[изображение]
Я не так давно ездил в достаточно увлекательную поездку в центр нашей и вашей Рассеи. В самую, что ни на есть, Сибирь. Вот вам небольшой отчет. Блэкджека и шлюх в нем нет, а текста и фотографий хватает.
Собственно, Тура
[изображение]
Тура. Именно этот поселок городского типа, с населением в 6 тысяч человек был первой точкой
нашего северного маршрута. Эдакой легкой обзорной экскурсии по Сибири. Впрочем, начало ее
могло отложиться – ведь все началось с того, что нас завезли не в тот аэропорт. Вместо того, чтобы
спокойно приехать за три часа до вылета в Шереметьево, мы с оператором прибыли за два часа
до вылета в Домодедово. Лишь запаковав багаж и сверившись с табло, внезапно обнаружили, что
рейсами на Красноярск в 22:10 из этих воздушных ворот не пахнет.
Что ж, чемодан, такси, Шереметьево. На стойке регистрации наши взмыленные тела оказались
аккурат за четыре минуты до ее – регистрации – окончания. Получается, дорога Домодедово-
Шереметьево заняла час с небольшим. В принципе, нормально для воскресного вечера. К слову,
оператор Сергей всю дорогу в такси проспал. Гвозди делать из этих людей…
В Шереметьево, терминал D. Состояние «жопа в мыле» постепенно уходит.
[изображение]
Дальше все просто – перелет Москва-Красноярск, Красноярск-Тура. Ближе к полудню
понедельника мы оказались в аэропорту «Горный» столицы всея Эвенкии, поселке городского
типа Тура, который стоит на реке Нижняя Тунгуска.
Багажная лента? Какая багажная лента? А ну-ка взяли и разгрузили свой багаж прямо на
взлетно-посадочной полосе!
[изображение]
Кстати, если кто-то думает, что я повидал место падения Тунгусского метеорита – то этот кто-то
жестоко ошибается. Железяка с неба шмякнулась недалеко от поселка Ванавара, что примерно на
400 километров восточнее Туры. Так что пришлось довольствоваться тайгой, солнцем и отличной,
по сибирским меркам, погодой – всего лишь минус 30.
Велкам ту Горный эирпорт, поселок Тура!
[изображение]
Выезжаем из аэропорта и попадаем на одну из самых коротких федеральных трасс – ее
протяженность всего лишь 14 километров, да и те без асфальта. Отмотав этот километраж, мы
въезжаем в Туру. Асфальт появляется.
Вид на Туру с зимника
[изображение]
Сама Тура была основана партией геологов аж в 1927 году. Эти бородатые ребята добывали
здесь какие-то минералы, заодно строя культбазу. Постепенно поселок разрастался, времянки
экспедиции сменились деревянными домиками, есть даже Дом культуры с кинотеатром. Ну
а в остальном – это типичный поселок Крайнего Севера. До Полярного круга 300 километров,
электроэнергия вырабатывается дизель-электростанцией, толкового водоснабжения нет. Зато на
столбах висят объявления: «Продам лед». Дело в том, что вода в Туре так себе – если ее забирать
из Нижней Тунгуски, очистные не справляются повышенной кислотностью. А вот растопленный
лед – это наше все. И поэтому в Туре можно наблюдать следующую картину – возле подъездов
стоят железные бочки с номерами квартир, в них навалены вырубленные куски льда. Дома стоит
специальный чан, куда эти куски льда сбрасываются. Там они тают – профит, вода есть. Чистая,
холодная. Откуда лед, спросите? Вырезается бензопилами с той же Нижней Тунгуски.
Та же Тура, плюс оператор
[изображение]
Нижняя Тунгуска для Туры, да и вообще, реки для Крайнего Севера – это жизнь. Благо, их много.
Туре очень повезло, что аккурат до поселка река судоходная. Поэтому по ней можно доставлять
грузы как летом, так и зимой. Летом сплавляют баржи, зимой сама река, скованная льдом,
становится большой дорогой. Так называемый «зимник» - со всеми указателями, километровыми
столбиками и прочими причиндалами настоящей дороги. По весне, естественно, все указатели
убираются, чтобы в следующем году снова занять свое законное место на льду.
Зимник. Вид сверху
[изображение]
Кстати, в этом году на Таймыре была аномально теплая зима. Казалось бы, что тут плохого?
Ну, тепло. Вот только лед на многих реках вспучила и даже в некоторых местах вскрыло. А
это означает то, что транспортных артерий не стало и многие поселки оказались отрезаны от
цивилизации не только летом, но и зимой. Только вертолеты могли доставлять припасы. Чтобы
вы понимали размер бедствия, приведу один лишь пример. Стоимость одного часа полета на
вертолете – шестьдесят тысяч (две тысячи долларов США). А лететь до некоторых поселков не
один час. И даже не два. Плюс – обратный полет, который оплачивается по тому же тарифу.
Представляете стоимость припасов с такой доставкой? Вот, как-то так…
Дорого, мля...
[изображение]
И все же вернемся к нашим речным баранам. Туре повезло, река не вскрылась, и зимник
функционировал как обычно. Забавный факт – когда съезжаешь на лед, висит объявление «Выезд
на лед запрещен». На вопрос, почему тогда все ездят, наш провожатый Георгий Федорович
Голубев, главный охотовед района, махнул рукой и сказал, что это обычная перестраховка
местных властей. Если кто под лед уйдет – они не виноваты. Что ж, нового в этом ничего нет.
Георгий Федорович перед тем, как махнуть рукой
[изображение]
Кстати, когда ехали по зимнику, видели обычное для этих широт явление – утреннее солнце в
обрамлении двух радуг. А северного сияния не видели. Говорят, нужно севернее забираться. И
в другое время года. Ну а по зимнику мы ехали исключительно для того, чтобы увидеть охоту
на соболя. Нам повезло – охоту на соболя мы увидели. Походили по путикам, поездили по ним
же на буранах, сняли соболя с капкана. А вот вам не повезло: на таком морозе – минус сорок –
стремительно сел аккумулятор фотографического аппарата, и вся таежная красота осталась в моей
памяти и записанной на диск видеокамеры.
Есть радуга!
[изображение]
Людям пофиг - техника мерзнет
[изображение]
Людям, повторюсь, пофиг
[изображение]
Второе ценнее, ибо за тем и ехали. Ну а после того, как мы вернулись в избушку, тут же выпили
водочки. Да под какую закуску - мороженая печень оленя, нарезанная кубиками. Макаешь ее
в соль и закусываешь холодную водочку. По внешнему виду напоминает шоколад – ее так и
называют, «эвенкийский шоколад». Лакомство сие любят женщины и дети. Спасает от цинги,
кстати.
Вот Слава, охотник. Цинги нет. И не будет никогда - потому что сырая оленья печень.
[изображение]
Но вот пора возвращаться в Красноярск. На взлетно-посадочсной полосе нас ожидала уже
привычная процедура самостоятельной загрузки самолета багажом и гневный окрик, что снимать
запрещено.
Ну и ладно, не очень-то и хотелось, всего один снимок
[изображение]
Про Красноярск даже писать ничего не буду – хороший город-миллионник, в эти дни там
проходил экономический форум, народу было на улицах выше крыши. Да и работы много было.
Впрочем, я улучил момент пройти по центральным улицам и дотронуться до блестящего носа
скульптуры местного художника. Говорят, приносит Щастье.
Конечно, приносит. Чуть было Щасливо не примерз к этому самому носу.
[изображение]
Прямо перед отлетом мы нашли хорошее кафе и успешно там пообедали по божеским
расценкам. Впереди нас еще ждет двухчасовая задержка рейса авиакомпании S7, неработающие
туалеты в Боинге, неприятно бухие пассажиры. Но я об этом еще не знаю. И мне хорошо.
Счастливое неведение
[изображение]
Вот такая поездка. Спасибо за внимание.