Mikki Okkolo
08:58 07-07-2009 «Подстрочник»
С понедельника по четверг, 22-45, 2 канал (РТР).
К сожалению, вчера не смог посмотреть первую серию этого фильма. Лилиана Лунгина (мать режиссёра Павла Лунгина и переводчик детских книг, фактически автор русских версий Астрид Линдгрен и массы других авторов) рассказывает о своей жизни.

Вчера был рассказ о детстве. 30-е годы.

Под катом пересказ (отсюда)

Лунгина родилась в России, но её детство прошло в Палестине, Германии и Франции. В 1934 г. Лиля с матерью вернулись из Парижа в СССР. На первой же станции после границы вышли отправить телеграмму. Ее поразило, что весь зал ожидания и вся привокзальная площадь были усеяны худыми, оборванными людьми с детьми, которые убежали из деревень от голода, готовы были ехать, куда угодно, они лежали и умирали на вокзале. Девочка была в ужасе и попросила маму вернуться, но та сказала, что они уже переехали границу, и назад дороги нет.
В первый же день отец повел ее на Красную площадь, и девочку поразило, как около лобного места сжигали чучело то ли Черчилля, то ли Чемберлена, а все вокруг смеялись и танцевали. Ей привиделось в этом что-то языческое, ужаснуло, она ничего подобного не видела нигде до этого.
Ее отец был специалистом, им дали трехкомнатную квартиру в новом доме. Там было из мебели два письменных стола, один обеденный, шкаф и кровати. Она была потрясена, так как по сравнению с Европой, где они, кстати, жили небогато, это казалось нищетой. Но по сравнению с тем, как жили ее одноклассники, это казалось роскошью. Отец был прикреплен к распределителю в Доме на набережной, поэтому ни в чем необходимом семья не нуждалась. Ее потрясали комнаты по 17-18 метров, где жило по несколько семей, отгороженные перегородками из сшитых простыней. «Таких комнат я видела множество». Потрясло, что есть семьи, где не готовят обед. У одноклассницы она видела, что обедают куском черного хлеба с растительным маслом и чаем.
Каждый день в дверь стучались худые изможденные женщины с детьми, сбежавшие из деревень, они просили не деньги, а еду или вещи. Лунгину потрясла женщина, у которой под ватником вообще ничего не было. Они им всем старались подавать.
А теперь самое интересное для меня. Первыцй год (1934/35) она училась в школе для детей немецких коммунистов, так как не умела писать по-русски (только читать и говорить). Ее поразило, что все дети коллективисты, очень похожи по убеждениям, про книги у них одно мнение, по любым вопросам говорят одно и то же, мечтают об одном и том же. В других странах дети, с которыми она общалась, были индивидуальны, думали разное. Здесь же она сама себе казалась ущербной, как Кай, в глаз которого попал осколок, и он все видит не так, как должно. Это совпадает с тем, что рассказывала моя бабушка. Которая не понимала, почему вокруг одна жизнь, а на уроках, на лозунгах и в газетах - все по-другому. Ей казалось, что с ней не все в порядке, если она задается такими вопросами.
Все хотели быть пионерами, и Лунгина тоже. Это совпадает с тем, что мне рассказывали почти все опрошенные. Может, у меня небольшая выборка. Но мне это кажется естественным. Меня иногда спрашивают: «Расскажи, а как раньше как загоняли в пионерскую организацию». Никак не загоняли. Агитация была самая простая, а вначале и вовсе принимали только детей пролетариата и бедноты, были строгие требования принимать не всех желающих, так как педагогов и вожатых элементарно не хватало. Когда я рассказываю об этом, как правило, собеседники не верят. При этом их самих в 1970-х-80-х тоже никто в пионеры насильно не загонял.
В 1920-40-х организация притягивала своей красочностью, интересной жизнью, кострами, походами, совместными играми и пр. К тому же здесь играет роль очень важный момент – психология ребенка. Когда хочешь быть, как все. Иметь то, что есть у других, в том числе заимствуешь и чужие суждения, общепринятые на этот момент, и пр.
Лунгиной пионерия казалась интересной, когда все вместе что-то делают, приключения, лагерная романтика и пр. Это совпадает с тем, что рассказывало большинство опрошенных.
Лилю удивило, что для вступления в пионеры существовала готовая форма. Ей казалось, что надо от всей души написать о том, как и почему она мечтает стать пионеркой.
Летом Лунгина еле-еле уговорила родителей отпустить ее в пионерский лагерь. Ей там очень понравилось, только удивило, что вожатые больше занимались собой и личной жизнью, чем выполнением своих вожатских обязанностей. В нашем детстве было то же самое. Это удивило меня. По большинству воспоминаний, в 1930-х пионерская жизнь была очень насыщенной и близкой к описываемому в пионерской литературе идеалу.
Потом Лунгину перевели в первую показательную школу Наркомпроса, а через год, в 1936, немецкая школа была расформирована, многих учителей и даже детей посадили.
Комментарии:
z_g
09:35 07-07-2009
"Это совпадает с тем, что рассказывала моя бабушка. Которая не понимала, почему вокруг одна жизнь, а на уроках, на лозунгах и в газетах - все по-другому. Ей казалось, что с ней не все в порядке, если она задается такими вопросами."
Я всего 76-го года рождения, но могу сказать то же самое: во-первых можно было иметь свое мнение - для себя лично, но публично мнение было фактически одно, во-вторых это была норма жизни: все, что молотят официально не имеет ничего общего с реальной жизнью, а все, что имеет - выражается неявно, скрытно, иносказательно и т.д.
пэтэ
09:36 07-07-2009
в 1970-х-80-х тоже никто в пионеры насильно не загонял.

ага, я помню как все мечтали получить галстук
и завидовали круглым отличникам, которых приняли раньше всех,
чморили их за это, но завидовали
z_g
09:37 07-07-2009
К слову старые протестанты в России до сих пору стараются жить как на осадном положении, скрытно, замкнуто - привыкли.