Svetlanchik
12:11 19-09-2018
Хочу порассуждать о задевании каких-либо чьих-либо чувств.
Я искренне считаю, что оскорбить чьи-то чувства невозможно. Уточню. Если вы на что-то обижаетесь, не принимаете чьего-то взгляда на вещи, то никто не мешает не смотреть, не читать, не слушать, не обращать внимания на это. Это мое убеждение. В противном случает получается ёжики плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Если кому-то что-то не нравится, то это не значит, что все так должны думать, а тем более, что нужно закрыть кино/спектакль/книгу. У каждого явления есть разные стороны, это нормально, что не всем всё нравится.
Особенно это касается чувств верующих. Я вообще не понимаю, как можно верить и оскобляться? Учение разве не учит прощению и милосердию?
Почему я это пишу? Вчера сходила в МХТ. Константин Богомолов поставил спектакль "Идеальный муж. Комедия". Этот спектакль никак не дает покоя некоторым сумасшедшим. Сначала подавали в суд за оскорбление чувств верующих (да, там один из героев - священник довольно свободных взглядов и поведения). Суды театр выиграл (естественно). Потом пытались срывать гастроли, но это тоже не проходило, хоть и доставляло определенных неудобств. Дальше вышел закон, который ограничивает мат, пришлось выкручиваться и немного обновлять режиссеру. Какие-то наемные бабки, которые даже не смотрели постановку, стояли перед входом с плакатами и убеждали зрителей не ходить на спектакль. В общем артисты Богомолова уже привыкшие, кажется, к такому вниманию.
Вчера во время второго действия (а их всего три) на сцену из зала вышли двое мужчин и начали заливать про то, что это не Чехов, даже плакат какой-то притащили. Служба безопасности не моментально, но довольно быстро среагировала, мужчин увели за сцену, где они еще 3 секунды возмущались, а потом их заткнули. В это время на сцене было двое актеров, которые играли диалог Художника и Дориана Грея Оскара Уайльда. Чонишвили и Хайруллина сидели в креслах и тихо, покойно играли текст ровно тот, что был у автора. Почему они выскочили в этот момент? Вероятно, потому что в тишине и спокойствии они будут типа услышаны, проще пробраться к сцене, можно сбить артистов, выбить из колеи. Возможно, потому что при массовой сцене им мощные Миркурбанов и Кравченко сказали бы пару ласковых без сильного стеснения. Почему они говорили, что это не Чехов? Потому что режиссер очень грамотно в некоторые сцены вплел куски из Трех сестер (а позже Чайки), причем текст сохранен, изменено место действия и интонации.
Что в итоге вышло? Чонишвили на столько мастерски опустил двумя вставками по тексту этих товарищей, что не только отыгрался, но и задал особое единение зрителям что ли. В одном месте он прямо закончил фразой "два козла", во втором моменте он по плану читает в оригинале Уайльда и получает вопрос, мол, что это? и отвечает: "Это вам не Чехов, это Оскар Уайльд!". В общем, он очень удачно повернул в свою сторону ситуацию и не дал зрителям выпасть из контекста, пуститься в обсуждения и перешептывания.
И это ведь надо сидеть, терпеть, смотреть, а потом выскочить на сцену! И даже не в сцене Трех сестер!

Еще одна тема - безопасность в театре. На входе в МХТ нет металлоискателей, на сколько я помню, а охранники просто просят открыть сумки. Во время антракта люди спокойно могут приходить и уходить, чтобы подышать воздухом, купить цветы, покурить. На входе не проверяют второй раз билеты. И при входе в зрительный зал тоже. То есть по сути, эти товарищи в теплую погоду могут свободной пройти в театр. Более того, однажды они распылили какой-то газ на балконе, что пришлось оттуда быстро выводить всех зрителей.
Такая ситуация не только в МХТ, это во всех театрах такая практика. И вот вопрос: о какой безопасности мы говорим, если администрация фактически не контролирует зрителей? Почему МХТ, зная, что у них проблемы с конкретным спектаклем, не вызывают больше охраны? Не просят полицию дежурить или еще что? Почему не принимаются меры? Самое любопытное, что (по отзывам других зрителей) в других постановках Богомолова в МХТ есть больший повод прикопаться, чем в Идеальном муже. Я пока не смотрела те постановки (все же 5 часов с 19 часов очень сложно высидеть после работы), но у меня это тоже в планах.
И последнее. В МХТ сейчас новый худрук, Сергей Женовач. В Богомоловым, как помощником худрука, договор закончился и не продлен. Что будет с его спектаклями, сложно сказать, поэтому я очень стараюсь посмотреть пока это возможно. В этом месяце у меня 3 его спектакля, думаю, остальные 3 тоже посмотреть (один недлинный, можно в любой день брать билет, а вот два ооочень длинных буду пытаться на выходные поймать билеты).