Pasadena
20:43 27-02-2010 Рынок ценных бумаг
1. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики. Структура рынка ценных бумаг и его основные тенденции развития. Участники рынка.
2. Классические виды ценных бумаг и их характеристика (акции, частные облигации, государственные ценные бумаги)
3. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг (вексель, депозитные, сберегательные, инвестиционные сертификаты).
4. Организационная структуры и функции фондовой биржи. Профессиональные участники биржи. Основные операции и сделки на бирже.
5. Брокерские компании (организации, функции, механизм операций)
6. Эмиссия ценных бумаг. Депозитарно-регистрационный механизм рынка ценных бумаг.
7. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг: органы государственного надзора, законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка
8. Мировой финансовый кризис и его особенности в России. Антикризисные меры ("План Путина") и их эффективность
Комментарии:
Pasadena
20:45 27-02-2010
1. Рынок ценных бумаг как альтернативный источник финансирования экономики. Структура рынка ценных бумаг и его основные тенденции развития. Участники рынка.

Рынок ценных бумаг – это сектор финансового рынка, на котором производится купля-продажа важных финансовых инструментов. Рынок ценных бумаг позволяет через использование ценных бумаг осуществлять накопление, концентрацию и централизацию капиталов и на этой основе их перераспределение в соответствии с требованиями рынка. Рынок ценных бумаг является источником привлечения капитала. Функции рынка ценных бумаг:
1.коммерческую (получение дохода),
2.ценностную (обеспечение процесса ценообразования,
3.информационную,
4.регулирующую.
Специфические функции рынка ценных бумаг:
1. перераспределение денежных средств,
2. перераспределение рисков между владельцами ценных бумаг
Рынок ценных бумаг имеет много характеристик и сложную структуру. В зависимости от стадий обращения ценной бумаги различают первичный и вторичный рынки. Первичный рынок – это рынок, обеспечивающий выпуск ценной бумаги в обращение. Результатом всех процедур, обеспечивающих выпуск ценной бумаги, должно стать приобретение ее первичным владельцем. Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее выпущенные ценные бумаги. Это совокупность любых операций с этими бумагами, в результате которых осуществляется постоянный переход прав собственности на них от одного владельца к другому. В зависимости от уровня регулируемости рынки ценных бумаг состоят из организованного и неорганизованного рынков. На организованном рынке обращение ценных бумаг производится по твердо установленным правилам, регулирующим все стороны деятельности рынка. На неорганизованном – участники сделки самостоятельно решают все вопросы.
В зависимости от места торговли различают биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг. Биржевой рынок означает, что торговля ценными бумагами ведется на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть как организованный, так и неорганизованный. В зависимости от типа торговли рынок ценных бумаг существует в двух основных формах: публичный и компьютеризированный. Публичный – это традиционная форма торговли ценными бумагами, когда продавцы и покупатели ценных бумаг встречаются в определенном месте и происходит публичный, гласный торг. Компьютеризированный – это разнообразные формы торговли ценными бумагами на основе использования компьютерных сетей.
В зависимости от сроков, на которые заключаются сделки, рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный. Кассовый – это рынок немедленного исполнения сделок. При этом чисто технически это исполнение может затянуться на срок от 1 до 3 дней. Срочный рынок ценных бумаг – это рынок с отсроченным, обычно на несколько месяцев, исполнением сделки.
Участниками рынка ценных бумаг являются юридические и физические лица, которые вступают между собой в определенные экономические отношения по поводу ценных бумаг. Их можно сгруппировать в пять основных групп: эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, организации инфраструктуры, организации регулирования и контроля.
Эмитенты – это те, кто выпускает ценные бумаги в обращение и несут обязательства по ним перед их владельцами. Объективно эмитенты – это как бы первые продавцы ценной бумаги. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и физические лица.
Инвесторы – это юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные средства в ценные бумаги. Инвестор всегда будет покупателем ценной бумаги и одновременно может быть эмитентом.
Фондовые посредники – это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами, между продавцами и покупателями ценных бумаг и имеющие государственную лицензию на соответствующие виды посреднической деятельности. К последним относятся : брокерская деятельность, дилерская деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.
Брокеры – это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии.
Дилеры – фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет, а их доход составляет разность между ценами продаж ценных бумаг одним клиентам и ценами покупок этих бумаг у других клиентов.
Управляющие компании – это фондовые посредники, осуществляющие свою деятельность по доверительному управлению ценными бумагами по поручению и в интересах своих клиентов.
Организации инфраструктуры – можно разбить на две группы:
1. организации, обслуживающие только данный рынок – это организаторы рынка ценных бумаг, расчетные центры, депозитарии, регистраторы
2. организации, обслуживающие многие рынки – СМИ, электронные системы информации, юридические службы.
Организаторы рынка ценных бумаг – это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами. К ним относятся фондовые биржи и небиржевые организаторы рынка, представляющие собой электронные системы торговли (РТС – Российская торговая система).
Расчетные центры – это организации банковского типа, которые специализируются на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
Регистраторы – это специализированные организации рынка, которые осуществляют ведение реестров владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500.
Депозитарии - это специализированные организации рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.
Организации регулирования контроля на рынке ценных бумаг – это соответствующие органы государства и организации самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию. Со стороны государства –это Финансовая служба по финансовому рынку (ФСФР).
Pasadena
20:45 27-02-2010
2. Классические виды ценных бумаг и их характеристика (акции, частные облигации, государственные ценные бумаги)

Ценная бумага – это документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке, быть объектом купли-продажи и иных сделок. Экономические характеристики ценных бумаг:
1.ликвидность,
2.доходность,
3.надежность,
4.наличие самостоятельного оборота
Ценная бумага – это финансовый документ, который удостоверяет имущественное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту). Функции ценных бумаг:
1.регулирующая,
2.информационная,
3.контрольная
А. предоставляет определенные права
Б. обеспечивает получение дохода,
В. перераспределяет денежные средства.
Классификация ценных бумаг:
По происхождению:
1. Основные,
2. Производные.
По содержанию финансовых отношений
1. долевые ценные бумаги (акции),
2. долговые ценные бумаги (облигации)
По форме существования:
1. в документарной форме,
2. в бездокументарной форме
По видам эмитентов:
1. государственные ценные бумаги,
2. ценные бумаги субъектов РФ,
3. ценные бумаги хозяйствующих субъектов
Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.
Облигация - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный срок номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости.
По форме выпуска облигации могут выпускать частные инвесторы и государство.
Государственные ценные бумаги представлены в основном долговыми обязательствами и имеют наименьший уровень инвестиционного риска. Государственные ценные бумаги выпускают для покрытия бюджетного дефицита. В 90-е годы в России выпускались ГУО, ОФЗ, ОГСЗ, причем ОГСЗ выпускались в документарной форме как для физических, так и юридических лиц.
Pasadena
20:46 27-02-2010
3. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг (вексель, депозитные, сберегательные, инвестиционные сертификаты).

На рынке ценных бумаг кроме акций и облигаций применяются другие финансовые инструменты.
Вексель – письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируется специальным законодательством – вексельным правом. Вексель – это строго формализованный документ, который имеет свои вексельные метки. Векселя могут быть двух видов:
1. простой вексель – это безусловное обязательство должника уплатить указанную в нем сумму денег векселедержателю через определенный срок. Здесь возникают отношения между двумя субъектами – векселедателем и векселедержателем.
2. переводной вексель – это предложение должнику уплатить указанную в нем сумму денег через определенный срок обозначенному в нем лицу. Здесь возникают отношения между тремя лицами.
В векселе сочетаются следующие функции: ценная бумага, кредитный инструмент, платежный инструмент.
Реквизиты векселя:
1. наименование «вексель»,
2. простое и ничем не обусловленное обязательство оплатить определенную сумму,
3. срок платежа,
4. указание денежной суммы,
5. место, где должен быть совершен платеж,
6. дата и место составления векселя,
7. наименование плательщика,
8. подпись векселедателя
Передача требований по векселю осуществляется при помощи индоссамента – специальной передаточной надписи на обороте векселя. В результате индоссамента все права переходят к новому держателю. Индоссамент может быть полным, когда указывается лицо, кому должен быть совершен платеж, и бланковый, который состоит из подписи индоссата и не указывает лицо, которому переуступается вексель. Согласие плательщика оплатить вексель в срок называется акцептом. Аваль – специальное вексельное поручительство, посредством которого полностью или частично гарантируется платеж.
Депозитный (сберегательный) сертификат - документ, право требования по которому может уступаться одним лицом другому, является обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов (сберегательных вкладов). Лицо, разместившее денежные средства под депозитный (сберегательный) сертификат, называется бенефициаром. Депозитные сертификаты выпускаются для юридических лиц, а сберегательные сертификаты выпускаются для физических лиц. Сертификаты могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями, могут быть именными и на предъявителя. Инвестиционные сертификаты свидетельствуют о внесении средств в инвестиционный проект. Например, при строительстве квартиры внесенные деньги могут быть оформлены инвестиционным сертификатом. Сертификаты не могут выступать расчетным или платежным средством за проданные товары. Депозитные (сберегательные) сертификаты должны быть срочными. На банковских сертификатах может быть передаточная надпись (индоссамент).
Pasadena
20:47 27-02-2010
4. Организационная структуры и функции фондовой биржи. Профессиональные участники биржи. Основные операции и сделки на бирже.

Биржа представляет собой организационную форму рынка ценностей. Фондовая биржа – это место, где торгуют биржевыми ценностями – ценными бумагами.
Фондовой биржей признается организатор торговли на РЦБ отвечающий требованиям установленным законом «О рынке ценных бумаг». Фондовая биржа – это место, где проводятся сделки с ценными бумагами. Согласно закону, в России биржи могут существовать в виде некоммерческого партнерства или акционерного общества. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники РЦБ. Основная задача биржи – это разработка правил и регулирование торговли ценными бумагами на основании этих правил. Сама биржа не покупает и не продает ценные бумаги, как не устанавливает их цены. Участники биржевых торгов осуществляют только операции, связанные с куплей - продажей финансовых средств. Основные принципы деятельности бирж, правила их регистрации и проведения торгов устанавливаются законом « О рынке ценных бумаг» и нормативными правовыми актами ФКЦБ(сейчас ФСФР). Биржа обязана утвердить и зарегистрировать:
1. правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже,
2. правила проведения торгов на бирже,
3. правила листинга/делистинга ценных бумаг или правила допуска ценных бумаг к торгам без прохождения процедуры листинга
Применительно к биржевым торгам используются унифицированные термины:
Торговый день – время, в течение которого производятся биржевые торги;
Торговая сессия – часть времени торгового дня, в течение которого осуществляется объявления и обработка заявок, а также совершение сделок с ценными бумагами и финансовыми инструментами;
Листинг ценных бумаг - совокупность процедур по включению ценных бумаг в котировальный список и осуществлению контроля за соответствием ценных бумаг условиям и требованиям организатора торговли;
Делистинг ценных бумаг – процедура исключения из котировального списка ценных бумаг, не соответствующих условиям и требованиям организатора торговли;
Котировальный список - список ценных бумаг , прошедших процедуру листинга и соответствующих требованиям организатора торговли. Существуют котировальные списки «А» и котировальные списки «Б».
Органы управления биржей состоят из общественной и стационарной структур. Общественная структуры представлена Общим собранием членов биржи и выборными органами, которые формируются на собрании членов биржи. Общее собрание - это законодательный орган внутрибиржевой деятельности, имеющий следующие функции:
- осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей,
- определение целей и задач биржи, стратегии ее развития, правил внутреннего распорядка,
- утверждение и изменение учредительных документов,
- выборы и утверждение Биржевого комитета или совета и Ревизионной комиссии,
- внесение изменений и дополнений в их персональный состав и структуру,
- прием новых членов биржи,
- утверждение сметы расходов на содержание Биржевого комитета
Стационарная структура биржи представлена специализированными и исполнительными органами. Специализированные органы – это комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее значимыми являются Котировальная и Арбитражная. Котировальная комиссия необходима для того, чтобы организовать учет различных цен при заключении биржевых сделок. На основе обобщения таких цен определяются котировальные цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях и рассматривается в качестве биржевого справочника. В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами они могут обращаться в третейский суд – Арбитражную комиссию. Важным подразделением стационарной структуры выступает Расчетная палата, функции которой заключаются в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым сделкам. Исполнительные органы каждой биржи весьма разнообразны и зависят от объема сделок, совершаемых на бирже, количества брокерских контор и вида ценных бумаг, обращающихся на бирже.
Профессиональными участниками биржевых торгов могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут только члены такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяются правилами, установленными фондовой биржей. Согласно существующим правилам, число участников торгов, осуществляющих торговлю на бирже, не должно быть меньше 25.
Помимо участников торгов в проведении сделок на бирже могут участвовать физические лица (трейдеры), имеющие квалификационный аттестат, выданный ФКЦБ (ФСФР), уполномоченные участником торгов на объявление заявок и совершение сделок через организатора торговли от имени участника торгов.
Особый статус занимают специалисты – участники торгов, функции которых должны быть предусмотрены утвержденными правилами торговли на бирже. Специалист может действовать как брокер, как дилер, как аукционер, который устанавливает каждый день цену открытия (усредненную по всем не исполненным поручениям цену финансовых средств в момент открытия биржи). Каждый специалист обычно имеет отношение к определенным ценным бумагам, допущенным к торговле на бирже.
Основные операции и сделки на бирже.
На фондовой бирже осуществляются операции по купле-продаже ценных бумаг.
В биржевой практике различают несколько типов сделок:
1. форвардная сделка – это сделка с реальным товаром, когда продавец должен иметь товар в наличии и предъявить его к поставке в срок, обозначенный в контракте,
2. фьючерсная сделка – это сделка с товарами, которых в момент заключения сделок в наличии нет. Фактически покупается не товар, а право на товар.
3. Опцион – это получаемое за плату право на приобретение товара или ценных бумаг по установленной цене.
4 Хеджирование – страхование от возможных потерь из-за резкого колебания цен. Сущность его состоит в том, что одновременно заключаются две сделки: сделка на немедленную поставку товара и контрсделка на продажу такой же партии через определенный срок.
Фондовые биржи могут быть как открытые, так и закрытые. На открытой бирже заключать сделки могут:
1. члены биржи и их представители,
2. брокеры, аккредитованные на бирже,
3. постоянные и разовые посетителя, получившие право на участие в биржевых торгах.
На закрытых биржах заключать сделки имеют право:
1. члены биржи и их представители,
2. брокеры, аккредитованные на бирже.
Pasadena
20:47 27-02-2010
5. Брокерские компании (организации, функции, механизм операций)

Брокер – это посредник между продавцами и покупателями, выступающий от имени и по поручению своих клиентов и представляющий их интересы. Брокеры имеют право осуществлять за счет своих клиентов все виды сделок: форвардные, фьючерсные, опцион и хеджирование. В роли брокеров могут выступать отдельные лица, брокерские конторы и даже целые брокерские фирмы.
Брокерская деятельность определяет совершение операций в интересах клиента по договору поручения или договору комиссии. По договору поручения брокер действует в качестве поверенного. В этом случае задача брокера – найти для клиента ценные бумаги, которые бы его устраивали по цене, или продать по поручению клиента принадлежащие ему ценные бумаги по указанной цене. За свои услуги брокер получает комиссионное вознаграждение.
Брокерские операции состоят в установлении через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем Брокер всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле, совершая только физические действия.
По первому требованию клиента брокер обязан предоставить ему отчет обо всех проведенных от его имени операций. Когда заключению сделки предшествуют длительные переговоры, брокер должен получать полномочия на каждой очередной стадии.
Брокеру могут быть также поручены контроль за исполнением заключенного при его посредничестве контракта и предъявление рекламаций.
Брокер не имеет право представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждение, за исключением тех случаев, когда на это имеется разрешение клиента.
Брокеры обычно специализируются на совершении биржевых операций по купле-продаже одного-двух видов ценных бумаг. Брокеры бирж англо-американского типа являются владельцами крупных брокерских фирм, организованных в форме полного товарищества. В России брокерские фирмы могут быть организованы в соответствии с теми формами, в которых выступают коммерческие организации (АО, ООО).
У брокеров, осуществляющих свою деятельность на бирже, можно выделить специальные задачи и функции. Деятельность брокера, осуществляемая на бирже, имеет ряд отличительных особенностей в силу специфичности самого биржевого института. Биржа является местом совершения сделок, проведения торгов, где установлены свои четкие правила торговли, которыми регламентирована деятельность брокеров.
Pasadena
20:48 27-02-2010
6. Эмиссия ценных бумаг. Депозитарно-регистрационный механизм рынка ценных бумаг.

Когда государство или организация нуждаются в деньгах, то они могут предложить инвесторам ценные бумаги нового выпуска в обмен на необходимые средства. Если инвесторы приобретают ценные бумаги у их непосредственных эмитентов и происходит первичное отчуждение ценных бумаг нового выпуска, то считается, что эти сделки осуществляются на первичном рынке финансовых средств. Процесс отчуждения ценных бумаг эмитентом их первым владельцам посредством заключения гражданско-правовых сделок называется размещением ценных бумаг. Установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг называется эмиссией.
Совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость называется выпуском эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.
Основанием для размещения эмиссионных ценных бумаг является решение о выпуске ценных бумаг – документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Процедура эмиссии, ее этапы установлены законом «О рынке ценных бумаг»:
1. принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг,
2. утверждение решения о выпуске,
3. размещение ценных бумаг,
4. государственная регистрация выпуска,
5. государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта при размещении путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500 или объем эмиссии по номиналу превосходит 50 000 МРОТ. Государственная регистрация осуществляется ФСФР (ФКЦБ) или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом, на основании заявления эмитента. Регистрация или решение об отказе в регистрации принимается в течение 30 дней от даты получения документов для государственной регистрации. При государственной регистрации выпуска ценных бумаг ему присваивается государственный регистрационный номер. В депозитарии происходит учет и хранение ценных бумаг по владельцам, а регистраторы осуществляют регистрацию права перехода от одного владельца к другому.
Депозитарная деятельность – деятельность по оказанию услуг по хранению сертификатов ЦБ и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
Деятельность по ведению реестра ЦБ – деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.
Регистратор – это организация, осуществляющая по договору с эмитентом деятельность по ведению и хранению реестра именных ценных бумаг.
Реестр – список зарегистрированных владельцев с указанием количества ценных бумаг данного эмитента, подробной информацией о владельце и о всех операциях с ценными бумагами.
Pasadena
20:49 27-02-2010
7. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг: органы государственного надзора, законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка

Регулирование деятельности рынка ценных бумаг со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для его функционирования. Этому служат Законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах».
Регулирование рынка ЦБ – упорядоченная деятельность на нем всех его участников и организаций со стороны организаций, уполномоченных на это государством. Государственное регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования включает:
1. государственные и иные нормативные акты,
2. гос. Органы регулирования и контроля.
Государственное регулирование РЦБ осуществляется путем;
1. установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников РЦБ и ее стандартов,
2. государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и контроля за соблюдением условий и обязательств,
3. лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ,
4. создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и проф. Участниками РЦБ,
5. запрещение пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на РЦБ без соответствующей лицензии.
Основные задачи регулирования:
1. создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций,
2. создание условий для финансирования дефицита гос. Бюджета,
3. обеспечение условий и создание надежных механизмов инвестирования средств населения,
4. создание цивилизованного рынка,
5. обеспечение доверия инвесторов к РЦБ
К государственным органам регулирования РЦБ относят:
1. ФСФР – федеральная служба по финансовому рынку, которая занимается координацией, лицензированием, разработкой стандартов, установлением квалификационных стандартов,
2. МФ РФ – регулирует выпуск государственных ценных бумаг, устанавливает правила учета операций с ЦБ, осуществляет выпуск ГЦБ,
3. ЦБ РФ – регистрирует выпуск ЦБ ком. Банками, определяет порядок операций КБ на открытом рынке, осуществляет ломбардное кредитование и переучет векселей, контролирует экспорт/импорт капиталов
4. Министерство по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Формы государственного управления РЦБ:
1. Прямое (административное) управление
2. Косвенное (экономическое) управление через систему налогообложения, денежную политику, государственный капитал.
Государство на РЦБ выступает в качестве:
1. инвестора,
2. эмитента,
3. проф. Участника в ходе приватизационных аукционов,
4. регулятора – при написании законов,
5. верховного арбитра в спорах
Pasadena
10:05 28-02-2010
8. Мировой финансовый кризис и его особенности в России. Антикризисные меры ("План Путина") и их эффективность.

По итогам третьего квартала 2009 года можно констатировать, что российская экономика вышла из острой фазы кризиса. Об этом свидетельствует возобновление роста российской экономики во второй половине 2009 года. В III и IV кварталах 2009 года, по предварительной оценке, прирост ВВП (с учетом сезонности) составил 1,1% и 1,9% соответственно.

Принимаемые меры позволили улучшить ситуацию на рынке труда, уменьшить масштабы безработицы, способствовали стабильной работе аграрного сектора. Так, в годовом исчислении, в течение 2009 года падение промышленного производства существенно замедлялось - с 14,3% в I квартале до 5% в IV квартале. По итогам года ожидается спад промышленного производства на 11,5% против его роста на 2,1% в 2008 году. По предварительной оценке, падение ВВП в 2009 году составит не более 8,5 процентов.

Проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика не только позволила предотвратить более глубокий спад, но и привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. Другими важными факторами стали также рост цен на мировых рынках углеводородов и иных товаров российского экспорта, оживление мировой экономики, в первую очередь в Юго-Восточной Азии.

При этом положительные тенденции оживления экономики сопровождаются резким замедлением инфляции, что позволяет предположить, что рост является сбалансированным и не основан на появлении новых «пузырей» на отдельных рынках. Стабильной остается ситуация в социальной сфере - в результате проводимой антикризисной политики удалось предотвратить рост социальной напряженности, под контролем находится уровень безработицы (на конец ноября он составил 8,1% экономически активного населения, против 9,1% по итогам первого квартала).

В то же время, положительные тенденции пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Продолжается стагнация основных локомотивов устойчивого роста - инвестиционной и кредитной активности.

В экономике продолжают доминировать факторы, обусловившие быстроту и глубину спада: зависимость от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта, низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, слабая финансовая система и отсутствие в экономике «длинных» денег. Антикризисная политика Правительства Российской Федерации на первом этапе (конец 2008 - 2009 год), несмотря на наличие модернизационной составляющей, в большей степени была направлена на смягчение последствий воздействия кризиса на граждан и экономику, на предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Это значит, что продолжение восстановительного роста в сложившейся экономической парадигме, во-первых, будет неустойчивым, поскольку внутренние риски российской экономики в краткосрочном периоде не устранены, во-вторых, будет более медленным, поскольку будет жестко «завязано» на восстановление мировой экономики, и, в-третьих, будет воспроизводить ту модель экономики, уход от которой был обозначен в качестве главного приоритета докризисной повестки дня Правительства Российской Федерации.

Такой путь не обеспечивает модернизации экономики, достижения целей и задач долгосрочного развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), а также в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Это значит, что необходима корректировка политики в плане смещения акцента с мер, нацеленных на антикризисную поддержку отраслей, предприятий и населения, на меры, ориентированные на формирование нового промышленного потенциала, модернизацию, инновации, повышение качества человеческого капитала. Такое смещение акцентов должно позволить на горизонте в 2-3 года компенсировать накопленное за 2009 год отставание от «графика» модернизационной повестки дня, сформулированной в Концепции.

Смещение акцентов, однако, не означает прекращения реализации собственно антикризисных мер - в течение всего 2010 года принятые Правительством Российской Федерации решения будут реализовываться. Более того, поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившегося экономического роста в краткосрочном периоде являются важнейшим приоритетом. При необходимости будут приниматься новые меры в рамках выделенного в федеральном бюджете антикризисного резерва в размере 195 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться и вопросам безработицы, социальной поддержки населения, пенсионного обеспечения, решению проблем моногородов.

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

- поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;
- поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций;
- активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада (слабость национальной финансовой системы, недиверсифицированность экономики и экспорта, неконкурентоспособность значительной части перерабатывающих производств), совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал.

Поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения.
С 1 января 2010 года будет существенно повышен уровень пенсионного обеспечения граждан путем введения механизма валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионера. Будет также введен новый вид адресной социальной помощи - социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) для малоимущих неработающих пенсионеров, с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» социальные пособия и выплаты будут проиндексированы в следующем году на 10 процентов для поддержания их покупательной способности, что выше предполагаемого уровня инфляции.

В 2010 году развернется работа по внедрению системы социальных контрактов (договоров социальной адаптации), которые будут являться договорами о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты по месту жительства граждан.
Снижение напряженности на рынке труда

- организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;
- опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность;
а также по новым направлениям:
- опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;
- содействие трудоустройству инвалидов.

Предусматривается в 2010 году удержать прогнозную численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, на уровне 2009 года (2,2 млн. человек).
В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 году будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.
Поддержка оживления экономики
Расширение кредитования предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора.
- планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательства реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения крупных проектов национального значения.
- проработка совместно с Банком России механизмов обеспечения банков необходимой ликвидностью посредством инструментов рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых операций;
- доработка законодательства регулирующего отношения кредитора и заемщика, как на публичных, так и на непубличных рынках, с целью облегчить участникам достижение разумного компромисса. Совершенствование института банкротства.
Поддержка внутреннего спроса
В части автомобильной промышленности будет введен механизм субсидирования приобретения новых автомобилей в счет утилизации старой техники (субсидии до 50 тысяч рублей, общий размер выделяемых средств бюджета - до 11,05 млрд. рублей). Кроме расширения объемов спроса эта мера также позволит обновить автомобильный парк и снизить аварийность на дорогах.
В 2010 году будут реализованы меры по поддержке реализации производственных проектов в сфере производства в России лекарственных средств с тем, чтобы к 2011 - 2012 годам создать условия для наращивания доли отечественных лекарств на внутреннем рынке.
В сфере жилищного строительства будут расширены механизмы поддержки рынка жилья, ускорена реализация закона о поддержке жилищно-строительных кооперативов с созданием первых кооперативов по всей стране при участии Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Будет усилена координация деятельности между институтами развития в жилищной сфере в целях повышения эффективности использования бюджетных средств на цели стимулирования жилищного строительства. В целях дополнительного стимулирования жилищного строительства и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья будет осуществлен дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства в размере 15 млрд. рублей.
Значительно расширят внутренний спрос на рынке жилья средства материнского капитала, которые станут доступны для их направления на цели приобретения жилья с 2010 года. Потенциально на цели жилищного строительства из средств материнского капитала может быть направлено до 102 млрд. рублей. Спрос на жилье со стороны государства будет также поддерживаться и через мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих. На эти цели будет направлено 44,4 млрд. рублей.
Будут минимизированы различного рода «обременения» для застройщиков, завершено формирование в 2010 - 2011 годах системы документов территориального планирования. В 2010 году будет в основном завершено реформирование системы СНиПов с учетом современного уровня развития строительных технологий и хода реформы технического регулирования.
Будут приняты меры по радикальному повышению эффективности государственного спроса. Прежде всего - в строительстве транспортной инфраструктуры. Правительство Российской Федерации также примет меры по ускорению доведения бюджетных денег до экономики, в том числе через усиление контроля за своевременностью заключения госконтрактов и осуществления государственных закупок.
Расширение базы экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса.
Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в сторону производственного сектора и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.
Будет продолжено совершенствование системы контроля и надзора за деятельностью малого и среднего бизнеса. Особое внимание будет уделено таможенному и налоговому контролю, а также деятельности правоохранительных органов в отношении малого бизнеса. Будет проработан вопрос о радикальном упрощении процедуры получения лицензии, о переходе на преимущественно уведомительный порядок начала собственного дела.
Также будет продолжено осуществление финансовой поддержки государством начала собственного бизнеса в рамках региональных программ содействия занятости.
Реструктуризация экономики моногородов.
Правительством Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления. В 2010 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 10 млрд. рублей в виде субсидий и еще 10 млрд. рублей в виде кредитов регионам. При этом основной акцент будет сделан не на поддержке занятости на неэффективных градообразующих предприятиях, а на реструктуризации этих предприятий, создании альтернативных рабочих мест, диверсификации экономики моногородов, в том числе через формирование отдельных программ по развитию малого бизнеса в моногородах, включающие создание с привлечением бюджетных средств технопарков и бизнес-инкубаторов (на эти цели планируется выделить до 2 млрд. рублей из общей суммы предусмотренных на цели поддержки моногородов субсидий).
Модернизационные меры.
- формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике (правоприменение, минимальный уровень административных барьеров, стимулирующая налоговая система);

- реализацию Правительством Российской Федерации мер, направленных на ускорение модернизационных процессов в экономике. Здесь речь идет о стимулировании инновационной и инвестиционной активности в экономике, развитии инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), дополнительном стимулировании внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, улучшение ситуации в депрессивных регионах и создание новых региональных «точек роста».

Диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств
Для значительного снижения зависимости экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рынках будет активизирована политика диверсификации экономики и экспорта. Основными мерами в этой сфере станут:

- совершенствование системы технического регулирования в целях усиления стимулов для предприятий к повышению технологического уровня производимой продукции. Ускорение формирование современной системы технических регламентов и национальных стандартов, в том числе через заимствование регламентов и стандартов ЕС и отдельных стран СНГ;
- формирование долгосрочных программ (технической политики) по крупным направлениям госзакупок, а также закупок компаний с государственным участием и госкорпораций в целях обеспечения для предприятий реального сектора ориентиров для планирования разработки и выпуска новой продукции;
- активизация разработки и реализации программы поддержки экспорта.
- формирование (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» и иных институтов развития и банков с государственным участием) механизма административной и финансовой поддержки «офсетных» сделок с зарубежными компаниями, предполагающих поэтапную локализацию выпуска современной высокотехнологичной продукции и оборудования, открытие в России центров по прикладным исследованиям и разработкам, инжиниринговых центров, организации полномасштабного производства, в том числе в партнерстве с российскими производителями, с передачей им соответствующих ноу-хау и прав на интеллектуальную собственность;
- усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы.
. Стимулирование инновационной активности в экономике
Необходимо создание механизмов финансовой и организационной поддержки реализации проектов как государственным, так и частным сектором в рамках этих инициатив (с участием Внешэкономбанка, государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере).
Также будут проработаны дополнительные меры поддержки инноваций, в том числе:
- формирование системы предоставления бюджетных грантов (субсидий) предприятиям по приоритетным направлениям инновационной деятельности, включая проведение НИОКР, разработку и проектирование новых образцов инновационной промышленной продукции, компенсацию затрат на патентование за рубежом;
- увеличение государственной поддержки создания малого инновационного бизнеса, через дополнительную капитализацию Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
- разработка и реализация госкорпорациями и компаниями с государственным участием корпоративных программ инновационного развития, удовлетворяющих установленным Правительством Российской Федерации требованиям;
- установление льготного переходного периода по росту нагрузки на фонд оплаты труда для отдельных категорий инновационных предприятий;
- постановка на баланс объектов интеллектуальной собственности с учетом понесенных затрат на НИОКР;
- расширение льготного (1,5-кратное списание расходов) перечня НИОКР, совершенствование администрирования данной льготы, в том числе через формирование перечня научных организаций, уполномоченных давать заключение налоговым органам о соответствии проводимых компаниями НИОКР льготному перечню;
- предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество отдельной категории предприятий инновационной направленности;
- установление сроков амортизации для нематериальных активов, непосредственно используемых в научно-технической и производственной деятельности (изобретения, полезные модели, патенты и т.д.) по выбору компании: от 2 до 10 лет или на основании имеющихся документов;
- поддержка через институты развития, федеральные целевые программы создания «инновационных поясов» вокруг вузов, научных учреждений, крупных и крупнейших корпораций, включая компании с госучастием.
Развитие ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.
На стадии выхода экономики из кризиса важно обеспечить опережающее развитие секторов, приоритетных для государства (высокотехнологичных секторов, обеспечивающих «облагораживание» структуры экономики, включая сектора, связанные с обороной и безопасностью). В этих целях в 2010 году будет обеспечено обновление с учетом новых условий отраслевых стратегий и программ, в частности, в авиастроении, оборонно-промышленном комплексе, электронике, в развитии транспортной системы. Будет разработана стратегия развития автомобильной промышленности, в том числе предполагающая широкое использование механизмов частно-государственного партнерства в решении вопросов технологического развития автопрома
Модернизация финансовой системы.
Будет модернизирована система регулирования на финансовых рынках, которая обеспечит надёжность сектора оказания финансовых услуг и эффективность осуществления посреднического бизнеса, а также повысит привлекательность российского финансового рынка для инвесторов и участников рынка, улучшит условия для формирования в России международного финансового центра.

отредактировано: 28-02-2010 10:25 - Pasadena

Pasadena
10:29 28-02-2010
Развитие человеческого капитала.

В сфере образования будет обеспечено повышение исследовательской и инновационной активности вузов, прежде всего - через дополнительную поддержку национальных исследовательских и федеральных университетов. Будет дополнительно выделено 30 млрд. рублей на цели обновления исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе соотечественников из-за рубежа. Будут предприняты меры по развитию механизмов непрерывного образования, обеспечивающего повышение человеческого капитала и большую гибкость рынка труда.
В сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи будут реализованы меры по совершенствованию законодательства в этой сфере, в том числе:
- создан механизм для повышения прозрачности и финансово-хозяйственной самостоятельности учреждений здравоохранения в условиях изменения законодательства об организационно-правовых формах учреждений здравоохранения;
- осуществлена конкретизация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и определение медицинских услуг, оказываемых за плату;
- сформирована база для перехода на преимущественно одноканальное финансирование расходов на медицинскую помощь через систему обязательного медицинского страхования, включая единые правила начисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- усовершенствовано государственное регулирование цен на необходимые и важнейшие лекарственные средства в целях повышения их доступности для населения.
В рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры, спорта и формирования здорового образа жизни будут приниматься меры для обеспечения доступности современной инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом различных слоев населения, поэтапного увеличения доли граждан, активно занимающихся спортом, и пропаганды здорового образа жизни населения.
Государственный сектор и бюджетная сфера.
Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.
Будет активизирована деятельность в сфере реструктуризации государственного сектора, разработке и реализации программ совершенствования корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающим участием государства, а также государственных корпорациях. Также будет ускорена приватизация и реструктуризация предприятий государственного сектора.
Отдельной задачей, связанной с ограничением роста издержек как в государственном секторе и бюджетной сфере, так и в иных сферах, где осуществляются инвестиционные проекты, финансируемые за счет государственных средств, будет формирование Федеральной контрактной системы - инструментов и институтов планирования и осуществления государственных расходов, контроля за издержками при проектировании объектов капитального строительства, и реализации соответствующих инвестиционных проектов за счет средств бюджета.
Будут внесены изменения в законодательство о государственных закупках в целях стимулирования поддержки инноваций и модернизации через систему государственного заказа.
Также будет реализовываться программа повышения эффективности бюджетных расходов - в первую очередь через реструктуризацию бюджетной сети учреждений внедрения государственных заданий на выполнение государственных услуг, установления показателей бюджетной эффективности деятельности учреждений.

Модернизационные аспекты макроэкономической политики.

В 2010 году будут откорректированы подходы к основным направлениям макроэкономической политики. От «демпфирования» последствий кризиса, расширения объема предоставляемой ликвидности, масштабного бюджетного стимулирования экономики будет осуществляться постепенный переход к «посткризисной» политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного экономического развития.
В бюджетной политике основной акцент должен быть сделан на политике развития и модернизации. Требуется перенос центра тяжести с антикризисной поддержки отраслей и повышения степени социальной защищенности к формированию потенциала для будущего роста, формированию основ инновационно-ориентированной модели развития. При этом будет продолжаться политика снижения размера дефицита федерального бюджета.
Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов станет снижение затрат и повышение эффективности в бюджетном секторе. Будет принята и реализована программа сокращения неэффективных расходов и избыточных функций, проведена оптимизация сети подведомственных бюджетных учреждений, обеспечен переход большинства бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы с развитием конкурсного финансирования социальных услуг.
Гость
09:53 03-05-2012
спасибо большое!!!!!!!!!!!!
Гость
19:14 15-06-2012
огромное спасибо
Гость
12:32 14-09-2012
вы меня спасли! огромное спасибо!
Гость
20:44 14-01-2013
спасибо ответы на многие вопросы
Гость
15:57 23-06-2013
спасибо большое