В ЖЖ среди множества интересных персоналий есть некий
[изображение]fritzmorgen. Товарищ пишет о многом - от своих мыслей
по перекрытию дорог перед чиновниками до всяких забавных фактов
на тему российских автомобильных номеров. Рекомендую почитать, местами более чем интересно.
Но особо последнее время он пишет о школах (см. записи по
такой вот метке). В частности о том, что по факту основная функция школы на данный момент не обучить детей, а содержать их в качестве камеры хранения на время работы родителей,
подробнее тут.
Мнение небезосновательоне, как мне кажется. Ради интереса решил прикинуть, а что же мне полезного дала школа именно в качестве знаний за те 10 лет, которые я там учился. Постараюсь покороче, но все равно будет под катом.
Литература.
Так получилось, что основной предмет, который я помню со школы начальной - это т.н. внеклассное чтение. Читать я научился года в три, благо тетя моя, с которой мы тогда жили, была воспитательницей в детском садике, так что и любила учить, и умела. так что к школе я читал уже быстро, много и довольно охотно. Внеклассное чтение вела у нас приходящая преподавательница, работавшая на тот момент библиотекарем во Дворце пионеров, вела интересно и с выдумкой - мы читали, сочиняли, обсуждали, сравнивали и т.д. В общем, к 5-му классу читать я не разлюбил. С 5-го моим классным руководителем стала учитель литература, опятьтаки своё дело любившая. Хотя мне и не очень нравилось изучать Пушкина по три-четыре месяца каждый год (до сих пор его перечитывать не тянет), читать массу произведений скучного Бунина и лишь одно Стругацких, но в целом литература для меня в школе была скорее плюсом.
Музыка.
У меня неплохой слух, но совершенно нет голоса. При этом, как ни парадоксально, петь я любил, а вот слушать музыку - нет. Потому что петь можно было так, как умеешь, а вот слушать музыку - исключительно сложив руки на парте одна на одной, сидя прямо и не глядя по сторонам. Сейчас я музыку люблю, преимущественно, правда, не классику, но музыка для меня исключительно своеобразная "интимная" вещь, которую слушаешь так, как хочешь, и лишь тогда, когда хочешь. В общем, с год назад, встретив учительницу музыки, спросившую - а полезны ли мне сейчас знания, полученные на уроке, пришлось врать, дабы не обидеть.
Физика.
Физика в школе мне не очень давалась, опыты, проходившие раз в полгода - всякие султанчики, искусственные молнии и т.п., я любил, а во решать задачи про сферических коней в вакууме - а большиснтву школьников они се воспринимаются такими - нет. В общем, знаний по физике со школы я вынес минимум.
Химия.
В основном аналогично физике. Интереснейший предмет, 90% которого решаешь задачи у себя в тетрадке вместо получения наглядных или полезных знаний.
ТРИЗ.
Да-да, у меня в школе был ТРИЗ. Не знаете, что это? Скоро расскажу, давно писать собирался :) Полезнейший предмет, но - только во 2-3 классах.
Математика.
С учителями математики у меня бывало по-разному. Первый гонял нас, решал задачи из учебников на класс-два старше, любовь к математике отбил, но привил знания. Вторая - как-то раз отругала меня минут на 10 за слово скобочка, после чего к доске я старался не выходить. Из школы вынес довольно беглый устный счёт и общие навыки соображалки.
Английский.
Вот с чем мне точно в школе повезло - так это с английским. реподавали его хорошо и интеерсно. Периодичсеки делали разные перфомансы - не просто ставили сказки или пьесы, а придумывали рекламные сценки, сочиняли сказки, праздновали Хэллоуни и День Св. Валентина - это при том, что школа отнюдь не языковая. Благодаря школе, в Академии проблем с языком не было вообще, говорил бегло уже после школы. Спасибо.
Немецкий.
А вот с этим хуже. Зачем мне два языка - я не понимал, а объяснить мне это не смогли, и немецкий учил лишь чтобы не получать тройки или четвёрки. При этом, дважды в неделю ходил к нулевому уроку. В общем, сейчас-то я конечно понимаю, что был неправ в своём впосриятии предмета, но все равно - время, потраченное зря.
История.
Историю любил и преподавали хорошо, однако вынес только эпизодические вещи, которыми сам интересовался больше, чем другими и про которые больше читал. Ходил на исторические олимпиады - там как раз для нормального выстпления нужно было знать практически все, кроме непосредственно школьной программы. В общем, история мне с хорошей стороны запомнилась.
Биология.
С биологией сложнее. Я её любил, частенько участвовал в олимпиадах, однако преподавали её нам, считаю, не лучшим образом. Это, кстати, был первый предмет, по которому у нас в школе ввели т.н. "рабочие тетради", т.е. когда приходится писать не то, что хочешь и как хочешь, а четко в строго отведенные поля. Если что-то туда не влезает - оценку могли и снизить. Тетрадка была формата А4 в противовес большинству онрмальных тетрадок по другим предетам. Все это давало почву отвлекаться от изучения всяких животных и растений на чвякую а-ля бюрократическую фигню. Хотя - смотрел много фильмов и проводили дискуссии, к примеру, на тему происхождения человека, рассматривая теории от божественной до эволюционной, не миную прочие. Короче говоря, было интересно, хотя кое-какие моменты и портили.
Ещё из запомнившегося более-менее полезного была Информатика, в которой худо-бедно компьютерную грамотность я приобрёл, из более бесполезного - непонятный ОБЖ, с которого вынес лишь умение правильно надевать противогаз.
из остального ну вот навскидку в голове не всплывает ничего.
Ну вот как-то так.Чего не хватало?
Например, вождения. На первом курсе уже узнал, что в архангельских школах оно было.
Поездок на всяческие предприятия - уже будучи на практике в Словении наблюдал в морском порту автобус с детьми лет 7-8, которые зачарованон смотрели за погрузкой контейнера :) Мне кажется, для ребенка одинаково интересно и полезно - как минимум для кругозора, а как максимум для профессионального самоопределения - побывать везде - от завода Кока-Колы до металлургического предприятия. Это ведь пара часов, которые дадут ответы на сотни детских почему.
Подводя выводы - школой я скорее доволен, чем нет. Однако на вопрос, можно ли было в эти 10 лет получить больше полезных знаний - однознчно да, как и ужать эти года в 3-4.
P.S> Если что - школу указанную я окончил с золотой медалью. В данный момент, правда, считаю, что было это скорее зря, но это уже для другого разговора тема.
P.P.S>На всякий случай - социального подтекста не касался - с некоторыми одноклассниками общаюсь до сих пор и весьма этому рад, равно как и с класной руководительницей.