Anarchism
18:47 01-07-2007
Anarchism » Интернет
А давайте поговорим о способствовании интернета анархизму. Не в том смысле, что можно толкать идеи анархии в массы, а в том, что:
- нет власти (хотя она в последнее время пытается и здесь показать свою силу);
- созданное человеком (информация) эквивалентно меняется на признание/непризнание другими этой информации (согласитесь, вам приятно, когда кто-то обращает свое внимание на ваш дневник, и никаких денег не надо);
- частной собственности тоже, по сути, нет: то, что сотворил человек, оно как бы его, а как бы и всем доступно;
- люди объединяются в "коммуны" и создают что-то вместе только из интереса, а не под давлением власти/денег/обстоятельств и т.п.
Ну и далее в том же духе.
Группы: [ Обсуждения ]
16:59 28-06-2007
Anarchism » Материал из энциклопедии социологии
АНАРХИЯ - понятие, посредством которого обозначается состояние общества, достижимое как результат упразднения государственной власти. Анархизм - общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти. Стремление к анархии как образ мышления встречается у киников и в раннем христианстве, а также в хилиастических сектах средневековья.

Цельная теория анархии и анархизма возникла в трудах английского писателя У. Годвина, сформулировавшего концепцию "общества без государства" в книге "Исследование о политической справедливости" (1793). Немецкий мыслитель М. Штирнер (сочинение "Единственный и его собственность", 1845) отстаивал индивидуалистическую версию экономического анархизма, сводя социальную организацию общества к "союзу эгоистов", целью которого явился бы обмен товарами между независимыми производителями на основе взаимного уважения "уникальности" личности каждого. Французский философ П. Ж. Прудон, стремясь теоретически обосновать анархистское движение ("Что такое собственность?", 1840), выдвинул тезис "Собственность есть кража". Исходя из того, что источником несправедливости в обществе выступает "неэквивалентный обмен" ("Система экономических противоречий, или Философия нищеты", 1846), Прудон видел необходимой организацию (без революционистского насилия) безденежного, эквивалентного обмена продуктами труда (товарами) между всеми членами общества (одновременно автономными частными производителями) при финансировании их деятельности при помощи "народного" (а не государственного) банка под минимальный ссудный процент. Это обеспечило бы, согласно Прудону, достижение реальной независимости личности от государства и постепенное отмирание последнего.

"Коллективистский" анархизм Бакунина ("Государственность и анархия", 1873) постулировал идею о том, что любое государство есть орудие угнетения масс и должно уничтожаться революционным путем. Социальный идеал Бакунина сводился к обустройству общества как "свободной федерации" крестьянских и рабочих ассоциаций, коллективно владеющих землей и орудиями труда. Производство и распределение, по Бакунину, должно было носить коллективный характер в контексте учета индивидуального трудового вклада каждого человека. В коммунистической версии анархизма Кропоткин ("Современная наука и анархия", 1920), опиравшийся на сформулированный им гипотетический "биосоциологический закон взаимной помощи" ("Взаимная помощь, как фактор эволюции", 1907), предполагал переход к федерации свободных коммун с предварительным уничтожением факторов разъединения людей: государства и института частной собственности. Последние по времени вспышки анархистских устремлений можно отнести к некоторым разновидностям движения "новых левых" на Западе.

А.А. Грицанов
Закрыть