z_g
01:22 05-07-2004
В человеческой природе. Ха! Да все в человеческой природе. И спасать ближнего ценой своей жизни и кушать его же, ближнего, в собственном соку.
Мораль индивидуальная и социальная. Пример: людоедство. Когда тупая социальная мораль засыпает в человеке под действием нехитрых заклинаний типа: "не мы такие - жизнь такая", "все побежали, и я побежал", "время такое" и, особенно эффективного, "все равно никто не узнает", а в индивидуальной морали есть только одна запись: все, что для меня хорошо - хорошо, то легко возможно и людоедство и вообще все, что угодно.
Социальная мораль она как обезьяна в стае или как шпана на улице: пока вокруг много таких же как она, ее голос очень громок и силен, но как только она остается одна, да если на нее еще немного надавить, например голодом или лучше страхом, социальная мораль тут же испуганно замолкает. Так же ее очень просто "заболтать" ,"приструнить", ведь она чужая, "привитая" хоть и весьма развитая, за столько-то веков. С индивидуальной моралью все наоборот, она - одиночка, "голос единицы тоньше писка", слышен только в одиночестве, например в одинокой постели ночью, но ее не обманешь, она с трудом идет на компромиссы, ее нужно развивать самостоятельно. Если человек не видит между этими моралями разницы, если всю жизнь живет, пользуясь только общественной моралью, то индивидуальная, замирает, почти атрофируется.
Прикол в том, что когда люди понимают, что эти морали можно разделять, многие из них тут же бросаются играть с новой "игрушкой", радостно преступая социальную мораль. Только они не учитывают, что их индивидуальная мораль просто не успела развиться, ей нужно время, а без морали вообще человек быстро превращается в больное животное.
Хм... В этом плане психотехники, направленные на то, чтобы человек считал все, что делает хорошим и правильным весьма способствуют отмиранию социальной морали и препятствуют развитию индивидуальной, способствуют "упрощению" человека, превращению его в животное. Для общения с которым, к-стати, единственно эффективные средства все те же: кнут и пряник.