Лоллия Паулина
20:58 21-04-2021 Подводная одиссея капитана Козловского
Летят Петька и Василий Иванович на аэроплане.
Василий Иванович за штурвалом пилота,
Петька – штурман. Василий Иванович спрашивает:
«Петька, прибор!» Следует ответ: «Тридцать восемь».
«Что тридцать восемь?» — «А что прибор?»



Эльдарко посмотрела фильм Козловского «Чернобыль». Ходили с коллегой, который всю жизнь с РБМК. Возникла идея, а не посмотреть ли нам кино про любимый реактор. ) Впечатления сумбурные. Ну, это просто фильм о каком-то крутом парне из пожарной охраны, который вдруг осознал, что ему надо помириться со своей «бывшей», а чтоб она его простила, следует совершить какой-то подвиг. Ну и тут авария на ЧАЭС очень вовремя. Энергоблок горел эпично, как нефтеперегонный завод. Такого пожара в реале и близко не было, но как же спецэффекты!



Весь сюжет об аварии крутится вокруг злосчастной задвижки на трубопроводе опорожнения ББ (бассейн-барботёр), чтоб добраться до которой надо нырнуть в кипяток. Снимали на пятом энергоблоке Курской АЭС, но увы, кроме венттрубы, никакой специфики проекта не передали. Помещения напоминают локации из первого Half-Life. Не знаю, где снимали, в каких-то подвалах, что ли. Отчётливо виден транспортный коридор, да и только. Бегают по «отметке 7». Ну, это как в анекдоте про Петьку и Василь Иваныча. Отметка +7.000 большая, это смотря в каких осях. Если по реакторному отделению, то это ЗЛА (зона локализации аварии): либо помещения ГЦН; либо парораспределительный коридор над ББ. Задвижки слива ББ вынесены из ЗЛА, оно и понятно, нечего им там делать. Причём открывать задвижку пошли почему-то пожарный, электрик… и генерал КГБ (это, наверное, чтоб пристрелить на месте, если те, другие, струсят). Вот казалось бы, где арматура реакторного цеха и где пожарник с генералом. Полфильма они нырял в бетон кипяток, я уже начала засыпать и ждать, когда ж уж это, наконец, закончится. Эй, чуваки! Топливо уже давно как в ББ, а вы тут всё ныряете. Наконец таки добрались до заветной задвижки, она слегка заржавела, но они справились. А тут облом, она там не одна, на каждый этаж их по две (ББ двухэтажный), плюс выгородка, тож двухэтажная, так что ныряйте ещё! Штук восемь вам задвижек с ручным приводом, никакой щиток под напряжением вам не поможет! Воду слили почему-то на площадку, вероятно, чтоб «улучшить» радиационную обстановку вокруг АЭС (при аварии сработали все ГПК, и дренажи РП заведены в ББ, так что активность в него попала, возможно даже с частью топлива). Хм, мда, резервуары для слива воды из ББ, видимо, в проекте Козловского не предусмотрены. Ну иначе как покажешь-то, что слили? Рекомендую ознакомиться с рассказом участника этих событий, как-то совсем не эпично, кино про это не снимешь.

В сериале от HBO хотя бы была идея – плохой СССР. Здесь же вообще никакой идеи не было. И при чём тут Чернобыль? Ну просто какое-то средненькое приключенческое кино на фоне техногенной катастрофы. Из положительных моментов только то, что нет никаких реальных имён и попыток объяснить причины реактивностной аварии, свалить всю вину на кого-то одного. В этом отношении респект, никого не оболгали. Прошлись по «системе», но это уже никого не волнует, как показала практика (гуглим Уиндскейл, Три Майл Айленд, Фукусима) система она везде в той или иной мере косная.

В итоге вышло как бы ни рыба, ни мясо. Просто скучное кино, и больше ничего. Уважаемые киношники, хватит уже снимать фильмы о Чернобыле, единственно годную литературную основу по «Чернобыльской тетради» Медведева (я тут не беру достоверность, её нет, просто лучший опус по теме от литературы) уже экранизировали Discovery и, с купюрами, HBO, и как бы вы там не садились, получится либо посредственный производственный роман, либо унылое говно, хорошо если не откровенная брехня. Не родился ещё автор, который напишет об этой аварии годную художественную книгу, чтобы и по существу, и без лишнего пафоса, и не соврамши.

Мы с коллегой подумали, что если взять за основу техническое обоснование руководства по управлению тяжёлыми авариями, полную «режиссёрскую» версию от КИ или Атомреда, то можно было снять куда более динамичный блокбастер, чтоб до последнего держал зрителя в напряжении. В промежутках - совещания с разработчиками, как правильно применять рекомендованные меры, с переходом на личности и бросанием друг в друга увесистых инструкций. Если будет желание, могу посоветовать, к кому обратиться за сценарием. Там ребята те ещё научные фантасты! )))