luna-ta
11:03 10-02-2011
Из книги Ричарда Докинза «Бог как иллюзия».

В чём же заключаются корни религии? Докинз приводит свою теорию происхождения религии.
Всем известно, что мотыльки летят на свет, и погибают в огне. Но в чём причина подобного самоубийства, и почему же подобное поведение сохранилось в результате естественного отбора и эволюции. Глаза мотылька устроены так, что свет, идущий от далёких звёзд и луны, позволяет ему ориентироваться ночью в пространстве – например, лететь так, чтобы свет падал в глаз под углом в 30 градусов. Однако световой компас работает только тогда, когда источник света находится далеко, и идущие от него лучи параллельны. Относительно недавно, в лесу появляются и источники искусственного света, а если источник света находится рядом – к примеру, это костёр или свечка, то световые лучи не будут параллельными, а расходящимися из одной точки, что приведёт мотылька прямиком в огонь. Однако несмотря на печальный исход, такое поведение в целом для мотылька полезно, потому что видимый источник света окажется луной в большем количестве случаем, чем горящей свечой
Верования многих людей настолько сильно противоречат научной картине мира и могут казаться абсолютно бесмыссленными. Но что же заставляет людей верить, несмотря на абсурдность своей веры?
Автор объясняет это следующим образом.
Дети, к примеру, могут сами убедиться, что подходить к оврагу опасно, или же, что можно обжечься, дотронувшись до раскалённой сковородки.
«Но очевидно, что больший шанс на выживание будет у ребёнка, мозг которого автоматически, как у мотылька, подчиняется правилу: беспрекословно верь тому, что говорят старшие. Слушайся родителей, слушайся старейшин, особенно когда они говорят строгим, угрожающим тоном. Доверяй старшим без рассуждений. Для ребёнка это, как правило, выигрышная стратегия. Но, как и в примере с мотыльками, в ней имеются уязвимые моменты.

Естественный отбор благоприятствовал выживанию детей, мозг которых предрасположен доверять мнению родителей и старейшин племени. Такое доверчивое послушание помогает уцелеть; оно аналогично ориентации мотыльков по свету небесных тел. Однако обратной стороной доверчивого послушания является бездумное легковерие. Неизбежный побочный продукт — уязвимость к заражению «вирусами» мышления. В мозге ребёнка по понятным, связанным с дарвиновским выживанием причинам заложена программа послушания родителям и другим взрослым, которых родители велели слушаться. Автоматическим следствием этого является неспособность отличить хороший совет от плохого. Ребёнок не в состоянии понять, что "не купайся в кишащей крокодилами Лимпопо" — это разумное предостережение, а "в полнолуние нужно принести в жертву богам козу, иначе будет засуха" — в лучшем случае трата времени и коз. Для него оба высказывания звучат одинаково веско. Оба поступают от авторитетного источника и произносятся серьёзным, вызывающим уважение и доверие тоном. То же относится к суждениям об устройстве мира, Вселенной, о морали и человеческой природе. И, скорее всего, достигнув зрелости, этот ребёнок перескажет не менее серьёзным тоном всё услышанное — мудрость вперемешку с глупостью — собственным детям».
Итак, «Религия не имеет собственной ценности для выживания, а является побочным продуктом другого феномена, важного для выживания»

Вторым важным религиозным постулатом, которые опровергает автор – это «Нравственность невозможна без религии».


«Мы рассмотрели уже четыре осмысленные "дарвиновские" причины, по которым особь может вести себя по отношению к другим альтруистично, щедро или "нравственно". Во-первых, это генетическое родство. Во-вторых, реципрокный (взаимный) альтруизм — предоставление услуг в расчёте на последующее возмещение. На основе этих двух причин строится третья: эволюционное преимущество приобретения репутации щедрого и доброго индивидуума. И четвёртая — дополнительное преимущество показной щедрости как неподдельно правдивой саморекламы.

Большая часть нашего доисторического существования прошла в условиях, которые должны были сильно способствовать эволюции всех четырёх видов альтруизма. Мы жили в деревнях или, ещё раньше в разобщённых кочующих группах, в частичной изоляции от других групп или деревень. Большинство соплеменников состояли в более тесном родстве друг с другом, чем с членами других групп, — идеальные условия для развития родственного альтруизма. Кроме того, независимо от степени родства нам приходилось жить бок о бок с одними и теми же особями всю жизнь — идеальные условия для развития взаимного альтруизма, и же самые условия замечательно стимулируют и борьбу за репутацию альтруиста, и наглядную рекламу щедрости. Посредством всех этих механизмов вместе и каждого из них по отдельности естественный отбор благоприятствовал развитию альтруизма у первобытных людей. Легко понять, почему наши далекие предки творили добро по отношению к членам своей группы, и зло, вплоть до патологической ненависти, — по отношению к чужим группам».

Времена прошли, но шаблон поведения остался. «Почему бы ему пропасть? Это — как сексуальное влечение. Мы так же не можем удержаться от жалости при виде несчастного рыдающего человека (даже если он нам не родственник и вряд ли отплатит добром за добро), как не можем не испытывать вожделение по отношению к привлекательному представителю противоположного пола (даже неспособному по каким-либо причинам к размножению). Оба эти чувства — ошибки дарвиновской эволюции, но какие драгоценные, прекрасные ошибки!»

Таким образом, происхождение религии, а также нравственности, можно объяснить теорией эволюции и естественного отбора, что говорит о том, что для развития морали наличие религии не является необходимым.

Времена меняются, меняются понятия морали и нравственности – и вот уже описанные в Библии события кажутся нам чудовищными и немыслимыми – к примеру «казнить за то, что человек работает в субботу», «убить за измену», «убить детей, не слушающихся родителей» и многие другие «убить» и «покарать». Великий потоп, попытка принесения Авраама в жертву своего сына, приказ Моисея убить соплеменников, воздвигших алтарь другому богу – золотому тельцу , предложение Лота изнасиловать своих дочерей, но не трогать гостей. Неужели это примеры нравственности? А когда-то всё описанное, что в Ветхом, что в Новом завете было вполне естественным и разумным.
Интересно, что десять заповедей – достаточно релятивистские положения – «работали» только по отношению к богоизбранным евреям, и не распространялись, к примеру, на язычников, т.е. «Не убий» - означал запрет на убийство евреем еврея, но никак не язычника. Библия (да и другие священные книги) возводят все предписания в ранг абсолюта, что в корне неправильно, но способствует развитию абсолютизма и фундаментализма, что может повлечь (да и уже повлекло) многие человеческие несчастья и жертвы.
Комментарии:
Яшма
13:29 10-02-2011
Занимательно. Я бы не стала спорить с этим товарищем.
SexLife
13:37 10-02-2011
Ричардз Докинз? А-а... ну раз сам Ричард сказал, то так оно и есть)) Светилище научное))) Это сочинение, по уровню, напоминает школьное сочинение 7 класса. Всем деньги нужны, а на теме Бога - это ж золотое дно)) А цитаты из Библии - это вообще... за границами добра и зла.. такого подхода можно ожидать только от шарлатана от науки)) впрочем Ричарда и называют - "популяризатор".. этим всё сказано))
luna-ta
14:29 10-02-2011
SexLife Великий потоп, попытка принесения Авраама в жертву своего сына, приказ Моисея убить соплеменников, воздвигших алтарь другому богу – золотому тельцу , предложение Лота изнасиловать своих дочерей, но не трогать гостей. Неужели это примеры нравственности?
С этим ты не согласен?

А-а... ну раз сам Ричард сказал, то так оно и есть)) Светилище научное)))
Ааа, ну раз сам SexLife сказал, так тому и быть. Светоч истины)))
Каждый человек имеет право на своё мнение независимо от учёной степени. Я привела сюда то, с чем согласна. Приводи в своём дневнике теософские тексты, я не против.

Всем деньги нужны, а на теме Бога - это ж золотое дно О да, РПЦ это прекрасно осознаёт.
SexLife
14:51 10-02-2011
luna-ta Неужели это примеры нравственности? С этим ты не согласен?
О, Боже!)) Ну как вы не понимаете)) Библия - полна символизма и скрытого смысла! Она не писалась для низшего класса)) Каждое событие - надо рассматривать как модель, намек.. "Кто имеет уши слышать, да слышит!"

попытка принесения Авраама в жертву своего сына
ну и как ты думаешь? здесь речь идет о сыне?)))) Речь идет о Вере Авраама!

Гл.22
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова - ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.


ну и другое я даже пояснять не буду..
luna-ta
15:02 10-02-2011
Авраам был готов убить сына только из страха перед богом? Из желания доказать свою веру? Ради возможности попадания в рай? Это не пример нравственности, это низость, угодничество, подлость, трусость, желание спасти свою шкуру за счёт слабого, выделиться перед владыкой.
Действительно, речь не о сыне. Ну какой сын, когда на кону вера!
luna-ta
15:04 10-02-2011
Она не писалась для низшего класса)) М? Я низший класс только потому, что вижу дикость там, где она есть, и не вижу в ней морали?

А на мой взгляд низший класс те, к кому относятся вот эти слова:
Естественный отбор благоприятствовал выживанию детей, мозг которых предрасположен доверять мнению родителей и старейшин племени. Такое доверчивое послушание помогает уцелеть
SexLife
15:10 10-02-2011
luna-ta мне жаль)) ты или действительно не понимаешь, или притворяешься)) в данном примере можно убрать и сына и жертвенник и всё остальное) слово боишься - это не страх, а вера. можешь заменить "боишься" - на слово "веришь". А сын олицетворяет высшую привязанность, и этой высшей привязанностью Авраам пожертвовал ради Истины. Наверное не нужно обьяснять, что для успеха в любом деле, спорте, науке и т.д. нужна вера. А Авраам должен был стать Основателем целого народа. Если правитель не может принести в жертву своего сына(жену, любовницу) ради счастья и благополучия своего народа, то он не может быть ни царем ни предводителем.. Это обычные банальные аксиомы. Кто пойдет за командиром, если для него сын - важней его войска? Не мыслите квадратно!)))
luna-ta
15:17 10-02-2011
SexLife Ты не представляешь, что такое ребёнок, поэтому походя сравниваешь сына с любовницей. Ничего не заменишь тут, убийство всегда убийство, даже во имя истины. Что это за истина, что требует убивать детей? Следуй дальше за своей истиной, она тебя далеко заведёт. Будешь в раю.

в данном примере можно убрать и сына и жертвенник и всё остальное
Если правитель не может принести в жертву своего сына(жену, любовницу) ради счастья и благополучия своего народа
Сам себе противоречишь, нет?
Не мыслите квадратно!))) Спасибо за заботу. Почему вы занимаетесь мной лично? Поручите меня вашему секретарю (с)
SexLife
15:19 10-02-2011
luna-ta Я низший класс только потому, что вижу дикость там, где она есть, и не вижу в ней морали?
конечно, пока - ты низший класс))) в этом нет ничего плохого))Библия писалась для властителей, для жрецов и тех кто управляет стадом)) Библия писалась царями и пророками. Большинство населения интересует только кого трахнуть, как набить желудок и поваляться на солнышке)) А Библия - это наука об управлении) Простолюдину - она мало что дает) а простолюдину стремящемуся познать истину - она дает многое, но тогда он перестает быть простолюдином))
SexLife
15:22 10-02-2011
luna-ta Ты не представляешь, что такое ребёнок, поэтому походя сравниваешь сына с любовницей. Ничего не заменишь тут, убийство всегда убийство, даже во имя истины. Что это за истина, что требует убивать детей? Следуй дальше за своей истиной, она тебя далеко заведёт. Будешь в раю.

это уже обычные стоны солдатских матерей... поверь, ничего личного! я вовсе не хочу тебя задеть или обидеть.. но.. истина дороже)
luna-ta
15:53 10-02-2011
SexLife Я поняла твою истину. Привычные стоны солдатских матерей, блин, слов нет. Любовь к ребёнку сведена к этому презительному шаблону. Большинство населения интересует только кого трахнуть, как набить желудок и поваляться на солнышке)) По себе судишь? А нет, ты библию чтишь, в бога веришь. Только ведь именно то самое большинство, кое интересуется траханьем, набиванием и валянием как раз и есть та самая паства, на которую библия рассчитана.
Я заметила, как в последнее время презирается детство, материнство.
Библия писалась царями и пророками Что за чушь. Ну да, царями духа видимо. Ну пусть цари и читают, а я низший класс, одержимый траханьем, побуду в стороне.

А вообще господин тролль, ну не тратьте вы на меня столько времени. Неужели нет занятий поинтереснее? Я в бога не поверю, не вашими стараниями. И Авраам для меня убийца и предатель, таким и останется. А дети, столь презираемые вами, для меня высшая ценность. И плевать мне на истину, если она такая. Ах да, и ей на меня плевать. Ну и ладно.
SexLife
15:59 10-02-2011
luna-ta а что ты так нервничаешь? у тебя проблемы? хочешь поговорить об этом?)) ты в Бога не веришь, да и пожалуйста)) но ты очень старательно макаешь в грязь то, о чем понятия не имеешь.. ну и оставайся в своем невежестве))
luna-ta
16:42 10-02-2011
SexLife Тролль, пока пока
SexLife
16:44 10-02-2011
занимайся чаще сексом)) это помогает от стрессов и депрессии))
Soulskinner
18:42 10-02-2011
SexLife > Поздравляю, ты повёл себя, как настоящий представитель низшего класса, для которого и создана вся эта байда.
Ведь надо же не только кого-то трахнуть и набить желудок, но и почувствовать себя духовным. А что для вас может быть проще? Ведь, тут не нужно ничего понимать, главное повторять, как попугай заранее выученные фразы и постоянно говорить собеседнику, что он не понимает всего глубинного смысла(и неважно, что ты сам его не понимаешь). Зато как это тешит самолюбие!
Да и нужно же нам пушечное мясо. Согласись, не мне же идти умирать? Поэтому ты и пойдёшь, ради "великой" цели.
SexLife
19:49 10-02-2011
Soulskinner Согласись, не мне же идти умирать?
конечно нет.. ты будешь отсиживаться в кустах и иногда что-нибудь "глубокомысленное" изрекать.. а так как сказать по существу вопроса тебе нечего, то приходится переходить на личности, да? поэтому, раз тебе по статусу оружие не положено, и идти умирать ты не собираешься, то твое мнение - равно нулю))
Soulskinner
21:48 10-02-2011
SexLife > Это ты на личности перешёл, при чём довольно некрасиво, так что не надо тут разглагольствовать о высоких идеях и переходах на личности. Так, что это и есть разговор по-существу. Ты сам это начал, сам и расхлёбывай.
SexLife
22:04 10-02-2011
Soulskinner не оправдывайся.. кому я должен - всех прощаю
Soulskinner
22:24 10-02-2011
SexLife > Вот это ЧСВ)))
Ты действительно считаешь, что ты что-нибудь представляешь из себя, чтобы кто-то перед тобой оправдывался и кому-нибудь было нужно твоё прощение?
SexLife
22:31 10-02-2011
Soulskinner почему тебя так волнует ЧСВ других людей? тебя это как-то странно беспокоит... у тебя с этим что-то личное?
Soulskinner
22:48 10-02-2011
SexLife > А почему ви спрrашиваете?
SexLife
23:10 10-02-2011
Soulskinner не увиливайте от ответа..
Soulskinner
23:22 10-02-2011
SexLife > А зачем мне вам отвечать?
SexLife
23:23 10-02-2011
Soulskinner вам стыдно признаться, что вас беспокоит ЧСВ других людей? хорошо... в таком случае, наш разговор окончен.
Soulskinner
23:25 10-02-2011
SexLife > Почему вы отвечаете вопросом на вопрос?
Вы антисемит?
SexLife
23:32 10-02-2011
Soulskinner Вы постоянно перескакиваете с одной темы на другую.. мы еще не выяснили ваши проблемы с чувством собственной важности, а вы уже про антисемитизм.. да за вами, батенька, не угонишься... я бы и рад с вами поболтать, но увы, уже слишком поздно, и мне пора в постельку, а то жена секса хочет, а я тут с вами психоанализом занимаюсь, да еще и бесплатно..
Soulskinner
23:40 10-02-2011
SexLife > Вы хотите об этом поговорить?
SexLife
13:01 11-02-2011
Soulskinner я бы с удовольствием поговорил, но увы.. и у тебя и у luna-ta есть странная привычка дискутировать не с тем что я пишу, а со своими собственными домыслами, фантазиями, комплексами и стереотипами)) а я то здесь при чем?))
luna-ta
13:11 11-02-2011
SexLife Тролль, вам бан
Soulskinner
19:06 11-02-2011
SexLife > Чувствуешь себя отвергнутым обществом?
luna-ta
19:20 11-02-2011
Soulskinner Жаль огорчать, но я от товарища закрылась, ибо он неадекватен. Могу только добавить, что его последний комментарий был списан с него самого.
Luci
23:45 11-02-2011
luna-ta смешно смотреть на ваши закрытия))) закройте еще меня и весь мир вокруг)) и живите в своем маленьком выдуманном мирке за оградкой)) а еще лучше... пишите в тетрадку и прячьте её под подушку)
luna-ta
09:45 12-02-2011
Luci Да вы настоящий тролль, осподин верующий. Уйдите от меня, пожалуйста, вы мне неприятны. Это вы живёте в выдуманном мире, но мне на это плевать. Живите, пишите, идите лесом.
Soulskinner
22:07 12-02-2011
Luci > Мальчик, ты идиот? (c)
Гость
13:50 15-02-2011
да вы настоящая выдумщица.. мне не нужен чужой ник чтоб просматривать открытые дневники и выражать свои мысли.. так что можете сами прогуляться в лес вместе со своей эротической фантазией о Тролле.. и прихватите вашего пажа, у него столько вопросов, что скучать вам не придется.. а можете и дальше обзываться, ругаться, и топать ножками как обиженный ребенок.. мне до вас нет никакого дела и читать вас не собираюсь, так что расслабьтесь и получайте от жизни удовольствие.
luna-ta
14:10 15-02-2011
Гость Топ-топ ножками, ручками хлоп-хлоп, читай дальше, настырный клоп.
Гость
10:51 20-02-2011
SexLife
Шановний, засуньте собі свою голову в свою таку улюблену дупу. І взагалі, що за ідіотизм-ви і справді напевно думаєте, що ваше яке те распіздатоє думка - це все, слово всіх. Чесно кажучи, таких як ви німці мочили, шкода не домочилі. А взагалі по вашому щоденнику все зрозуміло. Діагноз-недотрах. Аналіз человека-мудак і ідіот. Отже звалите, поки вас не отимелі граждані геї. А подрачить кожен може. Ви напевно і мошонкою думаєте. Ох, мало пороли вас, мало.
Гость
10:53 20-02-2011
Гость
А ти моральний виродок.
Гость
10:56 20-02-2011
SexLife
Милий. Ідиті здохніть. Багато важливості собі дозволяєте. Людина, що думає піздою. Мда.
luna-ta
11:07 20-02-2011
Секслайф держит руку на пульсе, я каваюсь))) Даром что писал, что ему тут не интересно.
Soulskinner
12:18 20-02-2011
o_O!!??