Zadira
18:58 11-06-2016 МАК - метафорические ассоциативные карты
Завтра в тренинге будут использоваться метафорические ассоциативные карты (сокращенно - МАК). И сейчас мне бы хотелось немного о них рассказать.
Первое что здесь важно сказать - это НЕ гадательные карты. Это инструмент, разработанный специально для работы в психологическом консультировании. Он успешно применяется более 30 лет во многих странах.
И, так как это не гадательные карты, то у МАК нет правильного или неправильного значения. Есть те ассоциации, которые карты вызывают у клиента. Поэтому и "значение" карты для конкретного клиента всегда то, которое клиент увидел в ней.
Второе - МАК удобны тем, что позволяют работать как озвучивая ситуацию клиента, так и не озвучивая. И даже во втором случае после консультации многие клиенты говорили о том, что смогли решить для себя какие-то вопросы. Что эффективнее? Я бы сказала так: когда клиент и терапевт работают над обозначенной задачей, то лучше, когда запрос сказан вслух. Тогда терапевту проще найти "правильные" слова, "правильные" вопросы, которые помогают клиенту. Однако, когда в жизни клиента есть травмирующий опыт - то МАК позволяют проработать выход из него, найти стратегии совладания с ним и при этом не рассказывать повторно саму травмирующую ситуацию.
Третье - работать с картами можно в открытую (когда клиент видит картинки и выбирает их "сознательно"), так и в закрытую (когда клиент вытягивает карту не глядя). На тренинге мы будем выбирать карты в открытую.

Если интересно - то в комментариях я могу предложить одно небольшое упражнение. Оно займет немного времени, но даст представление о том, как работать с МАК.






Комментарии:
Каштанка
19:52 11-06-2016
Подскажи, пожалуйста, как это работает?!
Kanpu3Ka
20:07 11-06-2016
хочу упражнение )
Zadira
20:53 11-06-2016
Каштанка, Kanpu3Ka
Я добавила в основной пост изображения. Из них выберите три карты (выбирать надо "по созвучию" - то есть если вы девушка, то не обязательно выбирать именно женщин на картинке. Надо выбрать лицо, которое вас цепляет. Или которое чем-то напоминает ваше настроение, или которое просто привлекло взгляд).
Вопросы, на которые должны отвечать картинки могут быть примерно такими:
1. Линия времени (я вчера/я сегодня/я завтра)
2. Вариант выбора (я, сделавшая один выбор/я, сделавшая другой выбор/я, предпринявшая третий вариант решения проблемы)
3. Цель (я, достигшая цели/ я, не достигшая цели/я, знающая, зачем мне эта цель нужна)
4. Роли (я дочь/ я жена/ я мама; я ребенок/я мама/я бабушка и пр.)
5. Роли и социум (я дома/ я на работе/ я с друзьями)
6. Семья (я в родительской семье/я в «ядерной» семье/ просто я); ядерная семья – это семья, которую человек себе создает сам (выходя замуж, например).

После этого расскажите о каждой картинке: что это за человек на ней? Что ему нравится и что - нет. Чем занимается, как относится к двум другим. Как может с ними взаимодействовать (если может).
А затем подумайте - какие чувства вызывает у вас этот рассказ и с чем в своей жизни вы можете это соотнести.
Zadira
21:19 11-06-2016
Kanpu3Ka
Да, в целом так и есть. (Скрыла на всякий случай комментарий).
Единственное, что когда идет рассказ об изображении на картинке надо говорить не о себе. То есть по логике получается следующее:
- я выбрала эту картинку как "я на работе".
- я описываю эту картинку как: девушка/мужчина/ребенок на картинке мне кажется веселым/грустным. Мне кажется этому персонажу нравится засиживаться на работе/быстро делать свою работу/устраивать небольшие перекуры в течении дня. Персонажу с этой картинки нравится персонаж с первой и не нравится - со второй. Мне кажется в первом его привлекает (и что привлекает), а второй ему не нравится то, что он слишком похож на него/совсем не похож на него/не нравится вот эта конкретная черта характера и так далее. То есть здесь описание должно идти от третьего лица, даже если очень хочется сказать про себя.
- затем я возвращаюсь к себе: а вот когда я все это рассказывала, мне было неуютно/хорошо/грустно/я злилась/хотела плакать/смеяться.
- мне кажется что в моей жизни был похожий момент/было схожее состояние/были такие же чувства как те, которые испытывали персонажи.
Примерно такой вот алгоритм получается.
Zadira
21:22 11-06-2016
И еще небольшое дополнение. Вопросы, которые можно задавать себе относительно выбранных карт:
- Какая она?
- О чем думает?
- Что ее беспокоит?
- Есть ли у нее какие-то проблемы?
- Мешают или помогают ей рядом лежащие карты?
- Хочется ли что-то изменить?
- На какую карту хочется смотреть и почему?
- На какую карту смотреть не хочется и почему?
Если есть карта, которая не нравится - то можно еще поисследовать такой вопрос: а что изменится в вашей жизни, если эта карта исчезнет? Что она дает и чего лишает вас? О чем она заботится (если заботится). Чего она хочет для вас и есть ли способ получить это иначе?