pakt
15:07 16-05-2019
 
"...В 17-м – 18-м веках в Америке яблоки не ели, из них делали сидр - «сухой», т.е, алкогольный. Первые поселенцы боялись пить местную воду и пили сидр. Отец-основатель Джон Адамс выпивал пол литра на завтрак. Дети пили сидр. Словом, все. Но с 1830 г. сидр начал крепчать, превращаясь в яблочное брэнди - Apple Jack. Его производство подскочило, пьянство стало проблемой, в стране поднялся ропот. Неожиданно невинное яблоко стало воплощением соблазна – как в Райском саду. Оно спаивало Америку. Энтузиасты сухого закона грозились вырубать сады. Спасла яблоко снова – сладость.

Майкл Поллан: Даже при том, что яблоки, в основном, шли на сидр, в садах попадались и сладкие сорта. Их-то и стали культивировать фермеры, прививая к дичкам. Всем вдруг стало ясно, что сладкие, десертные яблоки – билет в будущее, путь к успеху. Почти все классические американские сорта: Красный вкусный, Макинтош, Болдуин, Северный шпион – вышли в звёзды из так называемых «сидровых садов». До 1900 года слово «яблоко» идентифицировалось со словом «выпить». С начала 20 века (благодаря усилиям маркетологов - куда-то же надо было девать продукцию садов, и сухозаконникам) яблоко в понимании американцев приобрело нынешнее значение.

В начале 20-го века фруктовые лавки Америки были набиты десертными яблоками: Кортланд, Винсап, Салли Грэй, Арканзасское чёрное, Римское, Ашмид Кернал, любимый сорт Генри Торо Голубой Пирмэйн и британский знаменитый Кокс оранж Пиппин. Но в 20-х годах появляются супермаркеты, и всё меняется. Супермаркеты ограничили прейскурант яблок. Они брали только те сорта, которые хорошо хранились, хорошо переносили перевозку и хорошо выглядели. И постепенно фермеры стали выращивать только эти сорта. Появилась индустрия монокультур. Это было выгодно коммерческим садоводствам, но плохо для покупателей - их выбор был ограничен. Трудно поверить, но к 60-м годам в супермаркетах осталось всего три сорта: Красный вкусный, Жёлтый вкусный и зелёный Макинтош.

Яблочный ренессанс начался лишь в последние десятилетия: покупатели, наконец, взбунтовались и показали, что им мало иметь одно красное яблоко, одно желтое и одно зеленое. Они стали ездить на фермы и рынки и покупать местные сорта. Тогда супермаркеты заволновались. Теперь в них уже – по 6-7 сортов яблок.

Тут надо добавить, что индустрия монокультур плоха не только для покупателя, но и для яблока: она делает яблоко уязвимей для болезней и насекомых. Если такой сад поражает болезнь, то сразу все деревья – потому что они все одинаковые.

В 19-м веке всё богатство яблочных генов в Америке хранилось по всей стране - в так называемых «сидровых садах». Теперь – только на экспериментальных участках, где прозорливые садоводы создают нечто вроде музеев яблочного антиквариата и библиотек яблочного генофонда".
Закрыть