V-Z
22:06 23-10-2010 Lovely Complex
Lovely Complex (Трогательный комплекс)

Говорить в данном случае собираюсь и о манге, и об аниме. Но манга (в кои-то веки) оказалась первой.
Собственно, вышел я на нее сложным образом. Сперва увидел в комментариях у Дары – там, где обсуждали аниме. Название почему-то заинтересовало, я полез на World-Art и глянул описание и комментарии. Почему-то стало еще более любопытно… а тут при кратком взгляде на крупный мангосодержащий ресурс обнаружился и первоисточник. Так что скачал и прочел.
И, надо сказать, мне это понравилось. Наверное, все же романтическая часть во мне имеется. Честно говоря, понятия не имею, насколько Lovely Complex похож на другие вещи этого стиля – потому что практически с ними не знаком.
Но обо всем по порядку – то есть о том, что, собственно, сюжет из себя представляет.
Учатся в одном классе Отани Ацуши и Коидзуми Риса, парень и девушка. Сидят рядом, ругаются постоянно, и тем не менее – постоянно друг другу помогают, интересы абсолютно общие, восторженные вопли вызывают одни и те же блюда, певец и развлечения. Большая часть друзей их уже воспринимает как постоянную пару, и не перестает подкалывать по этому поводу. Однако сами они друг друга в таком качестве даже не рассматривают – хотя бы из-за того, что рост Отани – сто пятьдесят шесть сантиметров, Рисы же… сто семьдесят. В частности поэтому взаимные ругательства зачастую касаются именно роста – «Великанша! – Карлик! – Жирафа! – Недомерок!» Какой-то серьезно внешней красотой или чудесным характером не блещут оба. Характером особенно: оба ершистые на редкость, вспыхивают моментально. Да и вкусы вроде бы в этой сфере противоположные: Риса ищет себе высокого красавца, Отани восхищается миниатюрными тихими девушками.
Короче говоря – можно рассчитывать, что эти двое останутся в лучшем случае друзьями. Но не тут-то было.
Практически все события мы видим глазами Рисы – которая первая сообразила, что «этот недомерок» ей по-настоящему нравится. И, как ни странно, есть за что. При всех недостатках характера Отани – человек хороший во множестве отношений, включая заботливость. Чего стоит хотя бы эпизод с Рождеством и спокойным расставанием с ранее любимой, просто потому, что «Рисе раньше обещал». Более того – как Риса склонна постоянно подбадривать приятеля, так и он постоянно поступает так же, всегда приходит на помощь тогда, когда ей грустно. И даже когда никто из них о высоких чувствах даже и не задумывался… им хорошо вместе, и они безупречно друг друга понимают.
Но Риса первой поняла, что чувства более чем дружеские. И тогда в полный рост встала другая проблема – как об этом сказать? Пусть даже и подсказчиков хватало: благо очень быстро сложилась ситуация, когда ее чувства остались тайной только для Отани – но никак не для всех других.
Вообще, о том, почему он сам так долго доходил до понимания, можно рассуждать немало. Одну из причин Отани озвучил сам – ему было трудно вдруг воспринимать отличную подружку и почти сестру как любимую девушку. Но сдается мне – и на это, похоже, есть намеки – что имелась и иная, непроизнесенная причина: он просто не мог представить, что его кто-то может полюбить. Благо предыдущий романтический опыт окончился однозначным крахом; а для гордого человека вроде Отани это особенно скверно.
Пересказывать все перипетии осознания и принятия нет особого смысла. Искристо-смешных и по-настоящему грустных моментов там примерно поровну: как, наверное, и бывает часто. Собственно, это вообще явная черта всего сюжета: в пределах одной главы уживаются эпизоды уморительные, остро колющие сердце и согревающие его.
Вновь повторю – мы наблюдаем все глазами Рисы, но понять мотивы Отани не так уж сложно. Вспыльчивому и гордому человеку непросто выдохнуть вроде бы легкое признание; можно заметить, что наиболее искренние, ничем не прикрытые слова у него вырываются либо на пике эмоций – либо когда есть шанс потерять хрупкое счастье, или из-за соперника, или из-за того, что она сама готова отказаться.
Однако это ведет к одной из, на мой взгляд, самых теплых сцен манги – дню рождения Рисы (а точнее, вечеру), и подарку.
А после объяснений… нет, этим не заканчивается. Только что образовавшаяся пара проходит испытания на прочность. И если предыдущие были скорее комичными, вроде идеального красавца-учителя или же назойливого друга детства… то теперь все серьезнее. Пожалуй, только ветку с Кохори можно счесть комичной… кстати, в ней же опять проявляются сложности Отани с тем, чтобы сказать то, что он по-настоящему думает. Что за словами «ты мне мешаешь готовиться к экзаменам!» стоит «когда ты рядом, только о тебе и думаю, какая тут, нафиг, подготовка!».
Стоит заметить, что со стороны Рисы все «претендентки» на любимого человека выглядят куда серьезнее чем претендующие на ее собственное сердце. Возможно, опять-таки из-за основной точки зрения: она знает свои истинные чувства, а вот читать чужое сердце не может – и потому истории с Канзаки и Хитоми доставляют ей такую боль.
Тем не менее, эти двое умудряются пройти сквозь все – и остаться вместе. В какой-то степени это подчеркивают три дополнительные главы – раскрывающие, что Отани и Риса, оказывается, умудрялись трижды встречаться до осознанного знакомства, а третий раз даже и запомнили. И что, оказывается, им подарил любимого певца один и тот же человек. И что вообще они связаны…
Отвлекаясь на минуту от основных героев – не могу не упомянуть о «втором плане». Второстепенных персонажей – играющих какую-то роль в сюжете – не так уж много, но каждому отведена серьезная роль. В первую очередь, конечно, это четверка (а точнее, две пары) друзей Отани и Рисы – Накао и Нобу, Сузуки и Чихиро. Собственно, без Нобу бы мало что получилось – потому что ближайшая подруга Рисы всегда оказывается тем, кто вколачивает в нее здравый смысл (зачастую более чем буквально). Вторая пара на фоне более энергичных Накао и Нобу меркнет, но тем не менее, им тоже отведена видная роль. Недаром же некоторая часть посвящена именно этой четверке – а точнее, перспективе раскола.
Накао готов пожертвовать собственным счастьем – но не дать Нобу мучаться. Сузуки же сломлен неудачей – и не хочет тянуть за собой любимую. И в обоих случаях Отани и Риса оказываются в неожиданной для себя роли: тех, кто теперь уже приходит на помощь. Причем успешно: пары вновь соединяются.
Вообще, красной нитью через весь сюжет проходит мысль о тех, кому вместе хорошо. Можно нести любой бред, прекрасно зная, что человек рядом поймет и подхватит. Можно носиться по школе, плохо понимая, от чего убегают – и потом хохотать над этим. Можно легко кинуться в праздник, можно обзывать друг друга, не обижаясь по-настоящему. Можно легко дать по шее – и тоже не обидеть (хотя и получить немедленно в ответ). Можно опоздать на выпускной – и не особо удивиться, обнаружив еще одного опоздавшего. Все это сплетается в множество эпизодов, оставляющих удивительно теплое впечатление. И пусть друзья в очередной раз вздыхают, гадая «когда же эти двое ненормальных успокоятся?», а учитель ехидно предлагает поставить в дипломах вместо имен «Олл Хансин Кёдзин», название комедийного дуэта. Главное – что они вместе. И так будет и дальше.

[изображение]

Аниме, в целом, следует манге, так что все, сказанное о ней, применимо и к сериалу. Однако же не могу не отметить, что все же по сравнению с первоисточником, аниме более коротко: большая часть выпущенных или измененных эпизодов мелки, однако отсутствуют несколько не то чтобы важных, но прибавляющих многое к пониманию персонажей арок. Особенно это касается сюжета с Сузуки и Чихиро (который в манге очень хорошо показывает, почему же молодой человек так сокрушен неудачей). Нет также истории с дедом Рисы, проблемы голоса Сейко, фан-клуба Харуки, изложенного в дополнительных главах, а также истории со свадьбой учителя Майти (последнюю стоило бы все же оставить, учитывая роль оного учителя в отношениях главных героев и то, что они для себя новое осознали из-за этой свадьбы). Самое любопытное, что относящиеся к части этих арок кадры в заставках аниме есть – но вот в самом сериале они отсутствуют. Чем это объяснить, я не уверен.
Также, складывается впечатление, что проблема комплекса роста в аниме сохраняется до самого финала – когда в манге в определенный момент она уходит на второй план, по-моему.
Но в общем и целом вывод остается одинаковым: Lovely Complex стоит и читать, и смотреть.