Strulya
00:45 21-10-2010 Искусство и политика
Еще одна заметка на старую тему. Ничего нового, конечно.

Искусство не является и не должно быть средством для пропаганды каких-либо политических идеалов, пусть даже у идеологов самые лучшие намерения.

И, разумеется, та или иная идеология всегда стремится поставить искусство себе на службу, а если это не удается в отдельных случаях, объявить его творцов "врагами" строя/режима/нации и т.д.

Но произведение искусства - не политическая программа, не план по переустроуству мира, хотя, конечно, отдельные прозрения на эту тему там могут встречаться.

Чтобы там ни думали идеологи и просто люди, далекие от искусства, но художник всегда внутренне свободен, и это проявляется в том, что "как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить" (Б. Окуджава). Что его беспокоит, болит - имеется в виду, в социальном плане - о том и пишет, потому что не может не писать. И если он настоящий художник. то оказывается, что это вот "больное место" не только у него, но и у того, у другого, третьего. Т.е. он угадал целую общественную проблему или даже ряд проблем!

В некоторых случаях то, что хочет сказать художник может выглядеть очень похоже на то, что пытается осуществить та или иная власть. Но это, скорее. совпадение, нежели осознанное претворение идеологической установки художником. Законы художественного творчества не работают так прямолинейно.

P.s.Естественно, речь идет о худ.творчестве, а не о коньюктуре, которой всегда полно, и которая основывается на принципах, диаметрально противоположных.
Комментарии:
Бо
11:55 21-10-2010
Люди творчества - это болящая совесть нации... С другой же стороны, у тебя все равно получается. что у искусства прикладная функция, рассказать о том. что болит у творца. Назначение же искусства более широкое. И прикладная функция. лишь одна из функций.
Strulya
12:55 21-10-2010
Бо как говорила одна дама: "Значит, я не умею выражать свои мысли, если вы меня ТАК поняли!" Конечно, у искусства множество функций. И рассказ о том, что болит (у творца),естественно, не самоцель, а, скорее, стимул для создания чего-либо. Не конечный этап процесса, а его начало. Я же, скорее, пыталась выяснить, почему подлинное искусство не может служить власти. Хотя иногда кому-то может показаться, что это не так.