Лоллия Паулина
20:00 15-10-2017 "Псковитянка"
В пятницу эльдарко сходила на оперу Николая Андреевича Римского-Корсакова «Псковитянка». До этого постановка этой оперы в Большом театре была в 1999 году, дирижировал сам Евгений Фёдорович Светланов, звезда оркестра, заслуженный музыкант, в честь которого назван большой зал в доме Музыки. С тех пор пока в Москве никто не решался её ставить, ибо, как считают, по умолчанию будет хуже. В исполнении под руководством Светланова эльдарко не слышала (на ю-тубе не считается), и профессиональным музыкантом не являюсь, поэтому мне ничего не мешало относиться не предвзято. «Псковитянка» является ранней оперой Н.А. Римского-Корсакова, она довольно наивна, однако, как я слышала, сложна для исполнения, как и «Лючия ди Ламмермур», и если в «Лючии» наиболее трудна заключительная ария Il dolce suono, то тут что ни сцена, то трудный пассаж, и голоса требуются соответствующие, поэтому её редко ставят, несмотря на то, что выбор там не столь велик: из женских сопрано и меццо-сопрано, из мужских – тенор и бас. Хотя, как и у Мусоргского, в «Псковитянке» нет длинных арий, зато присутствуют динамичные диалоги и много хорового пения, причём иногда диалог происходит на фоне хора. Как сказано в описании, хор состоит из 120 человек и все поют! Римский-Корсаков – любитель хоровых сцен, они у него здесь масштабны и объёмны.

Постановка 1999 г. в Большом, под управлением Е.Ф. Светланова



Главная героиня Ольга (сопрано, как и положено лирической героине) влюблена в Михайло (тенор, кто б сомневался), однако просватана за другого, пожилого боярина Матуту (Никиту Семёновича, тоже тенор, как ни странно, ибо жених?). По сюжету также присутствует Стеша Матута, близкая подруга Ольги, судя по тому, как они откровенно сплетничают, и Стеша в курсе сердечных дел Ольги. Отчество у неё Никитична, стало быть, она дочь ольгиного жениха. Что ж тогда получается, Ольга просватана за отца подруги… мда. И она ей спокойно рассказывает, что влюблена в другого? Впрочем, вряд ли Стеша так уж жаждет видеть подругу своей мачехой, хоть и не отказалась бы, будет с кем перетереть за жизнь. В общем, ей как бы всё рано.

Мишка же полон планов податься за Урал и разбогатеть, чтобы доказать, что достоин руки княжны. Однако все мечты его просто фэнтези и unreal какой-то, пока он будет штурмовать Каменный Пояс соблазнит его Хозяйка Медной Горы, невесту уже десять раз выдадут замуж. Ольга это прекрасно понимает и страдает, к этой печали добавляется ещё то, что она внезапно узнаёт, что она вообще приёмная дочь… отец вдруг ни с того ни с сего зачем-то рассказывает жениху семейную тайну. Узнав, что он собирается жениться не на княжне, мог бы и отказать, но нет. Впрочем, все псковские бабы уже в курсе не только про ольгину мать, но и про отца, а мужики то и не знали. Даже Стеша догадывается (в пьесе), что Ольга – от крови древней Валирии Византии.

"Псковитянка" в постановке Мариинского театра, на фото - Стеша.
[изображение]

Надо сказать, как эти авторы умеют вписывать свои истории в реальные события, современным бы поучиться! Отнюдь не натягивают сову на глобус и не перевирают события, хотя и бывают неточности, но они, по ходу дела, на характеры персонажей не влияют. Простор большой, мало что доподлинно известно. Приёмный отец Ольги - Юрий Иванович Токмаков – реально существовавший человек, военный, боевой офицер, как бы сказали сегодня, к тому же писатель и переводчик, во как! О его жене ничего не известно, в принципе, художественный вымысел тут не противоречит реальности. Известно, что у него был сын Иван, но особого значения это не имеет. Ну и что плохо стыкуется с пьесой/оперой так это то, что Юрий Иванович таки поездил по гарнизонам, и на момент рождения Ольги (если предположить, что ей не менее 16 лет) в Пскове даже рядом не был. В детстве она должна была жить где-то в окрестностях Тулы, а в Псков приехать только года два-три назад. Ладно, эльдарко, не занудствуй, а то сейчас окажется, что и царя там не было, он как раз со Швецией воевал, а не псковским боярыням куры строил. Расслабься, слушай музыку и получай удовольствие, это всего лишь опера, а не обоснование ядерной безопасности.

Царя и Великого Князя Всея Руси Ивана Васильевича часто обвиняли в излишней любвеобильности, а то и в разврате (средиземноморский темперамент?), однако, в то время как его коллеги по цеху – европейские государи - волочили за собой шлейф из метресс и бастардов, за царём московским ничего такого не замечено. То есть, вообще НИ-ЧЕ-ГО. Никаких подтверждённых сведений о метрессах и внебрачных детях Ивана Васильевича история до нас не донесла, хотя, судя по околонаучным сплетням, их должно быть не меньше сотни (как у Рамсеса II). Царь как женился девственником, так и жил только с жёнами, даже как-то перед Европой стыдно. И мимолётный роман с псковской боярыней, которая была выдана замуж не по любви и не смогла устоять против обаяния молодого харизматичного царя, в результате чего появилась Ольга Сноу, суть есть просто романтичная сказка, не имеющая под собой реальной основы, это и определило судьбу героини.

На протяжении всей жизни Ивана Васильевича преследовали личные драмы, которых хватило б не на одну жизнь: в три года умер отец, в восемь лет лишился матери, с первой женой Анастасией чуть ли не через год-два хоронили по ребёнку, а потом пришёл черёд и самой царицы. Сын от второй жены умер во младенчестве, не прожив и года. Следующим был младший брат Юрий (Георгий). Через несколько лет и сама гордая кабардинка Мария Темрюковна отправилась в мир иной во цвете лет. Третья жена Марфа Собакина умерла через две недели после свадьбы ("Царская невеста", тоже Н.А. Римский-Корсаков). То, что свадьбу не отменили, несмотря на болезнь невесты, указывает, что брак был не по расчёту. Впоследствии умер и старший сын, Иван-царевич. На фоне всего этого придумать незаконнорождённую дочь и тут же её убить ни за что уж как-то слишком безжалостно. Но куда девать несуществующую царевну, которой не было. И очень в духе классической оперы – всё здорово, все умерли. Слава Вечной Любви! Нее, надо завязывать с классической оперой, сплошная депрессия, особенно в холодное и тёмное время года. Вот только на «Снегурочку» ещё схожу…

Музыка, конечно, замечательная. Умеет Николай Андреич передать тему в звуке. В отличие от метаний Ольги, Стеша – дева позитивная, ей всё нипочём, её тема оживлённая, бойкая (она как Варвара из «Грозы», Ольга – типаж Катерины). У Ольги всё как-то трагично, с надрывом, с переходом на ультразвук, за исключением диалога царя и Ольги, где её вдруг накрывает спокойствие и умиротворение, тогда как царя просто лихорадит. Причём всё происходит в динамике, сначала Ольга испугана, её только что похитили, ну да, всё тот же отставной жених, но она постепенно осознаёт, что теперь в безопасности и успокаивается. В отличие от царя, который сначала троллит Ольгу, но после её наивных признаний приходит в сильное волнение. В этом суть оперы, коротко, ибо длинное повествование – не формат, сказать о самом главном, и дальше каждый сам понимает. Только не ясно, о чём не посмела/не успела сказать Ольга в финале. Увы, не дали им времени объясниться до конца. Пришлось обратиться к первоисточнику – тексту Льва Мея. Однако и он ничего не прояснил, в этой части опера практически повторяет текст пьесы. Вот и догадывайся, какие у авторов тараканы в голове, и почему они считают, что читатели/зрители должны быть всенепременно телепатами?

В отличие от столь сильных в психологическом и музыкальном плане сцен Ольги и Ивана Васильевича, вот главная любовная тема вообще не впечатлила. Какой-то юношеский сумбур, глубоко чувства я там не увидела, как то так. Такое чувство, что эта любовная линия здесь вообще лишняя, просто дань традиции и для связки сюжета. Сцена в лесу, в общем-то, не плоха (во дворе у Ольги так вообще сплошной дет.сад со стороны Мишки), и даже веришь в решимость влюблённых сбежать на Волгу. Если бы у нас снимали/ставили вестерны, то неплохая история получилась бы про первопоселенцев на «диком западе востоке», но это была б уже совсем другая опера «Поднятая целина». И мишкины комплексы по поводу нежелания кланяться царю московскому, на фоне его географических метаний выглядят вообще как-то по-детски жалко и глупо. Хочется спросить, а в школе ты учился ты в курсе, кто открыл тебе дорогу в за Урал и на Волгу? И почему он не рассматривал вариант податься в Европу.

Партию Ольги исполнила молодая певица Анна Нечаева, которая была великолепна, прекрасное сопрано! Рядом с ней глубокое меццо Власьевны (Евгения Сегенюк) звучало ещё более выразительно, по контрасту с высоким голосом Ольги. Вячеслав Почапский, который в постановке 1999 года пел Ивана Грозного, в этот раз был Юрием Токмаковым. У него замечательный голос, это я ещё на видео отметила. Однако когда-то, ещё до моего рождения, партию Ивана Васильевича пел Фёдор Шаляпин… теперь так и будут сравнивать, хотя современные зрители вживую Шаляпина слышать не могли. Царя пел Рафал Шивек (польский певец), его бас ниже, чем у Вячеслава Почапского, и мелодичный. В дуэте с Ольгой получалось очень здорово, у них звучание очень похоже, не по высоте, конечно, а именно по музыкальности, причём сложный текст давался легко и плавно.

А вот с тенорами как-то не особо. То ли у нас с ними плохо, то ли я их не слышу. Дуэты Ольги и Михайло выходили как-то не ровно. У него голос более жёсткий, что ли, не такой гибкий. Она его просто забивала, и силой и чистотой исполнения. Но когда пел один, то, вроде бы, и ничего. Хотелось бы услышать другие отзывы об этом певце, это у меня такое субъективное восприятие или не только.

Опера очень красивая. Концертное исполнение даже лучше позволяет больше уделить внимания музыке и голосам, чем в обычной постановке, когда отвлекаешься, разглядывая декорации, украшения героинь и узоры на боярских шубах (которые тоже часто «вах!»). Однако и на концертные платья певиц было приятно посмотреть. Особенно мне понравилось у Евгении Сегенюк (Власьевна), с широкими рукавами и бордовой юбкой, она и сама очень эффектно выглядела. Видео с пятничного концерта можно посмотреть здесь, звук, правда, ужасный.

Надеюсь, что ребята бросят комплектовать, ведь здорово получилось, и поставят «Псковитянку» в полном объёме, в сценическом исполнении, всё-таки опера (да и балет) музыкально-драматическое произведение, что предполагает также игру и антураж. Я бы с удовольствием сходила на полномасштабную постановку. В Германии не боятся ставить оперы Вагнера в полной версии, а они по пять часов каждая!