Ядан
12:32 16-08-2015 Выздоровление при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра*
Предыдущая статья. Пусть тоже будет.

*Данная статья основана на материалах научной публикации «Выздоровление при шизофрении. Концепция «Recovery» И. Я. Гурович, Е. Б. Любов, Я. А. Сторожакова, опубликованной в журнале «Социальная и клиническая психиатрия» в 2008г.

«Я могу выздороветь?». От ответа на этот вопрос зависит так много: надежды на будущее, планы, мечты, вся жизнь. Диагноз «шизофрения» и даже «шизоаффективное расстройство» для многих звучит, как приговор, хотя, по сути, таковым не является. Сразу скажу: как бы страшно не звучал диагноз из разряда «шизофрении» (на самом деле, это очень объемное понятие, включающие огромное количество разных по симптоматике, характеру течения и прогнозу форм), он не исключает возможности полноценной жизни, творческой самореализации в работе, любви, семье, не исключает счастья.
Почему так боятся шизофрении? Дело в том, что до конца 1980-х гг шизофрения рассматривалась как хроническое состояние с довольно пессимистичным прогнозом: 20% имеют благоприятную форму течения со значительным возвратом к доболезненному уровню жизни и функционирования, на долю других 20% выпадает неблагоприятные формы с непрерывно ухудшающимся состоянием, остальные 60% с хроническим течением болезни находятся «в промежутке»: нет непрерывной деградации, но и возврат к доболезненному уровню жизни также невозможен [A.S.Bellack]. Более поздние исследования свидетельствуют о возможности практически полного выздоровления при приступообразном течении заболевания (с чередованием периодов обострения и ремиссий) в четверти случаев.
Если говорить клиническом выздоровлении, то, хотя и не существует единых его критериев, должны иметь место минимальные личностные изменения (возможно легкое заострение доболезненных личностных особенностей либо невыраженные черты психической незрелости, чудаковатости), высокая работоспособность, наличие учебы или работы хотя бы на 0,5 ставки, самостоятельный образ жизни, ответственность в управлении бюджетом, наличие друзей или иное участие в соответствующей возрасту социальной активности. Что касается симптоматики, то здесь мнения несколько расходятся: кто-то считает, что должно иметь место полное отсутствие симптомов, кто-то допускает их минимальную выраженность, разнится и продолжительность такой «ремиссии», когда человек начинает считаться выздоровевшим: от 1 года до 5 лет.
Однако, в последнее время, по мере появления все новых самоотчетов пациентов, прошедших путь выздоровления, это понятие приобрело новое значение, отраженное в концепции «recovery» (от recover – выздоравливать, приходить в себя, овладеть собой). Речь идет о внутренней картине выздоравливания – нередко длительном личностном, вне рамок болезни и симптоматики, процессе возвращения к наполненной смыслом жизни и обретению вновь значимой ценностной роли. Это путь обретения и сохранения надежды на лучшую жизнь, новых целей и смысла, преодоления утраты активной позиции, стигмы тяжелой психической болезни и восстановления самоконтроля при наличии вызванных болезнью ограничений. При этом подчеркивается, что восстановление – не линейный процесс, на этом пути могут быть обострения, ухудшения состояния, но они не рассматриваются как «срыв» выздоровления, поражение, но как «прорыв», преодоление.
На этом пути важно дистанцирование от болезни («Когда ты и твоя болезнь – одно целое, внутри тебя не остается никого, кто бы мог противостоять болезни» P.E.Deegan), сохранение человеческого достоинства, стремление «не выпустить из рук власть» над болезнью и сохранить позицию, позволяющую противостоять стрессу и начать процесс восстановления и исцеления. P.E.Deegan в своей статье-самоотчете «Восстановление чувства собственной ценности после получения клейма психически больного» пишет, что дело не в том, чтобы «стать нормальной», а в том, чтобы обрести свою цель, свой смысл, построить новую жизнь, полную ценностей и смысла. При этом люди, перенесшие тяжелое психическое заболевание, как указывает M.Farkas, могут чувствовать, что оно безвозвратно изменило их жизнь, и они просто не способны вернуться к прежней жизни, какой она была до болезни, и стремятся включить болезненный опыт в свою идентичность. Процесс выздоровления становится личностным путешествием иногда длиною в жизнь к возвращению контроля над своей жизнью, становлению «глубоко и более полно человечным», даже при наличии функциональных ограничений и глубокой травматизации. И в этом смысле recovery – удел многих пациентов, способных сделать внутренний выбор в пользу Жизни.

Перечень ссылок:
1.Bellack A.S. Scientific and consumer models of recovery in schizophrenia: concordance, contrasts, and implications // Schizophr. Bull.– 2006. – Vol. 32, N 3. – P. 432–442.24.
2. Deegan P.E. Recovering our sense of value after being labeled mentally ill // J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health Serv. – 1993. – Vol. 31, N 4. – P. 7–11.
3.Farkas M. The vision of recovery today: what it is and what it means for services // World Psychiatry. – 2007. – Vol. 6, N 2. – P. 4–10.
Комментарии:
Гость
14:07 18-08-2015
Очень понравилась статья! Пара слов о надежде.
.иногда Надежда может быть плохой подругой, особенно, если это надежда на что-то определённое. Она может брать за руку и уводить от того, что есть, в галлюцинаторные замки, где всё хорошо и всё сбылось. Она не даёт увидеть то, что есть на самом деле лицом к лицу. Иногда она даже шепчет, что всё получится само собой. А в это время время время жизни идёт
каждый момент времени пока живо наше тело, мы можем выбирать быть живым или быть мёртвым. Поэтому, мы ВСЕГДА можем изменить свою жизнь в ту или в иную сторону.
вряд ли человек живёт пока он боится, завидует отчаивается, дружит с чёрной меланхолией
вряд ли он живёт В ДАННУЮ МИНУТУ, если он погружён в надежду на ДРУГУЮ жизнь
Хотеть жить--значит в данную минуту добавлять недостающее тебе , через природу, общение, работу, книги, помощь другим.. воспринимая , перерабатывая и по крупицам мастеря себя..
Много труда узнавания себя нового в каждом моменте---вот он качественный скачок изменения
очень маленький шаг, шажок, но каждый день
короче, схема:
1.скорейшая встреча лицом к лицу с тем что есть на самом деле и слова себе дорогому: я такой на данную минуту и другого нет.
2. я пошевелю лапками быстро-быстро пока солнце ещё не село, ппотому что я хочу быть живым
3. я уверен в том, что всё, что я имею в себе--это результат моего мышления
4. я знаю, что мой мозг ищет лёгкий путь —проторенную тропу--ленится, такая сволочь, но я велю ему пойти новой дорогой. всё в моих руках.
Ядан
14:17 18-08-2015
Спасибо! Очень важное дополнение. Надежда действительно может ослеплять и уводить от жизни.
В статье имелась в виду Надежда, придающая смысл усилиям, вдохновляющая на изменение жизни к лучшему.
НикитаСусов
21:47 19-08-2015
Спасибо за мысль! Да, есть такое, что надеешься, например, на какую-то удачную случайность, которая вдруг изменит твою жизнь. Наверное, есть ещё одна ступень (уже "деятельной") надежды. Это когда ты уже понял, что от сидения дома ничего не изменится. Поэтому встаёшь (встаёшь!) и уходишь куда-н. (во что-н.), чтобы там кто-то поменял твою жизнь, как в парикмахерской причёску. Это могут быть те же книги, театр, компания приятелей, психотерапевт. В этом случае так же узнавание себя не происходит. И т.д. и т.п.

отредактировано: 19-08-2015 21:59 - НикитаСусов