Stromboli
11:20 22-01-2009
Вчера пересмотрел "Небеса обетованные".

Когда я думаю о том, что фильмы "Небеса обетованные" и "Карнавальная ночь" снял один и тот же человек, мне делается жутко.
Комментарии:
pauluss
11:22 22-01-2009
Замечательный фильм
Stromboli
12:42 22-01-2009
pauluss Оба
Как и многие другие.
LaVita
18:13 22-01-2009
Почему жутко?
Stromboli
18:30 22-01-2009
Швындик Потому что "Карнавальная ночь" — это веселая, задорная, абсолютно оптимистичная комедия, которая проникнута уверенностью, что любые трудности преодолимы.

А "Небеса обетованные" — крик страха, непередаваемого ужаса и глубочайшего разочарования.

Оба фильма вызывают глубокую эмпатию по отношению к их создателю. А чувства там передаются противоположные.
LaVita
18:33 22-01-2009
Stromboli ааа, у меня почему-то мысли возникли о претензии к качеству фильмов. Удивилась
Мне кажется, если бы в годы, когда была снята "Карнавальная ночь", можно было бы о чем-то говорить вслух, то картина, вроде "Небес..." появилась раньше.
Stromboli
20:36 22-01-2009
Швындик Не, по качеству никаких претензий нет.
Небеса не смогли бы появиться раньше. Там слишком много предпосылок совпало.
Небеса, по духу, не столько "Пустите, я всё скажу наконец", сколько скорее "Что же делать-то?!!"
LaVita
22:02 22-01-2009
Stromboli а ты думаешь в пятидесятых таких вопросов не возникало?
Stromboli
00:16 23-01-2009
Швындик
Во-первых, в 50-е гг еще не накопилось.
Во-вторых, то было время оттепели. Появления определенных надежд.
В-третьих, что существенно, Эльдар Рязанов был молод, романтичен и элементарно мог быть не в курсе, как страна устроена. Именно поэтому Небеса сочатся в первую очередь разочарованием.
В-четвертых, в то время еще не было озлобленности. Не было раскола в обществе. Не было перспективы гражданской войны. Не было усталости от самих себя. Вполне можно было объединять народ какими-то начинаниями, идеями. Большинство во что-нибудь верило.

Представь себе, что ты что-то затеваешь вместе с друзьями. Какое-то большое дело. Но что-то не получается. Ошибки выходят. Где-то болит.
Поначалу-то кажется, что всё еще будет. Что всё исправится. Что всё сможем.
Но по прошествии многих лет становится понятно, что ничего не будет. Что все давно закрыли глаза и предпочли в лучшем случае молчать. Что развития давно нет. Что другие люди всю жизнь жили как люди. Накапливаются обиды. К себе, друг к другу. Выясняется, что тогда ты что-то задавил в себе, от чего-то отказался, утешаясь мечтами о светлом будущем, но к концу жизни оказалось, что это было зря.
В 50-е годы была куча проблем, но "Небеса обетованные" не могли бы появиться тогда.
LaVita
12:47 23-01-2009
Stromboli 50-е - время оттепели? Нууу не знаааю, не знаю. Мне кажется, определяющим уж тогда был именно возраст режиссера... А "накопилось" у людей давно еще. Годов эдак с тридцатых, плюс война. Атмосфера, конечно разная была, безусловно, но оптимистичность кино тех лет я лично объясняю исключительно цензурой, ну и энтузиазмом режиссеров, это да.
Конкретно "Небеса..." тогда появиться не могли, я и не спорю... могло появиться что-то другое, созвучное реально происходящему тому времени.
Stromboli
17:59 23-01-2009
Швындик Самые интересные, драматичные, с острой критикой фильмы в СССР были сняты где-то с 1955 по 1965 годы. Это как раз был период правления Никиты Хрущева.

Еще одно существенное обстоятельство.
Великая Отечественная война, как ничто иное в нашей истории объединило наш народ. Победив в ВОВ, наш народ испытывал сильнейший прилив позитива, энтузиазма и оптимизма. Поэтому объяснять позитив в кино исключительно цензурой по меньшей мере странно.
А вот в конце 80-х гг народ был расколот. Даже внутри семей не было единства во взглядах на будущее и на прошлое страны.

могло появиться что-то другое, созвучное реально происходящему тому времени
А и появлялось. Критика в кино 50-60-х годов была довольно острая.
LaVita
18:04 23-01-2009
Stromboli в годы войны объединило, да. Но в послевоенные годы эта объединенность сошла совсем на нет. Люди начали жить каждый своими проблемами, коих было огромное количество.
В конце 80-х был расколот, да. Я и не говорю, что в 50-х сняли бы кино именно такое, как в 80-х, социальная атмосфера была разной, но - А и появлялось. Критика в кино 50-60-х годов была довольно острая - не вспоминается ни одного примера.
Критика социальной неустроенности и тому подобных вещей, насколько я знаю, в те времена подвергалась ой-ой каким гонениям.
Stromboli
07:22 24-01-2009
Швындик не вспоминается ни одного примера
А они были.
Например, "Чистое небо" и "Все остается людям".
Некоторые из фильмов той поры содержали настолько острую критику перегибов и иных дефектов общественного устройства, что я удивлялся, как они вообще смогли быть поставлены в производство и выйти на экраны.
Однако, их ставили, и они выходили. Фильм "Чистое небо" (1961 г.), например, раскрывал тему послевоенного сталинского террора. И он получил Главный приз МКФ в Москве.

Потом это время прошло, где-то к концу 60-х гг. И опять, судя по кино, у нас стало всё хорошо.