Sirin
17:10 24-04-2004 Предательство
Не той - в продолжение темы про то, что Человека можно уничтожить, но его нельзя сломить


-- Крыса, -- сказал О'Брайен, по-прежнему обращаясь к невидимой
аудитории, -- грызун, но при этом -- плотоядное. Вам это известно. Вы,
несомненно, слышали о том, что творится в бедных районах нашего города. На
некоторых улицах мать боится оставить грудного ребенка без присмотра в доме
даже на пять минут. Крысы непременно на него нападут. И очень быстро
обгложут его до костей. Они нападают также на больных и умирающих. Крысы
удивительно угадывают беспомощность человека.
В клетке поднялся визг. Уинстону казалось, что он доносится издалека.
Крысы дрались; они пытались добраться друг до дружки через перегородку. Еще
Уинстон услышал глубокий стон отчаяния. Он тоже шел как будто извне.
О'Брайен поднял клетку и что-то в ней нажал. Раздался резкий щелчок. В
исступлении Уинстон попробовал вырваться из кресла. Напрасно: все части
тела и даже голова были намертво закреплены. О'Брайен поднес клетку ближе.
Теперь она была в метре от лица.
-- Я нажал первую ручку, -- сказал О'Брайен. -- Конструкция клетки вам
понятна. Маска охватит вам лицо, не оставив выхода. Когда я нажму другую
ручку, дверца в клетке поднимется. Голодные звери вылетят оттуда пулями. Вы
видели, как прыгают крысы? Они прыгнут вам на лицо и начнут вгрызаться.
Иногда они первым делом набрасываются на глаза. Иногда прогрызают щеки и
пожирают язык.
Клетка приблизилась; скоро надвинется вплотную. Уинстон услышал частые
пронзительные вопли, раздававшиеся как будто в воздухе над головой. Но он
яростно боролся с паникой. Думать, думать, даже если осталась секунда...
Думать -- только на это надежда. Гнусный затхлый запах зверей ударил в нос.
Рвотная спазма подступила к горлу, и он почти потерял сознание. Все исчезло
в черноте. На миг он превратился в обезумевшее вопящее животное. Однако он
вырвался из черноты, зацепившись за мысль. Есть один-единственный путь к
спасению. Надо поставить другого человека, тело другого человека, между
собой и крысами.
Овал маски приблизился уже настолько, что заслонил все остальное.
Сетчатая дверца была в двух пядях от лица. Крысы поняли, что готовится.
Одна нетерпеливо прыгала на месте; другая -- коржавый ветеран сточных канав
-- встала, упершись розовыми лапами в решетку и сильно втягивая носом
воздух. Уинстон видел усы и желтые зубы. Черная паника снова накатила на
него. Он был слеп, беспомощен, ничего не соображал.
-- Это наказание было принято в Китайской империи, -- сказал О'Брайен
по-прежнему нравоучительно.
Маска придвигалась к лицу. Проволока коснулась щеки. И тут... нет, это
было не спасение, а только надежда, искра надежды. Поздно, может быть,
поздно. Но он вдруг понял, что на свете есть только один человек, на
которого он может перевалить свое наказание, -- только одним телом он может
заслонить себя от крыс. И он исступленно кричал, раз за разом:
-- Отдайте им Джулию! Отдайте им Джулию! Не меня! Джулию! Мне все
равно, что вы с ней сделаете. Разорвите ей лицо, обгрызите до костей. Не
меня! Джулию! Не меня!

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

-- Я предала тебя, -- сказала она без обиняков.
-- Я предал тебя, -- сказал он.
Она снова взглянула на него с неприязнью.
-- Иногда, -- сказала она, -- тебе угрожают чем-то таким... таким,
чего ты не можешь перенести, о чем не можешь даже подумать. И тогда ты
говоришь: "Не делайте этого со мной, сделайте с кем-нибудь другим, сделайте
с таким-то". А потом ты можешь притворяться перед собой, что это была
только уловка, что ты сказала это просто так, лишь бы перестали, а на самом
деле ты этого не хотела. Неправда. Когда это происходит, желание у тебя
именно такое. Ты думаешь, что другого способа спастись нет, ты согласна
спастись таким способом. Ты хочешь, чтобы это сделали с другим человеком. И
тебе плевать на его мучения. Ты думаешь только о себе.
-- Думаешь только о себе, -- эхом отозвался он.
-- А после ты уже по-другому относишься к тому человеку.
-- Да, -- сказал он, -- относишься по-другому.

Джордж Оруэлл, "1984"
Комментарии:
Pulim
19:05 24-04-2004
Но ведь Уинстон сломался! Он предал свою любимую, для того, чтобы спастись самому!
Или здесь имеется ввиду, что он уничтожил саму свою личность таким поступком?
Не та
19:50 24-04-2004
вобщем-то возник тот же вопрос, что и у Pulim.
Уинстон же остался человеком... Пусть предателем и дрянью, но человеком....
SoulOfTheI
23:39 24-04-2004
Кстати, что есть человек? Что значит сломить и чем это отличается от уничтожить?
Sirin
14:51 26-04-2004
Уинстон по-моему перестал быть человеком.

Поначалу, будучи одним из немногих бунтовщиков против культа Старшего брата, после пыток в "министерстве любви", особенно в комнате с крысами, он изменился. Вторая встреча с Джулией происходит, как понятно, уже после этого. А вот концовка романа:

"Ноги Уинстона судорожно двигались под столом. Он не встал с места, но
мысленно уже бежал, бежал быстро, он был с толпой на улице и глох от
собственного крика. Он опять посмотрел на портрет Старшего Брата. Колосс,
вставший над земным шаром! Скала, о которую разбиваются азийские орды! Многое изменилось в нем с того первого дня в министерстве любви, но окончательное, необходимое исцеление совершилось лишь сейчас.
Он уже не бежал и не кричал с толпой. Он снова был в министерстве любви, и все было прощено, и душа его была чиста, как родниковая вода. Он сидел на скамье подсудимых, во всем признавался, на всех давал показания. Он шагал по
вымощенному кафелем коридору с ощущением, как будто на него светит солнце,
а сзади следовал вооруженный охранник. Долгожданная пуля входила в его
мозг.
Он остановил взгляд на громадном лице. Сорок лет ушло у него на то,
чтобы понять, какая улыбка прячется в черных усах. О жестокая, ненужная
размолвка! О упрямый, своенравный беглец, оторвавшийся от любящей груди!
Две сдобренные джином слезы прокатились по крыльям носа. Но все хорошо,
теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он
любил Старшего Брата".
Sirin
14:55 26-04-2004
SoulOfTheI зришь в корень! Конечно, прежде чем отвечать на вопрос, можно ли человека сломать, как и прежде ответа на большинство философских вопросов, нужно договориться, что мы понимаем под человеком. К этому и сводится все многообразие философских систем - к лежащим в их основе разным взглядам на проблему человека.
SoulOfTheI
15:01 26-04-2004
Sirin к лежащим в их основе разным взглядам на проблему человека.
А почему "проблему"?
Sirin
15:25 26-04-2004
Проблема - это то, на что еще нет ответа. Человек для меня - это еще не решенный окончательно вопрос, значит - проблема. Мой нынешний взгляд, которым я руководствуюсь - у Не той в теме про сломить/уничтожить, только что написал.
SoulOfTheI
15:45 26-04-2004
Sirin "...то, на что еще нет ответа - это скорее загадка" А если уж проблема, то наверняка требует решения
SoulOfTheI
15:06 27-04-2004
Если "сломить" - означает принудить человека сделать что-то против его воли...
Означает ли это, что первый раз человека ломают еще в детстве, заставляя, например, есть ложкой?
Или что означает "сломить"?
Sirin
17:05 28-04-2004
Сломить означает зачтавит человека делать что-либо против его совести. Потом человек себя доламывает, когда начинает оправдываться, почему он так поступил - оправдываться перед другими, или перед собой.
SoulOfTheI
17:12 28-04-2004
Sirin Т.е. если человека сломили, то заодно и уничтожили?
Sirin
17:24 28-04-2004
Угу.
Sirin
18:14 28-04-2004
Почти.
Ежик_с_окраины
11:29 06-05-2004
я извиняюсь... я там несколько комеентов оставил, а потом заметил, что они без регистрации...

согласен с автором дневника, но "настоящего человека"(он же "Человек") можно только уничтожить, а просто тело - не есть Человек
девушкам будет понятнее если они ответят себе не вопрос - "Чикатилло - Человек ?" и т.д. и т.п. (по-моему очеведно что он человек как особь, и абсолютно не Человек)
наверно поэтому и отличают человека от "Человека", человек - живое существо, особь, вид, Человек - наверно что-то более духовное или, не знаю, сложно найти слова, знаю одно, - себя Человеком назвать нельзя, это могут сделать только другие
прошу заметить не "моральное", не "божественное", потому что все это - спорно, имхо. и религие есть разные и мораль зачастую насаждается... не знаю смог ли объяснить что хотел здесь сказать...

не хотелось бы вдаваться в философское определение человека, я в этом не разбираюсь...
у меня скорее интуитивные суждения
SoulOfTheI
11:45 06-05-2004
Ежик_с_окраины
В Африке людей до сих пор едят. Норма.
У нас нет.
Даже у Чикатило были родные и близкие, которые не считали его "не человеком".
Человека можно сломить не уничтожая... Тут нет четкой границы. Просто он после этого будет менее человечен.
Человек "ломается" на протяжении всей жизни поступая "не по совести". (Иначе понятия "грех" не было бы).
"настоящий человек"... а где четкое определение - этот настоящий, а этот нет?
Кстати, мне понравилось "девушкам будет понятнее"... А что, тоже неплохое разграничение
Ежик_с_окраины
12:01 06-05-2004
блин... я же ответил (
ладно значит так должно было быть

всем всяческих удач
Sirin
17:12 06-05-2004
SoulOfTheI: Просто он после этого будет менее человечен.

Закон перехода количества в качество: менее человечен, еще чуть менее, еще чуть менее... глядишь, а уже не человек.

Может, это и называлось когда-то "продать душу"...