kjk
22:38 11-03-2012
Итак, моды для Скайрима и с чем их едят.

Начну с того, зачем оно вообще нужно.
У Скайрима, как и у Обливиона, как и у Морровинда до этого, замечательный движок. Он прекрасно раздувается под любой современный компьютер даже простым изменением draw distance в ini-файлах. И, в общем, многие сразу после выхода игры этим и занимались - поднимали изначально очень лояльный (уж поверьте, если он не тормозил на нашем ноуте) к системе Скайрим до уровня своего железа.
Что нельзя сделать с помощью простой настройки ini? Нельзя, например:
- заселить мир бОльшим количеством всевозможных нпц,
- поменять схему освещения,
- добавить реалистичную воду,
- подкрутить боевку,
- поправить изрядно поломаный баланс игры,
и т.п. Зато все это в почти любых вариантах можно сделать с помощью модов. Которых уже сейчас навыпускали несколько тысяч, и качество у них весьма неравномерное.
Далее. Понятно, что у каждого свои требования к игре. Кому-то нравится играть "сломанным" персонажем, убивающим дракона с одного удара на пятом уровне сложности. Кто-то бегает по лесочкам на легком и охотится на зайчиков. Мне лично игра интересна с позиции эффекта погружения в мир. То есть, минимум интерфейса, максимум (в разумных пределах, об этом ниже) реализма происходящего. Что, в общем, и отражает набор выбранных мною модов. Сразу замечу, что "реализм" подразумевает по умолчанию уровень сложности игры более высокий, нежели "ванильная", т.е. немодифицированная игра. Подземелья должны быть темными и страшными, боевка, как говорится - visceral and fast-paced, а драконы должны быть драконами, а не крылатыми ящерицами.

Немножко про техническую часть.
Во-первых, все ниженаписанное предназначено для тех, у кого машинка тянет базовую установку игры на Ultra High без каких-либо проблем. Передо мной стояла цель собрать все так, чтобы производительность была максимально высокой, но в сумме набор очень изрядно нагружает систему. Я даже напишу, какие моды в каком порядке отключать, чтобы в случае чего избавиться от тормозов, но если у вас изначально комп игру не тянет, то и не надо усугублять себе проблему. Тем более, и без меня в интернете полно информации о том, как заставить Скайрим бегать быстрее, а не медленнее.
Во-вторых, готовьтесь делать нового перса (скорее всего, вы захотите сделать нового перса в любом случае после установки новых причесок\скинов, но мало ли). Это не моя прихоть, это суровая необходимость, проверенная на собственной шкуре. Большая часть модов нормально встает поверх существующего сейва. Малая часть модов, если не начинать с нуля, ломает скрипты в игре, делая часть квестов непроходимыми и добавляя в и без того достаточно бажный Скайрим новые противные баги. У меня, к сожалению, нет возможности досконально тестить каждый отдельный мод на предмет его корректной работы со старыми сейвами. Поэтому, да, новый перс. Слава новизне! Если вы все-таки хотите рискнуть и попробовать запустить моды со старым сейвом, сначала зайдите в игре в какой-нибудь дом, сохранитесь в отдельной слот, и бэкапните этот сейв. Эти же шаги рекомендуется повторять каждый раз при добавлении новых и удалении старых модов.
В-третьих, перед тем, как сделать нового перса, подготовьте сборку и после начала игры НЕ МЕНЯЙТЕ ее. Точнее, можно менять текстурки и модельки. Но не рекомендуется отключать и заменять моды, меняющие скрипты. А здесь в основном пойдет речь именно о таких.
В-четвертых, желательно сделать чистую установку игры и обязательно обновить ее до последней версии (на данный момент это 1.4.0.27).
В-пятых, я играю исключительно в английскую версию игры и тестирую моды с ней же. Большинство модов изначально делаются на английском. Если у вас после установки мода на русскую версию вдруг вылезут английские названия, либо начинайте искать где-то русскую версию мода, либо включайте английский язык игры в стиме.

Касательно моделек и шкурок. Нексус (основной сайт, с которого берутся почти все моды из моего списка) просто прямо-таки переполнен всевозможным контентом этого плана. Но, т.к. предпочтения у каждого свои, предлагаю читателю самому определиться с тем, что именно он хочет использовать из этой категории модов. То есть, ну, существует как минимум три варианта женских моделек, сколько-то мужских, куча рескинов оружия, несколько версий "почти полного" retex'a игры, и всем этим мне совершенно неохота заниматься. Сам использую CBBEv3 + Bella's better females и бесездовский HD texture pack с оптимизирующим модом. На этом про опциональные украшательства заканчиваю и дальше напишу только о тех вещах, которые считаю необходимыми в любой сборке.

По установке. Ставим все руками с нексуса по прилагаемым к модам инструкциям или автоматически через Стим. Многие моды есть и там, и там, общее правило - на нексусе всегда куча опций, на стиме "дефолтная поставка", что вам ближе - решайте сами в зависимости от мода. Ну и зачастую на стиме мод выкладывается посредником с разрешения автора, то есть он может быть и более ранней версии, чем на нексусе.
КАТЕГОРИЧЕСКИ не используем NexusModManager. Я предупредил, сейвы и время, если что, ваши.

***

Ну и собственно переходим к основной секции - модам и их описаниям. Ссылки для всех модов (клик по названию) ведут на их странички на нексусе, в стиме просто вбивайте часть названия мода в поиск и смотрите, есть ли он там и в каком виде. Есть пара исключений, когда мод эксклюзивен для стима, тогда и ссылка ведет туда.
Итак:

1. Моды, с которыми игра гарантированно лучше/симпатичнее при минимальных затратах.

Weapon Variants Expansion
Опять же, рекомендую стим-версию. Добавляет целую кучу новых вариантов оружия (дополнительные модельки для старого оружия и ремеши типа WarAxe) из старых материалов в игру. Не влияет на баланс, но здорово способствует разнообразию.

RNG Guards
Тоже есть на стиме. Рандомизирует внешность и обвес стражников в Скайриме (в разумных пределах, т.е. стражники продолжают носить форму своего холда, но в целом отличаются друг от друга). Опять же никак не влияет на баланс, но очень приятно выглядит.

Soma's Archery Overhaul
Меняет физику луков в сторону большей реалистичности, делает луки гораздо более приятными в использовании, лучников - более опасными противниками, и никому ничего не стоит.

Realistic Ragdolls and Force
Делает хавок чуть менее хавоком. Опять же, реализм. Опять же, рекомендую стим.

Faster Vanilla Horses
Делает лошадей небесполезными. Вообще, делает лошадей крутыми. Снова стим.

Horses Ignore Combat
Меняет AI лошадей, теперь они не убегают за неизвестным противником в неведанные дали. Стим-онли.

Dragon Bone Weapon Pack 01 и 02
Добавляет несправедливо забытый беседкой набор оружия из драконьих костей. Собственно, непонятно, почему его изначально не было. Статы где-то между даэдриком и эбони, так что баланс выдержан. Тоже есть на стиме.

Enhanced High-Level Gameplay
Steam exclusive. Добавляет варианты старых противников для высоких уровней (в стандартной игре бандиты и драугры перестают расти после 30-го уровня). Меня, по крайней мере, смущало на 48-ом уровне зачищать подземелья, полные одинаковых Draugr Overlords.

Birds and Flocks
Увеличивает количество птиц в игре. Для нереальных снайперов и просто приятно. Есть на стиме.

More village animals
Как птицы, только добавляет зверюшек в населенные пункты. Steam-exclusive.

Enhanced Dynamic Weather System
Меняет систему погоды игры, теперь в снежных локациях нет постоянного снега, а в обычных куда чаще можно встретить дождливую\туманную погоду. Есть на стиме.

Smithing Perks Overhaul, Weapons and Armor fixes и Complete Crafting Overhaul
Тоже ставятся вместе один за другим, исправляют кучу мелких косяков с крафтингом и предметами, добавляют новые рецепты и правят баланс.

Artifact Balance Overhaul, Enchantment Balance Overhaul и Flexible perk trees
Три мода от одного разработчика. Первые два выправляют баланс между уникальным оружием и энчантовым (делая первое не совсем бесполезным, а даже весьма полезным и крутым). Третий улучшает логику работы перков, позволяя прыгать не только вверх от перка к перку, но и вниз (актуально для крафтовых профессий).

Deadly Combat
Мод, сильно меняющий боевку игры в сторону реализма\динамичности\Dark Souls. Настраивается под игрока, можно попроще, можно от пары тычков умирать (противников тоже касается). Подробнее расписывать не буду, но это чуть ли не самый важный мод в списке.

RCRN
Realistic Colors and Real Nights. У него три пресета, я использую самый темный, в более светлых факелы\спеллы на освещение не требуются. Собственно, на данный момент - лучший мод для освещения в игре. Есть еще Realistic Lightning, но он, в отличие от RCRN, статичен (то есть день\ночь, практически без промежуточных стадий) и требует инжектора ENB для достижения наилучшего качества картинки. Про ENB надо будет написать поподробнее в отдельной секции, вообще, неделю угробил все-таки.

Better Followers
Самое полное собрание tweaks and fixes для компаньонов в игре. В том числе, есть и вариант с измененными внешностями, и Specialized Version, добавляющая всем компаньонам уникальные абилки. Как минимум в стандартном варианте - один из самых полезных модов в наличии.

Followers Keep Up
Steam-exclusive. Полностью убирает необходимость микроменеджить перемещения компаньонов, ждать "потеряшек" и т.д.

Populated Cities
Добавляет в города и деревни "generic" неписей, которые ходят, бродят, иногда защищают города от врагов, могут быть обворованы игроками и в целом создают такую, ну, приятную массовочку аля "ситизены" во втором БГ2.

Possessive Corpses
Мод, чинящий баг с раздуваемым по причине неисчезающего оружия и дуплицирующихся свечений от Nirnroot сейвом. Визуально почти ничего не меняет, но крайне желателен к установке.

Deadly Dragons
И это единственное исключение из правила "не пихать в секцию принципиально усложняющие игру моды". Этот мод игру усложняет, но зато делает драконов все-таки драконами. По умолчанию мод добавляет и новые рецепты для крафта, детальки для которых падают из новых драконов. При желании, это можно отключить в настройках мода прямо в игре. Сложность самих драконов тоже регулируется. Дополнительный плагин Deadly Dragons Creatures тоже рекомендуется к установке.

2. Моды, добавляющие контент и/или потенциально усложняющие игру.

Cloaks of Skyrim
Добавляет в игру standalone плащи. Главное, добавляет их и для нпц тоже, поэтому те же стормклоаки начинают выглядеть гораздо живее. На женском персонаже есть проблемы с анимацией, которые, надеюсь, будут в скором времени исправлены - пока можно просто не носить плащ на своей героине, если глюки смущают.

Warzones - Civil unrest
Сразу замечу, что это самый жадный до железа мод из всего списка. Добавляет действительно большое количество НПЦ, резко увеличивая масштаб гражданской войны в игре, в оригинале напоминающей возню детей в песочнице. Бои сложные, требуют тактического подхода, но немножко упрощают начало игры, позволяя продать все награбленное ради легкого заработка.

Wars in Skyrim IV
Мод, добавляющий и изменяющий кучу рандом энкаунтеров в игре. В том числе позволяет ускорить респавн ячеек игры и добавляет очень прикольную систему Heroes and Villains, благодаря которой по миру начинают, собственно, бегать дерущиеся между собой герои и злодеи. Да, конюхов они тоже иногда убивают.

Slower Leveling
Уменьшает скорость, с которой качаются скиллы, в 2 или 4 раза. Почему это круто? Во-первых, сглаживается эффект постоянного "вырастания" из предметов, который наблюдается при стандартной скорости прокачки. Во-вторых, если сравнивать с модами, которые меняют количество скиллапов на уровень, тут не меняется баланс - нельзя вкачать скилл на много очков сразу, не подняв при этом уровня. Соответственно, мобы растут с такой же скоростью.

Light and Heavy Armor Rebalance
Довольно существенно меняет ветки Light и Heavy armor. Мне был нужен для того, чтобы перки частично работали даже при беге без шлема, но изменения тут более глубокие (в частности, в тяжелой броне теперь сильно медленнее регенерится магия).

Dual Wield Parrying
Позволяет парировать атаки при использовании оружия в обеих руках. Автор рекомендует использовать версию на ScriptDragon, я советую вместо этого ставить RandomAttacks. Тут уж на вкус и цвет, но на мой взгляд, чем меньше изменений вносится в движок игры, тем лучше, а SD делает именно это.

Hardcore and Balanced Experience
Ничего не могу сказать про сам мод, но очень рекомендую к установке модуль HBE - Delayed potions. Механику работы бутылок в оригинальной игре я считаю самым обычным эксплойтом. Предложенный тут вариант хоть и не идеален, на мой взгляд (я предпочел бы анимацию выпивания бутылки), но все же гораздо лучше ванильного "мгновенного эффекта на паузе в любой момент".

3. Графические моды

High Quality LODs, High Quality 3D Map и A Quality World Map - With Roads
Ставятся все вместе. Первый мод резко увеличивает качество level of detail (это части мира, находящиеся далеко от персонажа и не загружаемые полностью) - особенно заметно на островах на севере Скайрима, которые раньше, находясь в ЛОДе, выглядели как несколько плавающих в море треугольников. Второй и третий мод значительно увеличивают качество ландшафта на карте.

Realistic Water Textures and Terrain
Значительно увеличивает качество воды, меняет внешний вид водопадов, в общем, делает красиво. Есть на стиме тоже.

Static Mesh Improvement Mod
"Поставил и забыл" (рекомендую стим-версию). Улучшает качество мелких деталей в игре, начиная с яблочек на столах, заканчивая деревянными столбами в тавернах. Тихо и незаметно увеличивает качество картинки на экране в разы. В будущем автор обещает еще и камни со скалами переделать, тогда ему вообще цены не будет.

Detailed Cities
Добавляет кучу мелкой всячины в города, опять же, увеличивает симпатичность картинки в мильон раз. Есть на стиме.

Trees LODs with shadows
Мод, изменяющий текстурки деревьев в LOD, делая их чуть более симпатичными.

Lush Grass and Trees
Моды "Lush grass" и "Lush trees" по отдельности есть на нексусе, но зачем, если на стиме есть такой вариант? Значительно увеличивает плотность листвы деревьев и количество травы на земле.

Glorious Grasses
Делает траву очень густой и очень красивой. Ставить после Lush Grass and Trees при наличии резерва производительности - где-то 10% ФПС оно съест.

DYNAVISION - Dynamic Depth of Field
В зависимости от вашего отношения к эффекту Depth of Field (см.) - один из самых эффективных "улучшателей" графики на нексусе. Собственно, сделанный с использованием графических возможностей игры, без применения каких-либо инжекторов, эффект DOF, замечательно замазывающий все огрехи игры, особенно заметные на объектах в LOD. Настраивается прямо в игре, рекомендуется к ознакомлению и ковырянию в опциях.

Skyrim: High Resolution Texture Pack + Bethesda Hi-Res DLC Optimized
Рекомендуются к совместному использованию. Бесезда, конечно же, не может выпустить ничего без багов. Архив с нексуса не только фиксит все проблемы HD текстур, но и здорово увеличивает производительность при практически незаметных потерях в графике.

***

Это, разумеется, только малая часть того, что доступно на нексусе и Steam workshop. Все моды протестированы мной на совместимость друг с другом и общую работоспособность.
Что касается установки: моды со стима скачиваются и устанавливаются автоматически после нажатия на Subscribe на страничке мода и запуска ланчера игры; моды с нексуса ставим руками, следуя инструкциям на страницах модов - как правило, процесс сводится к копированию папки Data из архива мода по адресу, куда у вас установлен Скайрим, обычно это "<папка, куда установлен Steam>\SteamApps\common\skyrim\".
Распишу еще немножко про порядок загрузки файлов.
Во-первых, если вы используете официальный HD pack, его нужно немножко перенастроить, чтобы позволять другим текстурным модам грузиться поверх (в том числе это касается и фиксов самого ДЛЦ). Для этого лезем в файл Skyrim.ini, который лежит по пути "<мои документы>\My Games\Skyrim\", находим строчку, начинающуюся с "sResourceArchiveList=Skyrim - Misc.bsa, Skyrim - Shaders.bsa, Skyrim - Textures.bsa, Skyrim - Interface.bsa", и добавляем между Skyrim - Textures.bsa и Skyrim - Interface.bsa текст "HighResTexturePack01.bsa, HighResTexturePack02.bsa". В итоге строчка у вас должна выглядеть так:
"sResourceArchiveList=Skyrim - Misc.bsa, Skyrim - Shaders.bsa, Skyrim - Textures.bsa, HighResTexturePack01.bsa, HighResTexturePack02.bsa, Skyrim - Interface.bsa, Skyrim - Animations.bsa, Skyrim - Meshes.bsa, Skyrim - Sounds.bsa".
Сохраняем, запускаем ланчер, жмякаем на Data Files и снимаем галочки с HighResTexturePack01.esp и HighResTexturePack02.esp. Жмем ок. После этого все новые текстурки будут загружаться поверх длц и отображаться как положено.
Теперь переходим к собственно load order, который настраивается через ланчер по щелчку на Data Files (две стрелочки под списком). Что не нужно делать: сортировать моды по алфавиту. Что нужно сделать: рассортировать все отдельные плагины каждого мода так, чтобы сначала загружался основной файл мода (например, для Wars in Skyrim в моем случае это WiS - normal), а после него уже загружать вспомогательные плагины этого мода (WiS - Heroes and Villains).
Касательно взаимоотношений между разными модами, все, что упомнято в моем списке, должно дружить друг с другом независимо от порядка загрузки. В общем случае, если два мода правят одни и те же данные, работать будет тот, который загружается последним. Это нужно учитывать, если вы ставите несколько модов, правящих ячейки игры, потому что конфликт таких модов может привести к очень неприятным багам и крашам игры.
Если игра после запуска сразу падает на рабочий стол, что-то у вас установлено неправильно. Второй шаг проверки, если главное меню все же загрузилось - нажать на New Game. Если игра упадет при загрузке мира, где-то опять же что-то конфликтует и нужно разбираться.
Замечу, что Load order вообще актуален только для .esp и .esm файлов. Заменители текстур и моделек, кладущиеся напрямую в сабфолдеры папки /Data, работают автоматом и могут разве что некорректно накладываться на объекты или крашить игру в случае, например, несовместимости между mesh и текстурой модели.

***

Немного о настройках игры.
Во-первых, еще раз скажу про UGridsToLoad. Это, в общем, широко известный твик дистанций, на которых рисуются full-lod ячейки в игре. По умолчанию Ugrids стоит на 5. В ноябре-декабре 2011 года его было очень модно ставить на 7 (или даже выше), подредактировав Skyrim.ini. Теперь, почему это плохо в нашем случае? Некоторые моды, особенно Civil Unrest, значительно увеличивают количество объектов в каждой ячейке. При ugrids 5 загружается 36 ячеек. При ugrids 7 - 64 ячейки, уже почти в два раза больше. Что имеем в игре? Персонаж заходит в локацию Civil Unrest, у него загружается 64 ячейки, заполненных десятками дерущихся нпц каждая, компьютер игрока захлебывается и игра падает. Причем, что характерно, в этом случае игра у вас будет падать КАЖДЫЙ раз при входе в эту локацию.
Моя философия в данном случае проста: никакая улучшенная графика и длина прорисовки от таких твиков не перевесит убивания эффекта погружения в игру, вызываемого крашами, багами и тормозами. Поэтому, если у вас комп не за 60 тыщ рублей, спокойно убирайте изменения из Skyrim.ini (а лучше, кстати, перед началом всей котовасии с модами вообще удалить его и позволить игре создать новый, чистый) и наслаждайтесь чуть менее красивой, но зато значительно более стабильной игрой.
Так, а теперь удаляйте SkyrimPrefs.ini из той же папки и дайте игре пересоздать и его. В настройках сразу выкрутите все ViewDistance, кроме Specularity, Light и Item Fade на максимум, а эти три поставьте где-то на серединку.
Теперь открывайте Skyrim.ini и вбейте туда в разделе [display] следующее:
fSunShadowUpdateTime=0
fSunUpdateThreshold=2.0
Сохраняйте, закрывайте.
Открывайте SkyrimPrefs.ini. Находите "bTreesReceiveShadows=0" и ставьте там вместо нолика единичку. Аналогично поступаете с "bDrawLandShadows". Далее докручивем до раздела [grass]. Там видим что-то вроде:
fGrassStartFadeDistance=0.0000
fGrassMaxStartFadeDistance=7000.0000
fGrassMinStartFadeDistance=0.0000
Меняем значение в первой строке на 10000, во второй - на 15000. Едем дальше, в разделе [Trees] видим строчку uiMaxSkinnedTreesToRender=20. Ставим 50. Сохраняем.
Еще, по желанию, можно спрятать здесь прицел и компас, для этого в разделе [main] в строке "bCrosshairEnabled=1" меняем единичку на нолик, а в разделе [Interface] вставляем строчку "bShowCompass=0". Если она там вдруг уже есть, меняем единичку на нолик. Сохраняемся и заходим в игру.

Ну, вот и все. Дальше при желании можно почитать Nvidia Tweak Guide и поискать нужные вам моды на нексусе или в воркшопе. Или спросить меня.

P.S. Автор, если кому интересно, гоняет всё упомянутое плюс еще парочку мелких модов на конфигурации i5-760@3.8gHz/8GB RAM@2gHz/ATI5870HD 1GB и имеет в результате стабильные 30+ ФПС в игре на 1080p/4xMSAA/16xAF.
P.P.S. Забыл написать про используемые заменители анимации, но они элементарно ищутся на нексусе. Если что, скажите, напишу все-таки.
Комментарии:
Гость
11:45 13-03-2012
Ох ты ж епт...
Ice-covered
15:38 13-03-2012
прикольно, спасибо. полезно. попробую после масс эффекта.
влом новую игру начинать только. интересно, как с накатом сработает?
kjk
15:47 13-03-2012
Попробовать всегда можешь, собсно. Увидешь косяки, тогда и начнешь заново.
Ice-covered
23:26 19-03-2012
>>Skyrim: High Resolution Texture Pack + Bethesda Hi-Res DLC Optimized
там оно само все ставится? или второе надо как-то руками в папку с игрой закидывать?
порядок установки имеет значение?
Гость
12:07 20-03-2012
имхо сначала надо поставить от беседки пак, потом инишку поправить, потом оптимайзед. но лучше дождаться автора)
kjk
18:21 20-03-2012
>имхо сначала надо поставить от беседки пак, потом инишку поправить, потом оптимайзед
this. Но да, оптимайзед надо ручками ставить.
Ice-covered
22:28 20-03-2012
текстурки заметно встали. красиво
kjk выложи свои скрины со всем наставленным?
kjk
11:31 21-03-2012
Все на стиме выложено.
http://steamcommunity.com/profiles/...80/screenshots/