Натанаэль
12:50 19-12-2008 Стиляги
В анонсах "Стиляг" Валерия Тодоровского нам представляли как фильм со сложнейшей хореографией, дорогими декорациями и лихо закрученным сюжетом.
Насчет именно такой формулировки сюжета можно поспорить. Герой «фильма нового года» в исполнении Антона Шагина из робкого комсомольца Мэлса превращается в раскованного стилягу Мэла, умеющего танцевать буги и играть на саксе. Влюбившись в яркую девушку Полли (Оксана Акиньшина), примерный студент открывает для себя красочный мир стиляг. Из мрачной атмосферы советских улиц и неустроенных коммуналок он попадает в веселую жизнь с цветными пиджаками, необычными прическами, зажигательным буги-вуги и главное — свободой. Ну, а потом у них рождается очень милый... негритенок. Непредсказуем в этом сюжете разве что только шоколадный малыш. А так вполне обычная любовная линия.

Хорошо отражена линия социальная. Улицы с москвичами, одетыми в одинаковые серые пальто, плащи, брюки, юбки противопоставляются красочным нарядам стиляг. Ржаво-обшарпанная коммуналка контрастирует с шикарно-ослепительным рестораном. Серое и банальное считается нормой, яркое и кричащее — антиморальным и подражанием загнивающему западу. А за последнее могут отчислить из института и выгнать из ВЛКСМ. Такова идеология СССР — быть такими, как все. Брат Мэлса с подбитым глазом сокрушается: «У всех браться, как братья, а у меня — стиляга». Комсомолка Катя удивляется: «Ну, почему они не могут быть такими, как все?». Мы видим возмущенных посетителей больницы. Такова их реакция на Полли с накрашенными губами и одетую в не серую юбку. Мы видим застывших в недоумении жильцов коммуналки, когда они созерцают своего соседа Мэлса в цветастых брюках и с «коком» на голове. Такова мораль общества — заклеймить того, кто отличается из толпы.
Насчет сложнейшей хореографии нас не обманули. В фильме много сцен, где герои не просто танцуют, а исполняют красивые хореографические номера. Это и веселые пляски «на костях» красочно разодетой молодежи в «Коке», и привычные для советского гражданина «танцы» с кастрюлями и тестом на коммунальной кухне, и совсем не пьяное дураковаляние подвыпивших граждан в грязной пивнушке.
Декорации, видать, и, правда, дорогие. Шутка ли полностью нарисовать Москву 50-х? Чего только стоит коммуналка. Обшарпанные темно-синие стены, полуржавые трубы санузла, большая печка на несколько человек, длинный-предлинный коридор с десятком дверей смотрятся очень реалистично. Или пивная. Стены, как будто не мытые несколько лет, облипший грязью пол, давно позабытые нами высокие столы на одной ножке и, естественно, большие пивные кружки, оставшиеся разве что в нашей памяти, да, заснятые на пленку кинофильмов.
И насчет известных шлягеров тех лет обещание сдержали. Мы услышали джаз и буги-вуги. А еще - хиты 80-х. Вся соль заключалась в знакомой музыке, но немного видоизмененной, с аранжировками. Да, и в текстах узнавались только припевы. Так удалось послушать уже известные нам песни групп «Браво», «Ноль», «Чайф», «Машина времени» в новом исполнении. Музыка и танцы умело помещены в фильм и смотрятся не как отдельные сцены или дополнительные элементы, а как неотъемлемая часть сюжета. Признание в любви друг другу Полли и Мэла в виде лиричной песни, порицание комсомольца Мэлса в виде рэпа.

Фильм отлично вписывается в рамки музыкальной комедии. Как мы уже сказали, здесь много и красиво поют и танцуют. А веселая составляющая фильма радует особенно. Наконец-то, все обошлось без тупого низкопробного юмора. Шутки создаются не просто словами, а жестами, мимикой, взглядом.