Svetlanchik
01:47 12-04-2014
В этом сезоне я второй раз попала на премьеру. 11 апреля 2014 года "Аида" в МАМТе.
Сегодня я поймала себя на мысли, что слушать оперу на русском языке мне нравится намного больше, чем на итальянском. Поют красиво, а о чем? Сверху субтитры, в сумке либретто, а толку. В субтитрах общие фразы. Конечно можно начать учить итальянский, но смысл? Чтобы ходить и понимать оперу? Тогда его нужно знать практически в совершенстве. Хотя с другой стороны, я в опере начинаю вслушиваться в итальянский, понимать общеизвестные слова и имена главных героев. Сегодня вспомнилось "падре", например)
Но это не главное. Главное то, что я не могу погрузиться в оперу, я постоянно отвлекаюсь на субтитры. Иногда мне кажется, лучше бы их вообще не было. Раньше же как-то ходили люди в оперу))

Итак, премьера.
То, что это премьера, было понятно еще и потому, что в фойе были достаточно известные люди. Например, Хила Герзмава. Интересно, понравилось ли ей? Еще ходили фотографы (у меня спросил молодой человек сфотографировать, только я не спросила, где потом смотреть фотографии) и телевизионщики.
Во время ничего не начинается, а не премьере тем более. Ложа дирекции (не знаю, как правильно называется, у обычных театрах так) была полна, на всех приставных стульях сидели люди, мужчина с видеокамерой занял удобную позицию.
Партии Аиды и и Амнерис пели уже известные мне Анна Нечаева и Лариса Андреева. И Романа Улыбина (Фараон) я тоже слышала. Слушала всего 3 оперы, а уже некоторых знаю, некоторых второй раз слушаю) Поэтому открытием для меня стал Нажмиддин Мавлянов (как его имя партнеры выговаривают? Или как-то сокращенно можно?). Если ничего не изменится, надеюсь его увидеть в "Сказках Гофмана". Мне очень понравился! В меру упитанный, отличный голос, достаточно эмоционален, хорошо двигается. Молодец он!
В целом мне понравилось то, что я услышала. Мне не понравилось то, что оркестр периодически перекрывал голоса. Я недавно смотрела интервью с Казарновской. Она говорила о том, что пропала оркестровая культура. Главная цель певца - донести до зрителя идею режиссера, хорошо исполнить роль, а не переорать оркестр. Она говорила, что дирижер должен контролировать звучание музыки. Так вот сегодня я полностью убедилась в правоте ее слов. В моментах, когда пели все вместе, можно было разобрать исключительно: "А-а-ааааа, а-а-ааааа". Всё! Да и в отдельных ариях музыканты. видимо, заходились так, что мне казалось, что певец стоит просто с открытым ртом. Я даже не слышала ни звука. У меня не музыкальный (хотя как знать), но очень хороший слух. Я слышу, как комар ночью летом летит в комнате, а мои родители и сестра думают, что это обман слуха, но потом убеждаются в обратном. Поэтому, думаю, проблема все-таки не во мне. Но надо признать, музыка великолепная!
Еще я отметила, что в каждой из прослушанных опер, просмотренных балетов, есть как минимум одна знакомая музыка. "Аида" не стала исключением. Я узнала музыку из "Ну, погоди!"))) Она звучит, когда проходят у ворот Фив маршем войска во главе с Радамесом, когда на трубах играют)
Что касается постановки Петера Штайна, то мне в целом понравилось. Декорации масштабные, простые, но интересные. Четкие геометрические формы, черно-белый стиль. Больше всего мне понравились в первом действии декорации Храма Вулкана. Очень красивые!
Костюмы тоже хороши. У всех были интересные парики или просто головные уборы (у жрецов). Костюмы Амнерис отлично подчеркивали фигуру Ларисы Андреевой. В сцене в Покоях Амнерис ее одевали в чудное платье.
На мой взгляд, это самая многочисленная опера из мной виденных. Не меньше сотни человек точно были задействованы в массовых сценах. Это и воины, и служанки, и жрецы.
Что мне не понравилось. В самом конце, когда уже в могиле встретились Аида и Радамес, когда задвинули камень, выходит страдающая Амнерис и вскрывает себе вены. Это было так. На запястьях у певицы были какие-то сосуды с красной жидкостью, которые она проткнула. Кровь, как учили в школе, пошла фонтанчиком (правда, все-таки из артерии, а не из вены она, чисто теоретически, фонтанирует). Это было с одной стороны доходчиво, думаю, на последнем ряду бельэтажа люди все смогли разглядеть, но с другой - так неприятно и картинно. Как в плохом кино, где поскупились на нормальные спецэффекты. И эта импровизированная кровь льется по камню, а дочь фараона медленно и верно умирает.
И еще в одном месте мне показалось как-то ненатурально. В подземном зале фараона, где Амнерис пытается помочь Радамесу, в одной из сцен дочь фараона 2-3 раза бьет кулачком по руке/спине возлюбленного. Как-то это было сделано неправдоподобно. Она была зла, в ней бурлила ненависть, ревность, но она так слегка, картинно ударила. Зато в начале оперы, когда узнала, что Аида любит того же, что и она, ее от души попинала.

Зал хорошо принял премьеру. Аншлаг был до и после антракта. Мне тоже понравилось, за исключением тех моментов, которые я описала. Первый раз я видела, что зал в конце встал в МАМТе.