Svetlanchik
11:01 09-08-2016
"Письмо человеку" - это спектакль по дневникам Вацлава Нижинского, которого играет Михаил Барышников. Ради этого спектакля и была задумана поездка в Ригу.
За два дня до спектакля я решила начать читать книгу Нижинского. Через примерно 5 страниц мой мозг медленно стал взрываться, а потом решил, что лучше в метро подремать, чем это читать. Очень сложно продираться через то, что пишет человек с диагнозом шизофрения. Как Барышников продирался через эти дебри три раза на трех разных языках (в интервью он говорит, что читал на французском, английском и русском языках), я не понимаю. Возможно, мне нужно просто сесть и еще раз начать читать уже после увиденного спектакля.
Спектакль не пересказывает дневник, а скорее показывает некоторые эпизоды, причем хаотично. Состояние Нижинского передается через пластику Барышникова, а обрамляется это все режиссурой Роберта Уилсона. То есть потрясающий свет, звук, интересные декорации.
В спектакле очень много повторов фраз, причем на русском и английском, друг за другом вступают два-три голоса с разной интонацией одной фразы. Все это создает и показывает состояние, в котором жил великий Нижинский последние примерно 30 лет жизни.
На мой взгляд, это очень сложный по восприятию спектакль. Не могу даже сказать, понравилось мне или нет, потому что специфично, но при этом невероятно интересно. Впервые видела, как двигается Барышников. Знаете, танцевать канкан в свои 68 лет - это конечно вау. То, что артист делает мимикой, трудно передать, особенно четко видно из-за белого грима на лице.
Один момент меня определенно потряс: на несколько минут Барышникова подвесили вниз головой на стуле, причем руки были на коленях все это время. Я не знаю, каким образом он держит руки (привязаны они или нет), но по моей логике они должны падать вниз!)) И опять же, далеко не каждый человек выдержит вот так сидеть вниз головой.
Да, этот спектакль не для человека с улицы, в том плане, что лучше хотя бы почитать, кто такой Нижинский. Для тех, кто пришел просто отметиться, думаю, было очень скучно и непонятно, но для более или менее понимающей, думающей части зрителей, было очень интересно. Со спектакля уходили простые зрители в некоторые дни, на спектакль собралась добрая часть московского бомонда в один из дней, Президент Латвии также был на этом спектакле. А я в очередной раз подумала, как же хорошо, что великий Барышников не приезжает в Россию. Абсолютно серьезно! Пусть это будет Рига (или другие города и страны Европы), но только не Москва и Питер, ему здесь не место чисто физически.
Мне кажется, лучше Барышникову там, где его не стесняют какими-то рамками (и его побег из СССР это доказывает). Например, я больше чем уверена, что никакого удовольствия от встречи с московскими знаменитостями он не получил, а здесь ему пришлось бы общаться очень часто с той публикой, которая пришла зачекиниться и отметиться на фото.
Я не выдержала и пошла за автографом Это был тот случай, когда мне действительно этого хотелось, хотелось постоять рядом и посмотреть вблизи на человека. Про целый час ждать у служебного входа - это не для меня. Я успела дойти до хостела, снять каблуки и платье, а потом вернуться к театру, прошел как раз час. Никакой бешеной толпы у служебки, абсолютно адекватные и подготовленные девушки с распечатанными фотографиями и телефонами для фото. Причем, большинство девушек приехали из Питера. Максимум 5-7 минут мы видели Барышникова, услышали несколько фраз благодарности, если кто-то что-то ему говорил. Поблагодарили его при выходе, он сам начал подписывать программки (жаль только, что черным маркером на белых буквах с черным фоном), разрешил сделать несколько фото, а потом спокойно ушел с сопровождающими. Не с охранниками, а именно с сопровождающими (не знаю, кто эти девушка и мужчина). Меня удостоили улыбкой, это приятно
Девочки скинули пару фотографий, на которых я стою около. Естественно на одной получилась хорошо я, а Барышников размазан, на другой - наоборот)) Сестра предложила сделать коллаж)

Вот так и закончился мой театральный сезон. Было просмотрено больше сотни спектаклей (точное количество еще не подсчитывала, но у меня есть табличка-статистика, непроизвольно бью личные рекорды), думаю, как-нибудь на досуге напишу о самых запомнившихся моментах сезона. Когда открою новый сезон, очень трудно сказать, потому что запланировано три отпуска до конца года на конец августа - начало сентября, на неделю после ноябрьских праздников и на неделю перед новым годом. Но, думаю, все же хоть что-то будет возможность посмотреть. очень хочется "Сказки Пушкина" в театре Наций того же Роберта Уилсона, режиссера "Письма человеку".