Wolfram
23:12 26-04-2009 А я вернулся с гор. Мангуп.
Я твердо решил сделать вылазку в горы, ибо моя раздраженность не хотела исчезать, а люди и прочие прямоходящие меня раздражали все сильнее и сильнее.
Так, в пятницу утром, я с рюкзаком уже шел к Сереге Кравту. Он уже ждал меня, собирал по мелочи вещи. Мы пошли на вокзал и поехали в Симферополь на собаках, причем я взял билет сразу до Сирени - вторая остановка после Бахчисарая. Нам повезло, эта собака была прямой, перескакивать не пришлось.
К слову, это самая скучная часть путешествия, как и возвращение, хотя тогда и там мы много говорили, и у меня появилось несколько идей. Я их изложу, когда они дозреют. Позже.

Приехали в Сирень и я решил идти до Мангупа пешком. Мне сложно оценить расстояние - обычно во всех руководствах пытаются добраться на машине. Но я решил пройтись. Три часа хода и мы в Ходжа-Сала. Потом около часа восхождения на Мангуп. Немного побродили по плато, нашли несколько пещер, одна примеченная пещера - видимо очень глубокая, горизонтальная. Я немного пролез в первый день, но дальше не стал, решили на следующий исследовать. Помимо прочего нашли ту, в которой решили остановиться. Довольно большая пещера с дымоходом, однокамерная. Недалеко кострище. Много дров. Кулек картошки с луком. Макароны. Немного дерьма в самой пещере, которое пришлось ликвидировать.

Стоянку организовали быстро: наломали дров, настелили пакет на пол, я бросил на него каремат и спальник, второй пакет повесили на вход. Внутри развели костер и стали протапливать пещеру. Стало дымно. Очень. Сначала я торчал снаружи, но потом рассудил, что лучше дышать дымом, чем отморозить задницу, поэтому влез внутрь. Там мы поужинали и легли спать.
Мой каремат меня спас. От каменного пола веяло холодом не хуже чем из морозильника. Кравту пришлось хуже, но костер горел почти всю ночь и вроде мы как-то пережили ее. А потом закончились дрова. Спасло лишь пробуждение. Встретили рассвет и пошли дальше.

В этот день мы обошли весь Мангуп по периметру, кроме одного пальца, и я повидал много интересного - не описать. Это величественней и как-то... хрестоматийней что-ли, сравнительно с Чуфут-Кале. Общались по поводу местных поселений, по поводу анархии... много еще чего обговорили. Поспали после обеда на теплом солнышке. Исследовали ту пещеру, она глубокая и узкая, в ней надо ползти по-пластунски метров двадцать, по скользким камням и глине... А в итоге она так сужается, что дальше я не рискнул лезть. Кто знает, может там, дальше она расширяется?

Решили переместить место ночлега в другую пещеру - близ мужского родника. Натаскали кучу (действительно кучу) дров, два крупных пня. Разожгли это дело. Тут было гораздо более дымно, но и теплее. Думал задохнусь, но, жив и здоров. Встали в пять. Завтрак с восходящим солнцем, прогулка к роднику.
Обратно в путь - спуск с Мангупа, путь в следующее село, там купили Кравту сигарет и ждали автобуса. Потом доехали до Бахчисарая, купили там хлебушка с майонезом, дождались собаки и поехали домой - в основном спали обратную дорогу.

Кстати, вот что я брал с собой (это для моей памяти и опыта интересующихся):
Ночлег: ночная одежда (я сплю в спальнике и залазить в него в грязной одежде не хочу), она шерстяная и теплая, по возможности, не объемная и легкая, каремат, спальник.
Посуда: миску не брал, ибо вдвоем шли, а в армейском котелке есть замечательная крышка, кружка, ложка.
Другое: нож, спички, туалетная бумага, фонарь с креплением на лбу, зубная паста, щетка.
Вот и все по сути.

Из еды: полгорстки сахара, соли и того меньше, горстка риса, горстка овсянки, три горстки макарон, банка тушенки, банка сгущенки, пара булочек, две буханки хлеба. Еще я нашел картошки (там, наверху) и испек немного.
Еще было четыре глотка хорошего вина, пиво купленное по дороге и, конечно же, Бальзамчик! Бальзамчика было всего 0,5, но он был нужен как бодрящее и согревающее и хорошо зарекомендовал себя в горах.

Многое я не вспомню, многое - просто яркая картина, ее не передать (тем более, не было фотоаппарата) словами. Но там действительно стоит побывать. И не раз.