Эль
15:14 30-10-2003 ПРОГУЛКА


Год выпуска: 2003.
Страна: Россия.
Жанр: драма.
Режиссер: Алексей Учитель.
Сценарий: Дуня Смирнова.
В ролях:Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов, Евгений Гришковец.

Очень хорошее кино оказалось, как я, собственно, и предполагал. Тандем режиссера Алексея Учителя и сценаристки Дуни Смирновой вновь после "Дневника его жены" очень порадовал.
Есть такой жанр, который вот и в российском кино становится весьма популярным - road-movie. А "Прогулка" - это street movie. Фильм вполне мог бы называться "Мы шагаем по Питеру", неслучайно его в некоторых рецензиях подвергают сравнениям с классическим данелиевским творением.

О чем фильм "Прогулка"? Три персонажа - девушка Оля (из тех, что, кажется, коня на скаку не остановит, а даже оседлает), навязавший ей уличное знакомство парень Леша (мягкий такой, эмоциональный, обаяшечка, которому в силу своей натуры очень не везет с девушками) и присоединившийся к ним его закадычный друг Петя (твердый, немногословный и очень уверенный в себе мачо) - на протяжении полутора экранных часов находятся чуть ли не в непрерывном движении по питерским улицам. Делая лишь короткие привалы для выяснения отношений, порой весьма бурного.
Это действо, снятое "догматичной" мельтешащей камерой, сопровождается яркими диалогами (Дуня, браво!) и живой, очень естественной актерской игрой. Особенно мне понравилась девушка - Ирина Пегова (не зря, не зря на фестивале "Окно в Европу", что проходил в Выборге, ей вручили приз за лучшую женскую роль. А сам фильм получил получил Гран-при и награду за режиссуру - тоже весьма заслуженно.)
Кстати, вся троица, занятая в главных ролях - актеры из одного театра, мастерской Петра Фоменко, к тому же бывшие сокурсники. Этим не в последнюю очередь объясняется гармоничность и слаженность их актерской игры. Любопытно, что и в эпизодах сыграли актеры все того же театра. Сам Учитель в одном из интервью объясняет это так: "Еще во время "Дневника его жены" Петр Наумович Фоменко не отдавал мне Галю Тюнину и как-то в сердцах бросил: "Или всех снимайте, или никого. Я те слова запомнил и теперь выполнил завет..."

"Прогулка" - это еще и ода современному Питеру. Пожалуй, наиболее впечатляющая в кино - после первого "Брата", но там град Питер совершенно другим был. Если в "Брате" был городской романс Северной Пальмиры, то здесь - нервно пульсирующая, очень мобильная (двусмысленно: без трелей мобильников тоже не обошлось) сити-симфония, впитавшая в себя всевозможные уличные звуки и ритмы. Вроде бы совершенно незначительные для сюжета зарисовки, совершенно эпизодические, мозаичные персонажи - милиционер в подземном переходе, рабочий из канализации, уличные лицедеишки в нарядах исторических персон, горластые и толпастые болельщики "Зенита", тетка со смотровой площадки Исаакиевского собора - а тем не менее выписано очень и очень красочно. Неудивительно: режиссер Учитель собаку съел на кино документальном (например, фильм "Рок", нашумевший в начале перестройки) до прихода в кино художественное ("Дуня Смирнова, моя приятельница и давний соавтор, как бы в шутку предложила сделать художественный фильм. Сначала думал, дальше слов дело не пойдет, но неожиданно все срослось. Дуня, девушка отчаянная, авантюристка по натуре, написала сценарий, нам дали деньги, и мы начали снимать..." - из интервью г-на Учителя).

Единственное, что меня лично несколько разочаровало - финал. Он же финиш. Пожалуй, в сценарии он выглядел очень неожиданной развязкой, но вот на экране смотрелся как-то неубедительно. Такой себе резкий и грубый "стоп-кран" после непрерывного "гоу-гоу". Конечно, оно все так и было задумано. Но - "как грустно и очень обычно все вышло..."
Тем не менее, фильм замечательный, так что рекомендую "прогуляться" за ним до кинотеатра или в видеопрокат. А кто уже - рад был бы выслушать мнение да обсудить.

украдено здесь