Svetlanchik
19:55 27-09-2014
Следующей после "Воскресения" книга стала "Мастер и Маргарита". Я не училась в 10-11 классах, а в техникуме мы не изучали это произведение. Когда однажды я пришла в библиотеку за этой книгой, то меня отговорили ее брать. Мол рано еще. Сестру увлекла читать подруга, а я начала потому, что уже сестра даже читает, многие в восторге, а я и понятия не имею. Интересный способ начать читать) В итоге я догнала и перегнала сестру, которая никак не "добьет".
Мне книга понравилась. Читается легко, очень затягивает. Когда читала в транспорте, то безумно не хотелось выходить! Давно у меня такого ощущения не было. Но местами мне было тяжеловато, а порой я начинала забывать второстепенных героев. С учетом того, что я две недели была без компьютера и нормального интернета, по вечерам мне оставался или интернет с телефона, или книга, поэтому я проглотила "Мастера и Маргариту" вечеров за 5-7.
Для меня эта книга не стало чем-то вау, но прочесть ее определенно стоило, мне понравилось, хоть я и не в восторге. На следующий день активно читала Википедию, частично у меня в голове выстроилось осознание приемов, которые Булгаков спрятал за сюжетом, которым я была увлечена. Ну не увидела я их, не могу я так анализировать на ходу, не очевидно для меня многое.
Сегодня решила посмотреть сериал с Басилашвили, Галкиным, Ковальчук. Выдержала серию и то с натяжкой. Выключила, не понравилось. Не могу объяснить толком, почему. Но как минимум мне не нравится Бездомный. Очень. Какая-то деревенщина. Мама говорит, мол, Есенина вспомни. И что? Не понравился. Но надо отдать должно чудесному Басилашвили и странному Абдулову. Прощелкала дальше, чтобы посмотреть на мастера и Маргариту, Азазелло. Мастер и Азазелло понравились, а вот Ковальчук в роли Маргариты нет. Передо мной сидела МарьСергевна Швецова из сериала, а превращение в ведьму мне не понравилось нарисованностью. Короче выключила я.
Потом я решила найти фильм с Вертинской и Гафтом, но то ли интернет тормозит, то ли из-за странной судьбы фильма так, но у меня не получилось найти на просторах интернета.
Чтобы как-то визуализировать образы остается вариант театра. Например, МХТ. Только осталось прорваться за билетами, которые разлетаются на этот спектакль в миг.

Сестра общается с девочкой, которая увлекается чтением. Она прислала сестре целые выкладки интересных фактов. Понятия не имею, откуда она их взяла (придумала или прочла в критике), но я до этого не дошла при чтении. В Википедии об этом нет, не могу ручаться за достоверность мыслей действительности, но очень интересным мне показалось. Скопирую сюда, вдруг кому-то понадобится или решите поговорить со мной))

Там такая схема есть: Берлиоз раз чертыхнулся-появился Воланд-два чертыхнулся-Воланд сел на соседнюю скамейку-три чертыхнулся-Воланд вмешался в разговор.
Только заметила
Потом раз заявил: мы атеисты
Два: я не верю в Бога
Три: Иисуса Христа нет
Ведь Воланд не зря трижды заставил человека отречься от Иисуса... Хм...
Чертыхалки:
РАЗ
-----
«Пожалуй, пора бросить все к черту и в Кисловодск…»
И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида.
ДВА
-----
– Фу ты черт! – воскликнул редактор, – ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было, – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.
<...>
И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек(наш Воланд).
ТРИ
----
«А какого черта ему надо?» – подумал Бездомный и нахмурился.
Нет, здесь дело даже не в цифре 3. Наверное, в то время в Москве была такая задница, что она превратилась в рассадник зла, где "в каждом окне по атеисту". Люди очерняют святые образы, поминают чёрта. Здесь можно употребить фразу "Не буди лихо, пока оно тихо".
Этот город становится просто идеальной площадкой для Дьявола, для лиха, которое до поры до времени сидело себе тихо, однако, когда баланс между добром и злом поколебался, вышло на свободу.
Отречение от Бога:

РАЗ
– Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
– Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил.
ДВА
– Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз.
ТРИ
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз,

Сатана не глуп и способен понять чужие слова с первого раза. Я уже писала об этом раньше, Воланд умышленно заставляет людей трижды произнести одно и то же
{вчера ночью загуглила христианство и цифру 3}
Часть из обряда крещения:

Крещаемый же в ответ отрекается от дьявола, изъявляет устно желание приобщиться ко Христу и дает обещание ему одному служить. И чтением Символа Веры он подтверждает свою веру во Христа, как в Спасителя, и Господа Бога своего.
При троекратном отречении от сатаны, крещаемый трижды плюет в знак презрения к дьяволу, и не желания ему служить.
"В белом плаще с кровавым подбоем"
Белый - символ чистоты, красный - кровавое право вершить судьбы.
----------------
Иешуа выступает в роли Иисуса, которого Иуда продал за 30 серебряников. Отличие нашего героя от оригинала в том, что он является обычным человеком и никаких чудес никогда не совершал.
Вот ещё некоторые отличия от Иисуса:
"Я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец…"
"Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца" - говорил настоящий Иисус

"Ходит один с козлиным пергаментом..."
Это Левий Матвей, человек, который написал Евангелие. Стоить отметить и то, что не делали козлиных пергаментов.
Иешуа полностью отрицает всё, что мы, в общем-то знаем, нет учеников (за исключением одного Левия, который "записывает неправду"), не встречали его на осле (тогда почему, спрашивается, мы отмечаем вербное воскресенье?).
Иешуа очень добрый человек и проповедует он то, что людей злых нет. Эти слова задевают мировоззрение игемона, он начинает спрашивать об истине.
Здесь наш герой опять отличился от своего прототипа, переведя истину на то, что есть здесь и сейчас.
Вообще Га-Ноцри хороший психолог и философ, Пилат же понимает, что подсудимый хороший, немного сумасшедший (странно сказала х3) человек и решает выдать относительно мягкий приговор. Всё испортило второе обвинение в адрес Иешуа: неуважительное отношение к власти. Пилат пытается заставить подсудимого солгать и отказаться от своих слов, однако тот повторяет то, что думает на самом деле и начинает ответ со слов "Говорить правду легко и приятно". В итоге судье не хватает смелости пожертвовать положением в обществе, поскандалить с теми, кто выше его, скажем так, х) и спасти Иешуа.
Цитирую чьё-то сочинение из инета:
1) Природа в этом эпизоде представлена читателю не как отображение внутреннего мира героев (что характерно для традиции русской литературы), а как союзник Га-Норци и враг Пилата. Яркое солнце убивает и до того раздражённые глаза покуратора, жарит его («солнце, неуклонно подымающееся вверх над конными статуями гипподрома»), а Иешуа оставляет в тени и прохладе.

2) ласточке, появляющейся в крытой колоннаде дворца Ирода Великого в тот момент, когда Понтий Пилат допрашивал Иешуа Га-Ноцри и склонялся к мысли о его полной невиновности («В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа, по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел»45). Согласно мифологическим воззрениям древних народов (в частности славян), птицы способны «открывать тайны», «околдовывать героев» или, «напротив, снимать колдовские чары»46, освобождая от дьявольского наваждения. Так, ласточка, выступающая символом душевной гармонии и ассоциирующаяся с теплом семейного очага, на мгновенье рассеивает сомнения Пилата о виновности Га-Ноцри, «открывает» его тайну, врачует нравственный недуг прокуратора (терзаемый муками совести, лишенный покоя, он и сам тоскует о домашнем уюте и потому с жадностью следит во время допроса арестанта за полетом влетевшей птицы, скрывшейся за капителью колонны: «быть может, ей пришла мысль вить там гнездо»47).

А еще я заметила, насколько хрупкая в нашем мире вещь, именуемая добротой.

– А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
– Всех, – ответил арестант, – злых людей нет на свете.

Это тронула едва ли не до слёз. Действительно, кого вообще можно назвать злым человеком? Есть одинокие, несчастные, замкнутые, повесы, но злых нет...

А вот доброта хрупка, так как никогда не солжёт и не отречётся от своих слов добрый человек, а ещё не может навредить другим.
Хотя неспособность навредить другим не так плоха, ибо самые страшные муки - муки совести.

Пилата тоже можно понять. Я бы, увы, поступила так же

«Бессмертие… пришло бессмертие…» Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке.

Ещё этот момент нравится

Ещё один ключик:

Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть – и с кем?! – бессмертии, причем бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску.
Иван типичен для эпохи, как и его псевдоним, образованный по популярному идеологическому шаблону: Максим Горький (Алексей Пешков), Демьян Бедный (Ефим Придворов), Голодный (Эпштейн), Беспощадный (Иванов), Приблудный (Овчаренко) и т. п.
Ты могла это и сама сообразить, но напишу. W(Воланд) почти как М(Мастер)
Действие романа о Мастере продолжается немногим более трех суток: от заката в какую-то майскую среду до полной темноты в ночь с субботы на воскресенье, причем по смыслу видно, что это воскресенье является началом православной Пасхи. А теперь скажи, правильно ли нажираться в Грибоедове в такое время?)
Там прямым текстом ж сказано там, где о Пилате. Про то, что время в Москве и в старинном городе совпадает, подсказал Тоша))
Вот-вот. Очередное указание на атеизм. Воланду нужны именно те люди, которые сами же отреклись от Бога. Сатана не предсказывает будущее, просто неверующие полностью попадают в его лапы, и делать с ними можно что попало. Одному, например, голову отрезало, другой в психушку угодил


После прочтения я поняла, что библиотекарь была абсолютно права, когда удержала меня от книги, мне тогда было очень рано ее читать. Это доказывает пример моей сестры. Сейчас самое время было.
Теперь жду очередного дня бесплатного посещения, чтобы поехать в "нехорошую квартирку". Ну и зарплаты жду, чтобы покататься на трамвае по местам Мастера и Маргариты. Главное не забыть свой настрой. Ну и погодка хорошая была бы не лишней. Еще есть идея прокатиться на трамвае "Аннушка" от Чистых прудов до Калужской площади. Только я не поняла толком, он по выходным ходит или нет, а то после работы ничего не хочется делать (особенно в час-пик на общественном транспорте).
После книги я задумалась о спектакле "Иисус Христос - суперзвезда", в котором практически слово в слово допрос Пилата из "Мастера и Маргариты".
Приятно и познавательно, когда книга вызывает желание прочесть не только ее, но и о ней.