Но иногда какие-то процедуры давали положительный эффект, оставляя на стенках изделия пятна, отпечатки, придавая глазури неожиданный оттенок. Мастер многократно повторял удавшийся опыт, добиваясь результата, который бы удовлетворил эстетические потребности его и заказчика.
Эстетика столь неожиданных воздействий на изделие полностью совпадала с дзэнской идеей озарения, и грубые тяжелые поделки из глины со следами странных термических узоров отразили представления Сэн-но Рикю об идеале посуды для чайной церемонии, основанном на исповедуемом им принципе ваби - простоты и естественности.
По традиции, существовавшей у старых японских мастеров, изготовлявших музыкальные инструменты, мечи, шедевры изобразительного и прикладного искусства, каждое такое изделие получало собственное название. Так, одна из наиболее известных чайных чаш работы Тёдзиро, исполненная из красной глины и покрытая прозрачной глазурью, была названа «Муитимоцу» («Содержащая пустоту»). Это - истинное олицетворение изящества и простоты, квинтэссенция понятия ваби.
Секреты изготовления посуды раку хранились в семье мастера и передавались исключительно от отца к сыну. Но сам принцип неожиданного воздействия скрыть было невозможно, и находилось немало людей, пытавшихся воспроизвести шедевры Тёдзиро или сотворить что-то подобное, пользуясь теми же скромными техническими приемами и средствами, ведь для производства таких чаш требовались не сложные и дорогие профессиональные печи, а богатое воображение, озарение в поиске. Так, замечательных успехов на этом поприще добился прославленный дизайнер, художник, каллиграф Коэцу Хонъами (1558-1637). Одной из лучших керамических работ этого мастера считается чаша «Гора Фудзи», изготовленная в стиле раку. Как и сама гора, чаша вверху отливает белым покрытием, которое постепенно сменяется темно-серым у основания. Чаша лепилась руками, и на ней можно рассмотреть следы ножа, которым художник срезал излишки глины. Но оценить точность названия было дано немногим, кто удостоился пить чай их чаши «Гора Фудзи». Как утверждают знатоки, зеленая чайная пена, которую видишь, наклоняя чашу к губам, напоминает кипение лавы в жерле этого знаменитейшего вулкана Японии.
Многие сохранившиеся до наших дней изделия в стиле раку считаются ныне национальным сокровищем.

Л. А.


http://www.japantoday.ru/arch/jurnal/0211/06.shtml - отсюда
Комментарии:
joker
23:12 06-02-2008
Так, я понияял, ипонцы и тут напсиховали...
Спасибо, Кайсо, а то я не знал, где искать.
А помнишь - у мине чайное стадо - неглазированная глина?
Она на ощупь как будто помасленная. Снаружи. И вода скатывается с боков...
joker
23:13 06-02-2008
В смысле - ее явно залощили чем-то, а вот чем - непонятно.
joker
23:16 06-02-2008
эээ... А окарины - это же музыкальный инструмент?
Кайса
23:33 06-02-2008
Окарины - это свистульки которые басом свистят гудят.

Чайное стадо не помню совсем.
Оно может быть каменная масса, её очень высоко жгут,+ тонкий помол, она становится почти стеклянная, вот и плохо смачивается.
Либо, как у Хвостенки написано, применили что-то энкаустическое.
Кайса
23:51 06-02-2008
Больше всего в окаринах меня интересует тема такая - музыкальное звучание.
Ведь при обжиге идёт усадка, объём камеры и диаметр отверстий меняются.
но музыкальная необразованность мешает сей момент оценить и обдумать как следует.
joker
23:57 06-02-2008
Кайса
Ненене, там точно глина, стопудова.

Нащот окарин - можно ж попробовать ж. По индее - чем плотнее масса, тем звончее, да ведь?
Кайса
00:07 07-02-2008
каменная масса может быть и красножгущаяся.
там тонкость помола, добавки и t обжига.
Если на ножке неглазурованной фактура массы меленькая , непористая, то может быть и она.
Ну доеду же я к вам когда -нть, поглядим.
Нащот окарин - можно ж попробовать ж. По индее - чем плотнее масса, тем звончее, да ведь?
ну я в музыке , особливо духовой, ну некопенгаген,
но как понимаю, главное - пузырь(полость "свистульки") . Чеим больше - тем басовитей.
Хотя и материал должен что-то значить.
И где дырочки ковырять, это ж, уж извините, родня флейте, гамма там, туда-сюда...
А в обжиге - блямс, она усадку даст, и вся гамма к чертям.
joker
00:11 07-02-2008
Кайса
Чеим больше - тем басовитей
Стопудова.

И где дырочки ковырять, это ж, уж извините, родня флейте, гамма там, туда-сюда...
А в обжиге - блямс, она усадку даст, и вся гамма к чертям.

Я видел дырок єдак на пять. Больше, кажысь, не видел. Так что гамма там условная и памойму хроматическая ваще...
joker
00:36 07-02-2008
Вот те бонусом и оффтопом, смишно про Миядзаку.
joker
00:37 07-02-2008
...Хаяо Миядзаки лично рисует всю мангу и все аниме. Затем он позволяет другим художникам срисовывать, чтобы им было за что получать гонорары.

Когда Хаяо Миядзаки спит, его левая нога рисует комиксы и мультфильмы для корейского рынка...
Кайса
00:45 07-02-2008
Однажды Хаяо Миядзаки выбросил недоеденный рисовый колобок. Из проросшей на нем плесени родились все лучшие японские аниме-режиссеры, начиная с Исао Такахаты.

Нота «ми» названа в честь Хаяо Миядзаки.

Американцы планировали потерять миллион солдат во время захвата Японии и пять миллионов солдат во время осады дома Хаяо Миядзаки. Возможность штурма этого дома даже не рассматривалась.
joker
00:51 07-02-2008
Вот, я знал, што ты заценишь.
Полистай каммуну, там есть сканя из альбома про Тоторо, весьма прикольныя.
Кайса
01:04 07-02-2008
где листать?
joker
12:41 07-02-2008
Вот я про это.
Но там метра тыри весу.
Но прикольно.
joker
00:58 10-02-2008
А я аоначиво нашол, и с картинками, а в глазурь, оказувается, добавляли каменную крошку...
Кайса
03:05 10-02-2008
Угу.
поглядел.
дядя немножко баловался бисквитиками.
Не очень поняла, что такое тёртый мрамор, идти глядеть конспекты лениво.
Про чайник с прослойками - Я приблизительно представляю как делается такой эффект , если это гончарка.
Белый и синий кусок складывают - прокатывают, складывают -прокатывают, неск раз,
Потом гончарят.
Он конечно получается замыленый.
Когда подветрится до кожетвёрдого состояния,его цикелькой всего проходятся, чут-чуть, и проявляется красота.
Кайса
03:07 10-02-2008
раскопала сегодня папку со своими студенческими работами .
Какой позор!
и какой кусок жизни....
joker
03:17 10-02-2008
Кайса
Чо пазор-та сразу?..
Кайса
14:20 10-02-2008
пазорныи работы.
я была жуткий троишник.
В мой вуз нельзя сразу после школы брать.
когда мозги ещё глупыи.
Вот будешь в как-нть в наших краях - покажу, посмеёмся вместе.