imnix
21:41 28-01-2012 "Высота 239"
Экскурсии в новый цех ЧТПЗ (Челябинского трубопрокатного завода) начали водить ещё несколько лет назад, собственно, с момента его открытия. Поэтому все, кому не лень, уже побывали в нём и написали о нём. Я же наведалась туда лишь сегодня.
Трубоэлектросварочный цех ЧТПЗ носит название "Высота 239", так как находится на этой высоте над уровнем моря. Почему при выборе названия зацепились за данную величину, мне пока не известно.
К цеху, находящемуся в глубине производственных площадей, нас заботливо доставил новенький автобус. Было приятно ехать по чистой и ухоженной территории завода.

Зайдя в дверь, напоминающую большую трубу, я, честно говоря, была приятно удивлена - насколько же это цех чистый и радужный. Вот уж действительно то место, где рабочий будет горд за свою суровую профессию. И так, цех работает буквой "П", из-за чего вести экскурсию для неподготовленного слушателя весьма трудно. Сразу скажу, что рассмотрели мы не весь цикл обработки, многие мелочи остались "за кадром", и это меня расстроило. А вообще, технология изготовления труб в этом цехе очень схожа с технологией, применяемой на заводе, где работаю я, только оборудование тут на несколько уровней выше.
Так вот, несмотря на название завода - трубопрокатный - в этом цехе трубы не катают, их получают из листового проката. Как можно догадаться (так нам этот момент не показали), листы, подающиеся на участок, подвергаются входному котролю. Затем, наверняка, они правятся, и, возможно, снова контролируются. Тут же на участке, как видно из фотографии ниже, заготавливают технологические пластины и приваривают их к листу, отрезанному в нужный размер. В дальнейшем будет видно, что сварной шов начинается и заканчивается на этих пластинах, а начало и конец сварного шва - это самая-самая кака. Так что данные технологические пластинки очень нужны и важны.

Следующий этап подготовки листа - фрезерование кромок под сварку. Далее листу на кромкогибочном станке подгибают отфрезерованные кромки по радиусу равному радиусу будущей трубы. Таким образом, лист полностью подготовлен для превращения в трубу. И вот он попадает на гибочный пресс. На "Выботе" стоят два огромных гибочных пресса. Если мне не изменяет память, один из них 12тиметровый, а второй - 18ти. Максимальная толщина листа у этих станков - 45 мм. Пресс сначала заворачивает одну половинку трубы до тех пор, пока эта половинка не подойдет к ножу. Затем заготовка отодвигается и пресс заворачивает вторую половину, которая снова поднимается к ножу. Таким образом нож пресса получается "охваченным" трубой. В итоге у трубы, снятой с праесса, имеется зазор примерно 200 мм, что хорошо видно на фото ниже.

Далее все направено на избавление от этого зазора. Трубу стягивают и проваривают предварительным технологическим сварочным швом. Вот на этом этапе труба перекатывается под лестницей во вторую половину цеха, где она проваривается изнутри. Как видно на фотографии, трубы уже лежат целёханькие.
Затем идет этап удаления отработавших технологических пластин, снятия корки со шва, и вот тут я вижу очень интересную картину - стоит рабочий и вручную зачищает шов. Спрашиваю у экскурсовода, мол как так, линия автоматизированая, а он вручную каждую трубу чистит? - Ну, да, вручную, сломалась у нас машина. Эх-х, сломалась...

Потом сварной шов подвергается тщательному контролю на наличие всяких дефектов, и-и-и....
... труба отправляется на следующий участок для нанесения нескольких слоёв смолянитого покрытия - наверняка защита АКЗ и защита от механических повреждений при дальнейшей транспортировке в другие города. Синие - это похоже какие-то заглушки, тоже для транспортировки.

Ещё одна интересность, наряду с мужиком, зачищающим сварные швы, - японский сад камней прямо посреди цеха. Для релаксации и снятия напряжения. Напряжение, естесвенно, снимается у рабочих, а не у металла.
Вот такая экскурсия сегодня была. И на самом деле я бы очень хотела, чтобы каждый завод моего города... нет, даже всей моей страны, был на такой же высоте. Очень больно смотреть, как разваливаются некогда процветавшие предприятия-гиганты, и на их месте строят торгово-развлекательные центры.