Sirin
10:52 25-07-2011 Как я провел лето, часть последняя, предыдущие будут позже :)
О путешествии четырех друзей по Черкасской области

Учасники - я, мой кум, мой одноклассник и один хороший местный писатель, цель – исторические места центральной Украины. Едем на Чигирин и уже в начале пути, под Днепродзержинском, пробиваем колесо. Третий раз я еду трассой через Днепродзержинск, и третий раз некрасиво ругаюсь. Пробитое колесо, правда, заметили только под Кременчугом, и там я впервые в жизни колесо поменял. В общем, справился, with a little help from my friends. Покрышке, правда, кабздец. Дальше еще лучше – Светловодск, город в принципе без дорог. Даже остановились и спросили у местного, почему у них все так плохо – понятно, он не ответил, но надо было все-таки выразить свое возмущение хоть перед кем-то. Впрочем, глядя на их облупленную мэрию, мимо которой мы проезжали по колдобинам, все становится ясно и так. Назад однозначно поедем другим путем, через Александрию. Тем более, что возвращаться планируем по темноте, и красивые виды Днепра справа по курсу нам уже ни к чему.

Добираемся с горем пополам до Чигирина – вот оно, сердце Украины. Здесь зародилось реестровое казачество, здесь гетьманувал Богдан Хмельницкий, а позднее этот город приступом брал его сын Юрий, здесь родился прадедушка Натальи Гончаровой гетьман Петр Дорошенко, которого прозвали «Солнце Руины», и здесь же он был полковником, и частью чигиринского замка был «бастион Дорошенко». А сам замок, как писал Павел Алеппский, побывавший в Чигирине в 1655, не имеет себе равных во всей стране казаков своей высотой, величием горы, на которой крепость построена, объемом вод, которые окружают Чигирин. Здесь бывал и Тарас Шевченко, один из четырех столпов нашей экскурсии (кроме шевченковых, целью путешествия было еще посещение мест, связанные с Богданом Хмельницким, гайдамаками и повстанческим Холодным Яром), много строк посвятил поэт этому городу:

Гетьмани, гетьмани, якби-то ви встали,
Встали, подивились на той Чигирин,
Що ви будували, де ви панували!
Заплакали б тяжко, бо ви б не пізнали
Козацької слави убогих руїн.


[изображение]
Т. Г. Шевченко. «Чигирин із Суботівського шляху»

И немцы в 1918, и красные в 1920 пытались сделать Чигирин уездным городом, разместить там администрацию и полицию, но быстро отказывались от этой идеи и переносили уездный центр в более безопасное для оккупантов место – на чигиринщине под ними просто горела земля.

После Чигирина едем на Суботив, это рядом, и ударение, кстати, ствится на первый слог – не в честь субботы, а честь небольшой речки Суба. Здесь родился Богдан Хмельницкий, здесь и завязался пролог Освободительной войны – другой местный шляхтич, этакий предтеча современных рейдеров, отобрал у Хмеля Суботив, Богдан пытался добиться правды в суде, не добился и отправился из Суботова на Сечь поднимать восстание. И в результате вся геополитическая карта восточной и южной Европы была перекроена. Здесь же Хмель в 1653 построил Ильинскую церковь, здесь же он и был похоронен. Прах Хмельницкого позднее был выброшен поляками, колокольня снесена (сейчас опять восстановлена), но сам храм прекрасно сохранился. Сейчас рядом, так же, как и в Чигирине, строят заново «резиденцию Хмельницкого». И правильно – думаете, европейские замки сохранились в аутентичном виде, или, например, в музее Пушкина много вещей, принадлежавших Александру Сергеевичу? Собраны вещи тех времен, строения восстановлены по сохранившимся рисункам – и уже хорошо.

[изображение]

[изображение]

Из Суботива выезжаем в Мельники – это уже Холодный Яр,
Поглядаю в яр, що став символом боротьби… Був він понуро-величний. Якась одвічна таємниця кривавої сумної долі України застигла в його диких рисах.
Приходять старшини, оповідають, що скраю села дуже гарний краєвид. Видно Медведівку, Тясмин і побережжя Дніпра, видно копулу Мотриного монастиря над лісами. Місцевість – маленький Кавказ: гори, яри, все вкрите лісом
- пишет участник гражданской войны в Холодном Яру, Юрий Горлис-Горский.

Неподалеку от Мельников - Мотронинский монастырь – он был здесь с 12 века, периодически разорялcя татарами и восставал из пепла, а еще до этого здесь было крупное скифское городище и языческие святилища – естественно, место окружено легендами, сказаниями и реальными историческими событиями – именно здесь святили оружие гайдамаки, здесь был послушником Максим Зализняк, здесь принял постриг просветитель Мельхиседек (Значко-Яворский), во времена холодноярской республики здесь часто был штаб холодноярских казаков, что, правда, для монастыря кончилось печально – красные взяли его штурмом, колокола увезли, библиотеку сожгли, монахинь не пощадили.

[изображение]

Горлис-Горский: ігумен Мельхіседек Яворський, гаряче помолившись, благословив ножі й шаблі на пролиття рік людських сліз і крові, винної та невинної, во ім'я Волі. Поневолення селянства з царської "ласки" тут було найкоротше в усій Україні, і чигиринський "малорос" не завжди гнув покірно шию, а часто мотав нею, щоб скинути ярмо.

И уже из личных впечатлений Горлис-Горского, уже о 20 веке - з усієї України лише холодноярці мали б право сказати: "Ми не пустили ворога в свої хати, не годували його своїм хлібом, не дали йому своїх синів на гарматне м'ясо".

В 1845 году в Мотронинском монастыре побывал Т.Г.Шевченко и оставил нам акварельное изображение монастыря. Дерево под колокольней сохранилось с тех времен.

[изображение]

После Мельников проезжаем Медведивку, где остановились поклониться могиле Горлис-Горського и памятнику героям Холодного Яра, и дальше едем в Буды, где стоит знаменитый, 1100-летний дуб, под которым отдыхали и Хмельницкий, и Зализняк. Отдохнули и мы . Дуб стар и изношен, но зеленеет еще в полный рост.

[изображение]

Программа первого дня выполнена, теперь большой марш-бросок, через каменский и шполянский районы, в Звенигородку, и дальше, в Рыжанивку – на ночлег.

Звенигородщина – тоже славные места, во время революции именно здесь возникают отряды «Вольного казачества», настоящего казачества, в отличие от донцев или калмыков, которые только имя свободолюбивое сохранили, а на деле давно превратились в охранителей в духе «Русь святая храни веру православную»; позже, во времена холодноярской республики один из основателей «Вольного казачества» атаман Семен Грызло создал на звенигородщине свой отряд, и сюда красным тоже ходу не было.

Второй день – по шевченковским местам. Шевченкове (бывшая Кереливка, именно так произносится), где Тарас Григорьевич жил с 4 до 14 лет, потом Морынци, где поэт родился и провел детство. В Шевченковому экскурсия никак не впечатлила, зато потом судьба нам отплатила в Морынцях. Совершенно бесплатно, несмотря на то, что мы опоздали к закрытию музея, его хранитель провел дл нас чудесную экскурсию, в лицах изобразив все перипетии нелегкой судьбы родителей Шевченко. И пока мы ждали хранителя, ибо, закрыв музей, он принялся косить траву, и не мог показать нам все, не докосив, мы столько вишен наелись, на все лето вперед, пожалуй. Роскошный вишневый сад. Из Морынцив, слегка поплутав по местным дорогам, которые где были выложены неплохой брусчаткой (это в чистом поле-то), а где превращались в непроходимую грязь, мы выехали-таки в Городище, в гости к моей студентке-четверокурснице Ирине. Ну, думали, Ира покажет нам храм какой-нибудь древний (по е заверениям в Городищах такой есть), ну, угостим ее мороженным, поболтаем, вспомним, как мы с ней в Карпаты собирались как-то летом… Не тут-то было. Ира затащила нас к себе домой и храма никакого мы так и не увидели. Нас усадили за стол, кормили, поили, развлекали беседой, и мы и не заметили, как нас тупил вечер. Мы с ребятами в полной мере ощутили то удивительное гостеприимство черкащан, которое и Горлис-Горский, и Василий Шкляр в своих рассказах о Холодном Яру неоднократно подчеркивают, удивительное даже для щедрых в принципе украинцев.
Вот, например: Селяни, що йшли з ним, гостинно запрошують до себе, хто двох, хто чотирьох козаків із кіньми. Один, трошки напідпитку, запрошує всіх на хрестини. Нема тих недовірливих або й ворожих поглядів, які нерідко доводилося зустрічати на Поділлі й навіть на Херсонщині. Ні вони наших, ні ми їхніх рушниць не боїмося. Відчувається, що вони розуміють нас і щиро співчувають справі, за яку ми боремося, і це наповнює душу якоюсь щемливою радістю. Оглядаю добре вивчені за час боротьби обличчя козаків і бачу, що вони відчувають те саме…

И мы «відчували те саме». Потом некороткий путь домой, ночлег, и – последний день путешествия наступил.

Мы сначала не планировали заезжать в Лебединский монастырь, который хоть и относится к Холодному Яру и упоминается и Шкляром, и Горлис-Горским не раз, но все-таки лежит как-то в стороне от основного нашего маршрута. Однако Господу видней, и мы попадаем в этот монастырь, причем не просто так, а с гостинцем – передаем от наших гостеприимных хозяев, у которых мы давеча ужинали в Городище, привет, записочки с просьбами о молитве и баночку меда для их знакомой монахини, сестры Филареты. Получив благословение, познакомившись с историей монастыря, типичной для православных монастырей в 20 веке (закрыт в 1929, открыт при немцах в 1941 и окончательно закрыт в 1961) и набрав святой воды в источнике, едем дальше. Решаем сократить путь и в результате едем опять по проселкам, через лебединский лес, вотчину холоднорского атамана Яблочка, лес, который видел много боев повстанцев с красными, проезжаем мимо заброшенной ветряной мельницы, опять выезжаем на широкую дорогу.

[изображение]

Решаем сократить маршрут, ибо впечатлений на один раз более чем достаточно, и минуем в этот раз Корсунь и без остановки проезжаем Черкассы. Посещаем еще одну шевченковую святыню – Канев, где согласно «Заповиту» похоронен Тарас Григорьевич, с чудесным видом на Днепр, место, важнейшее для украинцев - например, здесь, в 1891, о время тайного ночного посещения могилы Шевченко, четыре студента - Липа, Байздренко, Базькевич, Боровик основали первую в Наднепрянщине организацию, которая осознанно высказалась за независимость Украины, всерьез повиляв на политический процесс начала века – «Братство тарасивцив». Здесь в 1978 совершил самосожжение украинский диссидент Гирнік, выступая против русификации. Здесь в середине 90-х собралась не оправдавшая надежд, антикучмистская «каневская четверка».

[изображение]

И, наконец, обратный путь. Он долог и труден, однако в прекрасной компании, за типичными разговорами в духе «о чем говорят мужчины», время проходит легко. Можно ведь представить, что мы не спешим домой, а просто отправились покататься ночью на папиной машине, тем более, что где-то так оно и было.

[изображение]

Прекрасна все-таки наша земля, и щедра на исторические памятники – это не каменные костелы Львова, не арт-галереи Киева, здесь другое. Для нас Холодний яр має те саме значення, що й усі інші яри. Дорогий той вогонь, який заховався в серцях людей кругом нього...
Комментарии:
Та сама киянка
11:35 25-07-2011
А в Холодном Яру вообще деревья сказочные, хотя, конечно дуб среди них самый главный:-)
Я их видела, правда, уже без листьев, но ощущение, когда едешь по дороге серди них, сложно назвать обычным
Dummy
12:59 25-07-2011
молодцы вы какие!
Die Flora
03:49 26-07-2011
Молодцы какие!
хорошо, что не поленился выложить, очень было интересно, как будто сама проехалась))) сразу так захотелось приехать))).
зы это надо же, кто-то меня любит)))