Портрет художницы Елизаветы Мартыновой (соученицы Сомова по Академии Художеств) писался три года (1897 - 1900).
[изображение]
И вот какой была бурная реакция модели:
Из письма Сомову:
"Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет". Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."
Но Сомов-таки продал портрет Третьякову, так как отчаянно нуждался в деньгах.
Вот, что писала подруга Мартыновой Ямщикова: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"
Через 4 года Мартынова скончалась от чахотки. Но она болела давно. И уже больную ее писали и другие художники:
Осип Браз. Портрет Е.М. Мартыновой. 1896
[изображение]
Ф.А. Малявин. Портрет Елизаветы Мартыновой. 1897
[изображение]
Но именно портрет Сомова вызвал у художницы бурю возмущения. Значит он действительно сумел заглянуть ей в самую душу и увидеть нечто, тщательно скрываемое от посторонних глаз. Тем не менее "Дама в голубом" стала шедевром живописи и вершиной портретного творчества Константина Сомова. Как пишут искусствоведы, Мартынова на полотне "до осязательности правдива и одинока"...