Pasadena
13:26 27-02-2010 Бюджетная система РФ
1. Содержание и функции государственного бюджета.
2. Современная бюджетная политика РФ. Структура бюджетной системы РФ, принципы ее построения.
3. Бюджетная классификация РФ: понятия, основные виды и назначения.
4. Экономическое содержание расходов бюджета. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
5. Экономическое содержание доходов бюджета. Закрепление источников доходов за бюджетами РФ.
Комментарии:
Pasadena
13:28 27-02-2010
1. Содержание и функции государственного бюджета.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства. Государственный бюджет – это подсистема государственных финансов. Государственный бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства. Бюджет выражает экономические отношения в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным финансовым планом страны.
Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
-доходную,
-расходную
Мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через :
взыскание налогов и пошлин,
получение доходов от государственной собственности,
внутренние и внешние займы,
продажу и залог государственной собственности.
Средства расходной части государственного бюджета идут на такие цели как:
финансирование экономики и структурной перестройки,
финансирование социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны,
содержание органов государственного управления,
создание государственных резервов,
финансовая поддержка бюджетов субъектов РФ,
погашение и обслуживание государственного долга
Если расходы бюджета превышает его доходы, то говорят о дефиците бюджета. Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:
инфляционным – печатанием необеспеченных денег,
за счет выпуска долговых обязательств
Выделяют две классификации функций государственного бюджета. Первая классификация выделяет две функции:
распределительная,
контрольная.
По второй классификации выделяют следующие функции:
экономическая,
социальная,
политическая,
межотраслевое распределение ресурсов,
финансирование НИОКР
Pasadena
13:33 27-02-2010
2. Современная бюджетная политика РФ. Структура бюджетной системы РФ, принципы ее построения.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной её задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий, и общественных организаций, даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменение в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельных уровня бюджетной системы России: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.
Для России в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.10 БК РФ) бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
4) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
5) бюджеты городских и сельских поселений.
Как видно, бюджетная система Российской Федерации определяется действующим государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия Бюджетного Кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы, не включались в бюджетную систему.
Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами Федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Отдельное, не менее, а может быть, и более важное звено бюджетной системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты. Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не превышал 10-15%, то с началом рыночных преобразований в ведение местных властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более 80% бюджетных расходов на здравоохранение, более 60% расходов на просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие производственной и социальной инфраструктуры соответствующей территории.
Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет Российской Федерации – это федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов). Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Распределение функций между федеральным бюджетом и другими бюджетами бюджетной системы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. Бюджетным кодексом. В связи с этим, помимо понятия бюджетной системы необходимо рассмотреть понятие бюджетного устройства.
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы:
1). единства бюджетной системы Российской Федерации;
2). разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
3). самостоятельности бюджетов;
4). равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
5). полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
6). сбалансированности бюджета;
7). Результативности и эффективности использования бюджетных средств;
8). общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
9). Прозрачности (открытости);
10). достоверности бюджета;
11). адресности и целевого характера бюджетных средств;
12). Подведомственности расходов бюджета;
13). Единства кассы.
Остановимся на некоторых из них более подробно.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Правительство России исходит из того, что сохранение и укрепление единого государства возможно только на основе самостоятельности Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, участие всех территорий в финансировании расходов федерального правительства через применение единых подходов к формированию доходной части федерального бюджета.
Однако анализ бюджетной работы свидетельствует о том, что принцип самостоятельности не получает достаточного практического подтверждения. Это относится и к региональным бюджетам субъектов Федерации, и к местным бюджетам.
Следующую регламентацию принципа самостоятельности бюджетов предлагает ст. 31 Бюджетного кодекса. Здесь предусматривается:
право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии Бюджетным кодексом и налоговым законодательством;
право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Бюджетным кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 31.1. введена Федеральным законом от 20,08,2004 № 120-ФЗ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставление межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом.
Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования дополнительного привлечения средств.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:
предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;
обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;
сообщение о ходе исполнения бюджетов в течение года.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы, получивших отражение в Бюджетном кодексе, можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.
Федеральное законодательство предусматривает обязательность финансового обеспечения функций, выполняемых органами государственной власти и органами местного самоуправления через соответствующие бюджеты.
Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.
В бюджетной системе страны как главной финансовой базе деятельности органов государственной власти и органов муниципальных самоуправления, связанной с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий, местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы. Поэтому степень экономического и социального благополучия России определяется благополучием муниципалитетов. В настоящее время большое значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета соответствующего муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического государственного строя. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы власти, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
В законодательной практике к вопросам «местного значения», или предметам ведения органов местного самоуправления, относят вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований – районов, городов, поселков.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ определяется роль местного самоуправления в осуществлении народовластия; его правовые, экономические и финансовые основы; государственные гарантии осуществления. Указанный акт ввел в российское законодательство понятие «муниципальное образование». Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Местные бюджеты выполняют функции формирования денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти, распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства, контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Большое значение имеют местные бюджеты в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Таким образом, местные бюджеты являются низовым звеном бюджетной системы и степень экономического и социального благополучия России, определяется благополучием муниципалитетов.
Именно муниципальные бюджеты являются основой деятельности муниципальных органов власти в сфере экономического и социального развития соответствующих муниципалитетов. Однако становление системы местного самоуправления – очень длительный и сложный процесс.
На протяжении последних лет существенно возрастает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение социальных гарантий на их территориях. В то же время в федеральном бюджете аккумулируется около 50% доходов консолидированного бюджета РФ. Это усугубляет диспропорции между растущими расходными полномочиями муниципальных образований РФ и неизменным объемом их доходных источников.
Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности местных органов власти в формировании доходной части муниципальных бюджетов и в расходовании финансовых ресурсов.
В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Pasadena
13:45 27-02-2010
3. Бюджетная классификация РФ: понятия, основные виды и назначения.

Бюджетная классификация РФ включает:
классификацию доходов бюджета,
классификацию расходов бюджетов,
классификацию источников финансирования дефицита бюджетов,
классификацию операций публично-правовых образований.
Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Классификация доходов бюджетов РФ включает код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, элементы, программы и коды экономической классификации доходов. Все доходы бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. В бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
- налоги на прибыль, доход, прирост капитала,
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы,
- налоги на совокупный доход,
- налоги на имущество,
- платежи за пользование природными ресурсами,
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из неналоговых доходов основными являются следующие виды:
- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
- доходы от реализации государственных запасов,
- доходы от продажи земли и нематериальных активов,
- поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников,
- административные платежи и сборы,
- штрафные санкции, возмещение ущерба,
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулируемые. Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджета - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами отчислений. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.
Код классификации доходов бюджетов состоит:
кода главного администратора доходов бюджета,
кода вида доходов,
кода подвида доходов,
кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1). Налоговые и неналоговые доходы:
- налоги на прибыль, доходы,
- налоги и взносы на социальные нужды,
- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ,
- налоги на товары, ввозимые на территорию РФ,
- налоги на совокупный доход,
- налоги на имущество,
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами,
- государственная пошлина,
- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам,
- доходы от внешнеэкономической деятельности,
-доходы от использования имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности,
- платежи при пользовании природными ресурсами,
- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства,
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов,
- административные платежи и сборы,
- штрафы, санкции, возмещение ущерба,
- доходы бюджетов от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
2). Безвозмездные поступления:
- безвозмездные поступления от нерезидентов,
- безвозмездные поступления от других бюджетов,
- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций,
- безвозмездные поступления от негосударственных организаций,
- безвозмездные поступления от наднациональных организаций
- прочие безвозмездные поступления.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ элементами доходов являются:
федеральный бюджет,
бюджеты субъектов РФ (83),
бюджеты муниципальных районов,
бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских муниципальных образований городов Москвы и Санкт-Петербурга,
бюджеты городских и сельских поселений,
бюджет Пенсионного фонда РФ,
бюджет Фонда социального страхования,
бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования,
бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию (текущие и капитальные расходы).
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ – является группировкой заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Классификация источников финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы, подпрограммы и коды экономической классификации источников внешнего финансирования.
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:
кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов,
кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов,
вида классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы группами и подгруппами источников финансирования бюджетов являются:
источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов,
источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов,

Классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям кредитов.
Код классификации расходов бюджетов состоит:
1). Кода главного распорядителя бюджетных средств,
2). Кода раздела, подраздела, целевой статьи вида расходов,
3) Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы классификации расходов являются:
общегосударственные вопросы,
национальная оборона,
национальная безопасность и правоохранительная деятельность,
национальная экономика,
жилищно-коммунальное хозяйство,
охрана окружающей среды,
образование,
культура, кинематография, СМИ,
здравоохранение, физическая культура и спорт,
социальная политика,
межбюджетные трансферты
Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законом о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на:
единых методологических основах,
нормативах минимальной бюджетной обеспеченности,
финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства – текущие и капитальные бюджетные расходы. Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.
Классификация операций сектора государственного управления
Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и статьями операций сектора государственного управления являются:
Доходы:
- налоговые доходы,
- доходы от собственности,
- доходы от оказания платных услуг,
- суммы принудительного изъятия,
- безвозмездные поступления от бюджетов,
- взносы на социальные нужды,
- доходы от операций с активами,
- прочие доходы,
2. Расходы:
- оплата труда и начисления на оплату труда,
- оплата работ, услуг,
- обслуживание государственного (муниципального) долга,
- безвозмездные перечисления бюджетам,
- социальное обеспечение,
- расходы по операциям с активами,
- прочие расходы.
3. Поступление нефинансовых активов,
4. Выбытие нефинансовых активов,
5. Поступление финансовых активов,
6. Выбытие финансовых активов,
7. Увеличение обязательств,
8. Уменьшение обязательств
Pasadena
14:00 27-02-2010
4. Экономическое содержание расходов бюджета. Разграничение расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы – финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти.
В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития. В Бюджетном кодексе, введенном в действие с 1 января 2008 г. отсутствует деление расходов на текущие и капитальные.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
2) средства на оплату товаров, работ и услуг;
3) трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и т.д.;
ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
бюджетные кредиты юридическим лицам;
средства на погашение и обслуживание долговых обязательств.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
оплату труда;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с Федеральными Законами, Законами Субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные расходы;
оплату товаров и услуг по договорам.
Выделению средств бюджетным учреждениям предшествует бюджетное планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
программно-целевой;
нормативный;
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств. В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется.
Нормативный метод планирования расходов - используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными актами. Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом). Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени. Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
обеспечение учреждений государственным финансированием;
анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
контроль за эффективным и экономным расходованием средств;
Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы бюджетного планирования постоянно находятся в центре внимания финансистов. В настоящее время Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию бюджетного планирования.
Органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличить нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.
Порядок согласования, распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В законодательных актах или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничения расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства РФ, по уровням бюджетной системы РФ. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование объектов государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, передаются бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам в порядке межбюджетного регулирования.
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов и законов субъекта РФ. Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
взаимной ответственности;
применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
выравнивание доходов муниципальных образований;
максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
5) компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
гласности межбюджетных отношений.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
- субсидий бюджетам субъектов РФ,
- субвенций бюджетам субъектов РФ,
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ,
- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов
Порядок предоставления субвенции устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти, которые и осуществляют контроль за целевым использованием выделенных средств.
Фонд финансовой поддержки муниципальных образований создается в бюджете субъекта РФ, средства которого формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъектов РФ.
В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматриваются создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информирует орган законодательной власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда.
Pasadena
14:05 27-02-2010
5. Экономическое содержание доходов бюджета. Закрепление источников доходов за бюджетами РФ.

В основе процесса распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Доходы местного бюджета формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Они также могут включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым доходам относятся:
предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
пени и штрафы.
К неналоговым относятся доходы:
от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы;
другие неналоговые доходы.
Доходы бюджетов подразделяются также на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами Законодательством Российской Федерации. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Финансовая помощь не относится к собственным доходам.
Собственные доходы составляют меньшую часть территориальных бюджетов. Удельный вес собственных доходов составляет не более 25% совокупных доходов муниципальных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
Местные налоги и сборы.
Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающихся после уплаты налоговых и иных обязательных платежей.
Другие налоги и сборы
В соответствии с законодательством РФ местными налогами и сборами являются:
Земельный налог.
Налог на имущество физических лиц.
Налог на рекламу.
Доходами от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности являются:
доходы от продажи объектов муниципальной собственности;
доходы от продажи земли;
доходы от продажи квартир гражданам;
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные от возмещения вреда, причиненного муниципальному образованию.
К собственным доходам местных бюджетов так же относятся:
платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
государственная пошлина, установленная в соответствии законодательством РФ
Размеры минимальных долей (в процентах) от федеральных и региональных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ.
Местные органы власти заинтересованы в увеличении собственных источников доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет. Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения дополнительными средствами этих бюджетов. Это осуществлялось за счет регулирующих источников, средств, поступающих из вышестоящих бюджетов.

Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территории, сбалансированности территориальных бюджетов из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.
Каждое муниципальное образование имеет право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме отчислений от федеральных и территориальных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;
из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ;
из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
К недостаткам можно отнести наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.
Pasadena
14:11 27-02-2010
Субсидия - пособие в денежной или натуральной форме предоставляемуя за счет государства или местного бюджета, а также спец фондов, юр. и физ. лицам, местным органам власти.

Субвенция - вид денежных пособий местным органам вносимым сос тороны государства в отличии от дотаций предоставляется на финансирование определенных мероприятий и подлежит возврату в случае нарушения ее целевого использования.

Дотация - ассигнование из гос бюджета на покрытие убытков предприятий, фирм, фин поддержка военной промышленности и других отраслей инфраструктуры.
Гость
08:27 17-06-2012
Огромное спасибо!!! Чмоки-чмоки!!!
Гость
08:58 15-09-2012
до госа 1 месяц. спасибо огромное, теперь наверное успею всё!!!
Гость
17:55 28-01-2014
Огромное спасибо,добрый человек)))И все таки мир ни без добрых людей)))