В детстве, где-то в том его периоде, когда онанизм уже хорошо освоен, а до первого секса еще как до неизбежной победы коммунизма, в бабушкиной квартире, где я вырос, висел на стене небольшой деревянный крест с прибитым к нему, как и положено, Спасителем. Не столько как объект поклонения, сколько как культурный артефакт "с намеком".
Крест был, скорее всего, католическим. Косвенно на это указывало его происхождение - к нам он попал из Литвы, через тамошнюю родню. Ну и было в нем что-то эстетически чужеродное православию: строгая простота без дополнительных перекладинок, домиков и цифробуквенных индексов, you know. Так в толпе, условно говоря, наших безошибочно угадывается европеец - он хоть и одет в тот же самый китайский ширпотреб, да как-то не так в него одет. Не обязательно лучше, но иначе. То же самое касается и условных наших, оказавшихся там: базовый фенотип вроде один, а хрен спутаешь.
Так вот, крест.
Пытаясь представить себе техпроцесс его производства, я думаю, что этапы изготовления собственно крестов и вырезания фигурок Христа для них (вернее, наоборот, ну, в общем, смотря как посмотреть) были разграничены, и занимались этим, скорее всего, разные люди. Это логично, т.к. первое - это несложные столярные работы, а второе - уже разновидность скульптуры. И даже производственные мощности, скорее всего, находились в разных местах. Что тоже логично: столярка - это, знаете ли, шум и визг деревообрабатывающих станков в облаке опилок, а работа скульптора, даже такая однообразная, подразумевает все таки некоторую сосредоточенность.
Готовые кресты затем вскрывались морилкой и лаком, впадины на фигурках Спасителей зачернялись для пущей выразительности, и, наконец, наступал волнительный момент соединения их в единое изделие. Это значит, в какой-то момент некий участник этой производственной цепочки оказывался, условно говоря, перед двумя коробками: в одной кресты, в другой Христы. И его задачей было, скажем так, скреплять их между собой маленькими сапожными гвоздиками в местах, соответствующих библейскому сюжету. То есть этот человек шесть дней в неделю восемь часов в день с перерывом на обед был занят в своей мастерской тем, что прибивал Спасителя к кресту. Выполнял, а то и перевыполнял, небось, нормы выработки, положительно характеризовался по месту работы, ездил в отпуск к балтийскому побережью, например, в Палангу.
В детстве я как-то не задумывался о таких вещах, но с тех пор я успел поучаствовать не только в сексе, но и во многих производственных процессах разной степени организованности и осмысленности, и с некоторых пор мысль об этом гипотетическом работнике не дает мне покоя.
Я к чему это все. Как мы все здесь есть люди, гори оно огнем, трудящие, то сегодня я хочу нас всех поздравить с наступившим ныне праздником нашей трудовой солидарности друг с другом. А заодно и с грядущим праздником светлого Христова Рожд... то есть это... ну, вы поняли.