V-Z
02:24 12-08-2008 Рыцари смерти
Неожиданно написавшаяся статья. Спасибо Скорпиону за помощь.

Как ни странно – тоже ведь весьма известная нежить, но ей уделяется куда меньше внимания в различных статьях, чем, скажем, личам и вампирам. Во всяком случае, из тех, что попадались мне…
Итак, рассмотрим.
Прежде всего – что такое рыцарь смерти? Определение можно подобрать следующее: это превращенный в нежить и получивший определенные магические способности некто, при жизни бывший отличным воином. Так как он относится к высшей нежити, то полностью сохраняет имевшийся при жизни разум; таким образом, получается более чем опасный противник.
Тем не менее, одновременно это противник достаточно редкий. Если о методах борьбы с другой высшей нежитью и ее способностях написано немало, то рыцарь смерти остается больше в тени.
Почему?
Вероятно, причина в том, что рыцари смерти более редки. Методы обращения в вампира разнятся от мира к миру, но обычно они не требуют очень уж значительных усилий. Для лич-трансформации труда нужно куда больше, но талантливых магов в мирах не так уж мало, и они отнюдь не так уж редко прибегают к этому своеобразному способу продления жизни.
А с рыцарем смерти ситуация иная. При жизни он обычно магом не бывает, так что превратить себя самостоятельно не может; поэтому нужно сочетание собственно рыцаря и некроманта, знающего нужные методы и желающего их применить. Встречается реже, чем вампир или маг, не так ли?
Более того, причиной их появления зачастую служит не некромант, а некий демон или же темное божество. Некоторые, такие как лорд Сот, обращаются в рыцарей смерти из-за своих грехов, для других это становится закономерным венцом развития – если они помянутым темным силам верно служат.
В каких же мирах встречается рыцарь смерти? Кринн, Асхан, Азерот… те, что первыми приходят на ум. Имеется он и в Ториле, что неудивительно – в мире Забытых Королевств прописалась едва ли не большая часть не-планарного бестиария.
Собственно говоря, именно D&D мы и обязаны появлению столь необычного представителя высшей нежити. Впервые он объявился в Fiend Folio – дополнении к Advanced Dungeons and Dragons, в 1981 году, и вклад этот в бестиарий (а точнее мортиарий) внес Чарльз Стросс. Ко времени второй редакции AD&D рыцарь смерти занял важное место в мире Кринна, где и сформировалось большинство характерных для него черт и способностей. Впрочем, о самом ярком представителе криннского мертвого рыцарства речь пойдет ниже.
Во второй редакции он появился в Monstrous Compendium Dragonlance Appendix (1990), и тремя годами позже – в Monstrous Manual.
Разумеется, в третьей редакции без него также не обошлось. Правда, тут он несколько отличился: для редакций под номерами 3 и 3,5 его изменили Necromancer Games в Tome of Horrors; эта публикация опередила Wizards of the Coast, выпустивших рыцаря в декабре 2001 и январе 2002 (Dragon #290 и #291). В 2002 же он был включен в Monster Manual II.
Говорят, и в четвертой редакции он есть, причем с изрядно расширенной историей. Ничуть не удивляюсь.
Перейдем к более конкретным вопросам, и начнем со способностей рыцаря смерти. Они изрядно различаются от мира к миру, и лучше их рассматривать на примерах конкретных личностей, но… есть все же возможность выделить некоторые общие черты.
- Устрашение врагов. Не уверен, что это действительно способность, а не использование логичного ужаса перед нежитью, но все, сталкивавшиеся с рыцарями смерти, их изрядно побаиваются. В системе D&D ужас прописан как пассивная способность.
- Контроль над нежитью. До полноценного некроманта рыцарю смерти все же далеко, но некие способности в этом направлении он имеет. Например, в Warcraft III рыцарь мог поднимать скелетов, что изрядно помогало, если он оказывался в одиночестве, но неподалеку от трупов.
- Магические способности. Таковые разнятся больше всего, но все сходятся на том, что у рыцаря смерти они, несомненно, есть.
- Высокие боевые способности. Это уже не к магии относится, но является неотъемлемой чертой рыцаря смерти; оно и понятно – таковыми становятся лишь лучшие воины. Чтобы в этом убедиться, достаточно глянуть на известных – Артес, принц и паладин, Сот – соламнийский рыцарь… А после превращения эти способности еще и усиливаются традиционной для нежити огромной силой, нечувствительностью к боли и наплевательским отношением к обычным клинкам.
Следует отметить еще кое-что. Рыцари смерти отличаются злым мировоззрением – светлых аналогов, вроде баэлнорнов у личей я пока не встречал. Но, тем не менее, зачастую это «благородно-злой»; то есть, если лича можно считать черным магом, а вампира – нежитью-аристократом, то рыцарь смерти будет чем-то вроде «темного героя». Не зря, описывая их, часто сравнивают с паладинами. Собственно, нередко рыцарь смерти – это падший паладин или просто благородный воин, свернувший на темный путь. Иногда они и обратно возвращаются.
Что ж, давайте рассмотрим миры, где они встречаются и чем выделяются…

Азерот (Warcraft III)
В данном случае рыцарь смерти предстает как один из героев нежити. Как раз аналог паладина – то есть тяжелый воин, рубящий врага в ближнем бою. Тем не менее, он имеет и магические способности – в частности, как сказано выше, может поднимать нежить. А также – ее подлечивать заклинанием «Лик смерти» (и им же раня врагов)… впрочем, этим его умения не ограничиваются. Рыцарь смерти может убить кого-то из своих солдат, восстановив тем самым свое здоровье; а его аура повышает скорость и регенерацию у этих же солдат.
Самый известный рыцарь смерти Азерота – без сомнения, принц Артес Менетил, ныне слившийся с Нер-Зулом. Впрочем, с ним связан интересный парадокс. Дело в том, что, вопреки обыкновению, Артес… не умирал. Да, влияние проклятого меча Фростморна, контакт с некромантами, наконец, соединение с Нер-Зулом – все это изрядно изменило его, но принц Лордерона, насколько мне известно, еще никогда не погибал и не восставал из мертвых. Но это, пожалуй, редкое исключение; не наблюдается в мирах, за исключением Азерота.
Дело в том, что в Азероте рыцари смерти, собственно, двух поколений. Первое – это действительно нежить, души орочьих колдунов, вселенные в тела мертвых рыцарей. Вторые же, нынешние, воины Артеса – это живые люди. Просто собственной жизнью и отчаянием доведенные до такого состояния, подобно своему сюзерену. Души их заключены в рунном оружии.

Азерот (World of Warcraft)
Несмотря на то, что мир один и тот же, стоит провести разделение, так как данные классы в них изрядно отличаются. О способностях рыцаря смерти в стратегии было сказано выше; в World of Warcraft же таким классом можно будет сыграть в грядущем дополнении Wrath of the Lich King
И тут у него умений куда больше… Он может призывать нежить, усиливать свои удары, инфицировать врагов болезнями, душить противников, накладывать антимагию… В общем, это действительно противник не из легких, в полном соответствии со всем, сказанным выше.
Такой рыцарь смерти относится именно ко второму поколению, и может развивать три ветки умений – крови (сила и ярость), мороза (воля и защита) и нечисти (власть над нежитью и болезнями).
Какими способностями будет обладать игровое воплощение Артеса, сказать пока не могу. Но предполагаю, что все, что должен уметь рыцарь смерти, усиленное до максимума.

Асхан (Heroes of Might and Magic V)
В Асхане рыцари смерти тоже встречаются, но редко. Почти всегда они выступают в роли нейтральных отрядов, что-то стерегущих; стоит отметить, что обычно отряд невелик. Но это не значит, что не опасен.
Дело в том, что рыцарь смерти Асхана относится к шестому уровню существ, а это о чем-то говорит. Как и вся нежить, он иммунен к воздействиям на разум и эффектам боевого духа. Помимо этого, удар рыцарского меча накладывает на жертву заклинание «Ослабление»; более того, с каждым новым ударом проклятие обновляется. Также есть двадцатипятипроцентная вероятность, что атака рыцаря смерти убьет половину существ в отряде противника.
Обычно полюбоваться на них в своей армии не получится – рыцари либо отступают, либо сражаются. Разве что Маркел, с его способностью привлекать к себе нежить…
Но как минимум один способ есть. В аддоне «Повелители Орды», в последней миссии некромантской кампании имеется побочный квест: отряд паладинов, попавший под власть демонов, просит убить демона, подчинившего их души. Если так и сделать, то они, дабы искупить свою вину, погибнут и восстанут в виде рыцарей смерти, дабы биться на стороне Арантира и Орнеллы – главных героев кампании.
В который раз получаем доказательство, что рыцари смерти – это все же темные герои…

Кринн (Dragonlance)
Говоря о рыцарях смерти, нельзя обойти вниманием этот мир – в конце концов, именно там столь необычное создание для многих было впервые показано «в действии». Речь, разумеется, о лорде Соте, Рыцаре Черной Розы. Пересказывать его историю нет смысла: тем, кто знаком с «Сагой о Копье», она известна; в ином же случае вкупе с ней придется пересказать и немало других деталей. Ограничусь лишь заявлением, что Сот – как раз пример благородного в прошлом рыцаря, павшего и ныне существующего в виде нежити.
Некоторым пунктам рыцарского кодекса он следует и впредь: например, не бьет в спину, и, насколько мне известно, не атакует безоружного. Впрочем, это все равно его противникам не слишком помогает.
Лорд Сот воплощает в себе все перечисленные ранее черты рыцаря смерти. Он внушает ужас живым (особо отмечу, что его боятся даже кендеры – случай редчайший), закован в рыцарский доспех, командует нежитью… Великолепный боец, надо заметить, что видно хотя бы из того, что его не смог одолеть Страд фон Зарович, высший вампир с немалым стажем.
Магические способности у него имеются, и немалые, хотя Сот их использует не так уж часто. Но уж если решает использовать… Например, одним словом он выбил ворота Палантаса – действие, сравнимое разве что с сокрушением ворот Минас-Тирита Королем-Чародеем.
Кстати, следует отметить, что, хотя Сот – нежить, он все же не скелет в доспехе. Доказательством можно посчитать следующее описание:
Длинные пряди светлых волос, доходившие почти до плеч рыцаря, свисали с его черепа. Кожа высохла, обтянув надбровные дуги и скулы. Густая тень скрывала его нос и рот, и черт лица было не разглядеть, однако, когда он говорил, в этой тени сверкали удивительно белые зубы. Особенно густо залегла черная тень вокруг глаз; глаза Сота давно уже не выглядели как человеческие, а напоминали оранжевые уголья, зловеще мерцающие в пустых глазницах.
(Джеймс Лаудер, «Рыцарь Черной Розы»)
К сожалению, судьба Рыцаря Черной Розы неясна. Роман Джеймса Лаудера переносит его в Равенлофт (упомянутая выше встреча со Страдом произошла именно там). В конце концов Сот становится повелителем одного из доменов в мире волшебных туманов…
Но «Драконы Исчезнувшей Луны», написанные демиургами Кринна, представляют иную судьбу; не вдаваясь в подробности, скажу, что Сот в итоге отверг предложение темной богини Такхизис вновь помогать ей, найдя мир с самим собой. За что и был убит разгневанной богиней.
По идее, именно вторая версия должна быть каноничной. Однако… во-первых, последние книги о Кринне выглядят как-то очень странно, по мнению многих любителей мира. А во-вторых, смерть Сота, одного из ярчайших персонажей саги, описана, на мой взгляд, довольно невнятно.


Мир Greyhawk
Несмотря на то, что Рыцарь Черной Розы – едва ли не самый известный рыцарь смерти в D&D-мирах, он не был первым. Самое первое имя такой нежити относится к иному миру – а именно к миру Greyhawk, и имя это – Каргот. Некогда он был аристократом и паладином Гейронея (бога благородства и рыцарственности), лордом Карготом Мэнсбриджским из Великого королевства Аэрди. Каргот имел основания рассчитывать на пост главы Рыцарей-Защитников, но вместо него был избран иной рыцарь – Бенедор. Зависть и обида привели Каргота на темный путь – он привлек внимание князя демонов Демогоргона, который и превратил его в первого рыцаря смерти. Каргот на этом не остановился – он привлек на свою сторону тринадцать Рыцарей-Защитников, сделав их подобными себе. Их имена также известны: лорд Мондуиз Дефаар, леди Лорана Кат из Наэлекса, принц Мирхал Ракский, сэр Маэрил из Наэлакса, сэр Фариант Лиртамский (погиб, но душа теперь наполняет собой меч Астросус), лорд Андромансис Гарастетский, сэр Ослан Кнаррен, сэр Резинар из Хакса, лорд Тириан Наэлакский, сэр Минар Сиррик из Дармена, герцог Уркар Грасз из Торкванна, сэр Лурен-Вепрь из Торкванна и лорд Кхайвен из Ракса.
Кстати, служители Гекстора, бога войны и раздора, считают Каргота святым.
Там же имеются еще четверо рыцарей смерти: Феррант, падший паладин Гейронея, сэр Лоран из крепости Троллпайр, бывший рыцарь Суннди, Кас Кроваворукий и Вантус Вандерборен, бывший аристократ из Сассерина.
О части из перечисленных известно больше. Например, Кас Кроваворукий, помимо рыцарства, является еще и вампиром и вернейшим слугой архилича-бога Векны. Точнее, был – поскольку предал его. А также, что нетипично, он еще и написал минимум одну книгу – «Легенды о великом оружии и знаменитых героях».
Сэр Лоран и при жизни был не самой приятной личностью, убийцей жены, родившей ему дочь вместо наследника. Его крестная-жрица прокляла Лорана; в результате он и стал рыцарем смерти, которого постоянно преследуют призраки жены и дочери. Но вскоре после преображения деяния Лорана привели его в совсем уж неприятное место – в Равенлофт. Где он и служит уже упомянутому Векне.
Ну а леди Лорана Кат, при жизни – жрица Гекстора, стремилась к власти; в рамках такого плана она соблазнила Каргота, присоединилась к нему… и, вместе с другими, при помощи демона Арендагроста стала рыцраем смерти. Правда, сама Лорана делом Демогоргона (в отличие от Каргота) не интересуется, по-прежнему считая себя служительницей Гекстора.

Торил (Forgotten Realms)
Почему-то в мире Забытых Королевств рыцари смерти не пользуются такой популярностью, как личи или вампиры. Встречаются они точно реже.
Но все же встречаются, и пример тому – история Милтиадеса, паладина, прибегавшего к бесчестным методам для уничтожения врага. Результатом стало проклятие Тира и превращение в рыцаря смерти. Тем не менее, Милтиадес сохранил желание сражаться за доброе дело, и вместе с некими героями бился против слуг Бэйна. В итоге Тир вернул его к жизни.

Рыцари смерти в других играх и мирах
Встречаются они в разнообразнейших играх, но разбирать каждую было бы слишком долго. Так что ограничусь кратким перечислением.
В Age of Wonders рыцари смерти – кавалерия среднего уровня, выступающая за нежить (что логично).
Adventure Quest (онлайновая RPG) и Dragonfable (бесплатная сетевая браузерная RPG) также дают нам рыцарей смерти; более того, в последней этот класс доступен игроку. Правда, не просто так – для его получения надо полностью натренироваться в классах паладина и некроманта. А снаряжение для рыцаря смерти получалось путем специального квеста… и опять-таки, после тренировки всех доспешных навыков паладина и некроманта.
А в Disciples II рыцарь смерти – один из героев расы нежити. Причем это у них единственный герой-воин, отличающийся завидным здоровьем и силой удара. Еще одна примечательная черта местного рыцаря – на своем коне он летает, что встречается довольно редко.
Есть также немало персонажей, которых, теоретически, можно зачислить в рыцари смерти. Возможно, сюда можно отнести Вайлора из Planescape: Torment, может, и назгулов из Арды… Правда, с классификацией последних вообще сложно – поскольку ровным счетом ничего не известно о них при жизни.
Что приятно – рыцари смерти все же не становятся рядовыми монстрами, коих встречаешь во множестве… как произошло со многими иными созданиями сходного уровня.
Рыцари же по сути своей такого не заслужили.


Фоновая музыка Still Life - Destiny
Настроение: аналитическое
Комментарии:
Rancer
18:46 12-08-2008
Спасибо за статью.

В третьих Героях был мой любимый юнит )
V-Z
00:52 14-08-2008
Rancer
Который кавалерия?
Rancer
08:40 14-08-2008
V-Z
Угу, у которого срособность была наностить двойной урон.
V-Z
13:06 14-08-2008
Rancer
В пятых они тоже неплохо отличились.)