[изображение]
Поковырявшись в различных «семантических образах языка» (в частности, в книжках филолога Демьянкова и в творчестве русских литераторов), вот какие выводы о физиолингвистике языка можно сделать:
Устройство языка. Без костей.
Применение языка. Его можно сломать, развязать, распустить, прикусить, почесать («Стой, атаман, довольно об ветер язык чесать» у Есенина), вывихнуть, жевать, даже проглотить и просто потерять («Язык и ум теряя разом, Гляжу на вас единым глазом» - Пушкин, «Циклоп»).
За него можно тянуть. А на нем - вертеть.
Качества языка. Язык может вязнуть, прилипнуть (к гортани), отвалиться, отняться, отсохнуть, заплетаться, неметь, деревенеть и костенеть.
У Мандельштама говорят на «языке трамвайных перебранок», а у Бродского «листва лопочет на диалекте почек». У Л. Толстого языком «гримасничают», причем «grimacer» по-французски. У поэта Шершеневича «строчит языком соловей».
Иногда он еле поворачивается, а порой мелет без устали.
Язык бывает липким, а с гладкого языка всё соскальзывает и слетает.
Происхождение языка. Он может быть птичьим, медвежьим, тарабарским («Твердя вечерние молитвы на тарабарском языке» - Окуджава).
Место расположения. Иногда бежит впереди ног. Также его можно найти на полке («Не беспокойтесь! У них/ Язык на полке. Их ищут самих/ Красные волки» - Есенин). Когда надо, как граница, язык - на замке.
У Достоевского его можно даже пропить («Уж до того дошел, что язык пропил, слова путного сказать не умеет»).
Болезни языка. Типун.
А красивее всех язык немеет у писателя Ф. Вольфа: «Он умел молчать на семи языках»…
Жест «показывающий язык» несет в себе довольно много информации: и привлечение внимания, и подзадоривание, и эротический подтекст. А опытный врач прочтет по нему историю твоей болезни, ибо согласно китайской медицине каждой зоне языка соответствует свой внутренний орган: кончик – сердце, боковые стороны — печень и желчный пузырь, зона перед кончиком — лёгкие, средняя часть – желудок, задняя часть — почки и мочеполовые органы, корень – кишечник.
Так что почаще показывайте язык себе и окружающим
Помните у Стругацких: «Превосходно подвешенный язык и бойкое перо, великолепные зубы и безукоризненно здоровые внутренности». Вот оно чудо гармонии