Впечатления
Ядан
дневник заведен 19-05-2011
постоянные читатели [12]
закладки:
цитатник:
дневник:
Поплавок
 
Понедельник, 23 Мая 2016 г.
16:14 О тренерском фонде и наших планах.
Мы с тренерами давно говорили о создании рабочих мест для наших подопечных - ребят с отчетливыми нарушениями социальной адаптации в силу разных психических заболеваний. Т.к. даже тем из них, кто мог бы очень неплохо работать, выполняя узкий круг специальных обязанностей, очень трудно устроиться на работу.
Почти год поисков рабочих мест для них в рамках тренерской программы результатов не дал. Самым лучшим предложением было бесплатное участие в благотворительных акциях, ребята были согласны, но их пока так никто и не позвал...
И вот недавно, буквально 2 недели назад, у нас родилась идея открытия маленькой типографии. Мы посчитали, что на начальных этапах мы могли бы трудоустроить 4-х ребят, перешагнувших порог 18 лет. Все они уже несколько лет сидят дома, периодически посещают разные группы и клубы для инвалидов. Но не работают. И не учатся по-настоящему (двое из них получают дистантное образование).
Для покупки минимально необходимого для начала работы оборудования нам нужно около 45 тыс.руб (ч/б лазерный принтер формата А4 для большого офиса, типографский степлер, резак), а лучше на 5 тыс.руб. больше (тогда мы бы купили принтер формата А3). На начальных этапах мы сможем печатать визитки, методички, ч/б листовки. Типография будет официальной, сейчас как раз обсуждается вопрос создания юр.лица. Цены будут ниже рыночных, т.к. извлечение сверхприбыли - не наша цель. Да и ребятам не крутые зарплаты важнее, а чувство нужности, востребованности, возможность с гордостью сказать, хотя бы про себя "У меня есть работа!".
Мы каждую неделю отчисляем в фонд 10% заработанных тренерами денег, провели благотв.ярмарку и перечислили в фонд 50% заработанных средств (остальные 50% перевели в Свято-Софийский детский дом, как и было запланировано раньше, еще до рождения идеи типографии). На настоящий момент в фонде 2550 руб. Огромная просьба ко всем! Кто может, перечислите на карту Никиты любую сумму. Я гарантирую полную финансовую отчетность по вашему запросу. Также можно помочь с заказами (мы начнем работать, как только соберем необходимую сумму и купим оборудование). И огромная благодарность за репосты! Номер карты сбербанка - 4276380108173092 (Сусов Никита Андреевич). СПАСИБО!
P.S.: на фото один из потенциальных работников типографии - Саша П., 21 год, с Никитой в день рождения Саши.
Пятница, 15 Апреля 2016 г.
20:35 Когда нет сил
Этот пост от начала и до конца - цитата из дневника Ильи Латыпова:http://tumbalele.livejournal.com/82150.html . Очень полезная статейка про знакомое многим состояние - когда почти ничего не делал, и при этом устал)

Есть такое хитрое состояние, которое нередко озвучивается как «у меня ни на что нет сил. Вроде хочу что-то, а сил сделать этого нет». Иногда оно наступает тогда, когда мы перегружены работой и суетой, тогда это «нет сил» понятно, и выражает реальную потребность в отдыхе. Однако часто отсутствие сил утверждается тогда, когда ничего не сделал. Получаются парадоксальные усталость и отсутствие сил тогда, когда никакой работы не осуществлялось. Иногда доходит до, казалось бы, абсурда: весь день лежал на диване, смотрел телевизор, из дому не выходил – а силы пропали, и муторная усталость на душе.
Но парадоксов здесь нет. Усталость, по определению, это состояние, возникающее в результате больших затрат энергии, направленной на осуществление какой-либо деятельности. Усталость может сопровождаться чувством удовлетворения, когда есть какие-то результаты или продвижение к цели. Иногда – разочарованием и раздражением, когда понимаешь, что затраченные усилия – зря. Но, в обоих случаях, любой усталости предшествует энергозатратная деятельность.
Так вот, в ситуации, когда мы вроде бы ничего не делали, а усталость или отсутствие сил ощущается, у нас была очень энергозатратная активность. Естественное состояние организма и психики – это деятельность, которая направлена на обеспечение жизни, поэтому хроническое бездействие (в виде лени, хронической усталости, бессилия или настоящей депрессии) не является естественным состоянием – даже ленивцы двигаются. Тогда куда, на какую такую странную активность затрачивается энергия? Так вот как раз на то, чтобы подавлять естественный импульс к движению. Все психологические резервы брошены на то, чтобы что-то не делать. Для того чтобы остановить свой естественный импульс, нужно задействовать много сил и несколько стратегий, а именно: отвлечение, откладывание, игнорирование и подавление. Все эти действия сопряжены с тревогой, которая тесно связана с этой «непонятной» усталостью, потому что тревога сопровождает остановку возбуждения организма.
В случае с отвлечением и откладыванием мы, как правило, вполне осознаем, с чем сталкиваться не хотим. Есть что-то, что требует нашей энергии и сил, есть четкое видение результата и желание этого самого результата, но – нет сил на то, чтобы этот результат получить. Силы есть – просто они уходят на откладывание и отвлечение: сразу появляется множество «неотложных дел», которые требуется выполнить в первую очередь. Начинается внутренний конфликт, и энергия уходит на противостояние разных потребностей. Например, может присутствовать страх успеха (ведь к тем, кто достигает его, предъявляются более высокие требования), который блокирует любую деятельность, которая может стать потенциально успешной.
Сложнее ситуация тогда, когда работают игнорирование и подавление. Здесь расход сил чаще всего не осознается, а при подавлении и вовсе уходит глубоко в бессознательное. «На поверхности» остается низкий уровень энергии, вялость, скука и тоска. Еще не депрессия, но близко. Зачем это делать? Зачем до такой степени угнетать свои собственные импульсы, стремление к деятельности? Откуда такая установка? Она, чаще всего, исходит из идеи, что твои импульсы, твои потребности и стремления – неправильные или даже постыдные.
Ты девочка, которая мечтает про космонавтику? Что за глупости? В жизни надо уметь вертеться и зарабатывать деньги, а не витать в облаках! (и энергия уходит на то, чтобы подавлять этот интерес). Ты мальчик, которому нравится балет? Ты что, в балете одни п…сы. Нормальный мужик должен бить морды и жрать водку!
Причин может быть множество – и установки родителей, и взгляды друзей, и опыт собственных разочарований, и религиозные правила. Главное в них – их противоречие потребностям и склонностям личности.
Поэтому, если вроде бы ничего особого вы не делали, а все равно устали, и усталость не проходит, если нет сил ни на что – стоит задуматься над тем, что вы на самом деле делали. И что, возможно, продолжаете. Правда, на это тоже может не хватить сил. Бездействие намного энергозатратнее активности.
Среда, 6 Января 2016 г.
20:44 Баба Яга
ВВ вчера подарил мне серебряный кулон с бабой Ягой! ))) Давно меня так не радовали разные побрякушки. Я вообще к украшениям весьма сдержанно отношусь, а в эту прямо влюбилась. Дивная бабка! Стала про нее гуглить и накопала разное интересное и малоизвестное. Даже соотнесла то, что накопала, со своей работой)
Баба Яга - хозяйка леса, повелительница зверей и птиц (ее братья - месяц, солнце, ветер). Страж входа в Тридесятое царство - мир мертвых, потусторонний мир. Живет у огненной реки. Проводник душ умерших, именно поэтому у нее одна нога костяная - стоять в мире мертвых. И избушка на курьих ножках - аналог домовины - дома на высоких пнях, сваях, в котором хоронили умерших в древности. Вход у домовин был обращен к лесу. Баба Яга символизирует также дух предков, к которому обращаются за помощью в трудный момент. Яга испытывает героя, совершая обряд омовения (парит в баньке), угощая "покойницкой" едой - чтобы герой мог пройти в иной мир. Требуя трапезы, герой доказывает искренность своих помыслов и бесстрашие. Поэтому часто в итоге Яга дарит ему волшебный клубок, помогает советом. После встречи с ней герой выходит на иной уровень зрелости и побеждает в Тридесятом царстве. Так же б. Яга - жрица, проводящая обряд инициации подростков (сажает детей на лопату, отправляя их в "печь"). Воот.
Вторник, 29 Декабря 2015 г.
20:43 Вершина
Мы сегодня покорили малый пик Адама в Элле (горная деревня в Шри-Ланке)! Всей семьей со 2-й попытки. Первый раз, почти год назад, 31.12.14, мы не дошли до вершины метров 200 и повернули назад из-за начавшегося ливня и приближающейся ночи). Сегодня мы вышли пораньше и были гораздо лучше экипированы: на всех были дождевики, на детях резиновые сапоги. Дождь, даже ливень, начался где-то с середины 1,5-часового пути, но мы не свернули назад. Дети держались героически! Когда уставшего и присевшего отдохнуть на камень у дороги Миху спросили, куда ты хочешь идти: вниз или наверх, он твердо ответил «наверх». Андрюха немного хныкал в конце «не могу идти» (потом оказалось, что у него были абсолютно мокрые ноги, т.к. сапоги лопнули и пропускали воду, и он натер мозоль на лодыжке), но потом нам стали попадаться спускающиеся с вершины люди, которые смотрели на Андрюху с умилением, подмигивали, улыбались, удивленно качали головами. И Андрюха приободрился. И больше не пикнул. Хотя последние метров 200 наверх вели крутые ступеньки. И мы дошли! На вершине был такой туман, что никакие прекрасные виды нам не открылись – сплошное молоко за обрывом. Край света. И восторг. И гордость за детей, за себя, за ВВ. Он, кстати, дошел до вершины с больной ногой, опираясь на палку, найденную на дороге. А потом сказал, что давно не чувствовал себя таким живым.
Детей мы зауважали еще больше. Реально крутые у нас пацаны!
Суббота, 5 Декабря 2015 г.
23:15 Социальные тренеры
Накануне Нового года хочу написать об одном из самых важных для меня начинаний года уходящего - программе социального тренерства. Считаю эту идею очень крутой . Краткая ее формулировка звучит как-то так: Выбираешься сам - помоги другому, вместе у вас получится лучше).
Итак, социальные тренеры. Это ребята, имеющие проблемы социальной адаптации и успешно их решающие. Ребята, которые на собственном опыте знают, каково это: быть одиноким и непонятым, беспомощным, зависимым, слабым. Ищут путь выхода. Идут этим путем. И помогают идти другим.
Они могут научить чистить картошку, решать задачи по математике, вышивать крестиком, танцевать, пользоваться транспортом, делиться впечатлениями от фильма, книги, события, искать и находить работу. Все навыки, необходимые для самостоятельной жизни - их "предмет". Подростки и молодые люди, по-разному неприспособленные к жизни - их подопечные.(На сегодняшний день - от 11-ти до 21 года, от незначительной робости при общении в большой компании до полной беспомощности в быту; от некоторых трудностей сосредоточения внимания при выполнении уроков до невозможности учиться даже в коррекционной школе). Для ребят это работа. Оплачивается она довольно скромно, поэтому нанять социального тренера могут даже люди с небольшим достатком. Подход - исключительно индивидуальный: удобные для подопечных время, место, частота встреч, актуальные задачи и непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы с каждым человеком. Мы можем помочь ребятам, никогда не выходящим из дома, беспомощным и абсолютно одиноким. И это действительно круто!
Для самих тренеров, как видится мне, эта работа - опора, стимул для внутреннего роста, решения собственных проблем, взросления. Возможность делать что-то действительно полезное и интересное одновременно. Возможность работать в классной команде. Вместе искать, думать, радоваться успехам друг друга. Их пока шесть. Ответственный, инициативный, педагогически одаренный Никита. Спокойная, женственная, творческая Аня. Тихая, вдумчивая, ищущая Элина. Эмоциональная, требовательная, красавица-рукодельница) Диана. Яркая, теплая, напористая Вера. Четкая, умная, сдержанная Алина. Такая команда. Конечно, у каждого из них есть свои трудности. И таланты. Но все они, такие разные, идут общей дорогой - к лучшей, более осмысленной, интересной, плодотворной жизни. И помогают идти другим.
Понедельник, 5 Октября 2015 г.
13:22 АУТИЗМ НАИЗНАНКУ или регрессивная синтонность
Полицейский участок, несколько офицеров в комнате отдыха пьют чай, беседуют, смеются. Входит Сага Норен, старший офицер полиции:
- Почему вы тут сидите?
- Пьем чай.
- А что вы обсуждаете?
- Да так, болтаем о разном.
(Сага садится за стол, берет чашку):
-А у меня сегодня месячные начались.
…Неловкое молчание.
(почти дословно процитированный диалог из сериала «Мост»).
Главная героиня умна, у нее самый высокий процент раскрываемости в участке. Ее неуместно-откровенные высказывания шокируют и смешат одновременно.
Знакомьтесь, регрессивная синтонность ("аутизм наизнанку"). Это чрезмерная открытость и доверчивость человека, когда он — не будучи интеллектуально снижен — готов излагать сущность своих переживаний, даже сугубо интимных, всем окружающим без учета ситуации и своего положения в обществе.
По-видимому, она является следствием:
А) внутренней отстраненности, холодности по отношению к собственным переживаниям;
Б) стремления выйти из скорлупы, быть понятым, принятым другими людьми;
В) трудностей улавливания социального контекста, понимания уместности и неуместности каких-либо высказываний в той или иной ситуации.
Итог в большинстве случаев довольно плачевный – усиление социальной изоляции, насмешки, часто приводящие к невозможности находиться в коллективе.
В наиболее ярко выраженных, откровенно нелепых случаях проявления регрессивной синтонности, речь, как правило, идет о последствиях шизофренического процесса. Однако, отголоски регрессивной синтонности встречаются и у шизоидных личностей. Получается довольно экстравагантное сочетание закрытости, недоверчивости в самых простых вещах, трудности выражения собственных чувств даже в кругу близких и неожиданной откровенности, душевной обнаженности часто в самый неподходящий момент.
Работа с этой проблемой должна вестись в нескольких направлениях (в соответствии с вышеописанными причинами возникновения регрессивной синтонности):
А) Обучение распознаванию социального контекста, усвоению социально приемлемых норм общения в различных ситуациях;
Б) Выстраивание теплых, доверительных отношений (в условиях психотерапевтической группы, например), способствующих преодолению социальной изоляции, чувства одиночества, оторванности – внутреннего круга людей, с которыми можно делиться даже сокровенными переживаниями;
В) Присоединение к собственным чувствам: их понимание, развитие, нюансировка.
Понедельник, 28 Сентября 2015 г.
22:48 Федра
Выйду ненадолго за рамки психиатрии.
Смотрели на днях "Федру" Р.Виктюка. Сюжет древний и хорошо известный знатокам античности. Из Википедии (для не знатоков): "Фе́дра (др.-греч. Φαίδρα — в древнегреческой мифологии дочь критского царя Миноса и его супруги Пасифаи, вторая жена афинского царя Тесея. Воспылав страстью к своему пасынку Ипполиту (сыну Тесея от первого брака), будучи отвергнута им, оклеветала его, что привело к его гибели, и покончила с собой." Сюжет волновал многих Великих. Драму "Федра" написала в 1927г Марина Цветаева. Именно ее текст лег в основу постановки Виктюка. Всем любителям его театра смело рекомендую: пластика, красота полуобнаженных мужских тел, двигающихся в ритме барабанного боя, особая завораживающая протяжность интонаций... Бозин в роли Федры. Текст довольно сложный, но, в силу моей любви к Цветаевой, воспринимался органично. И несколько отстраненно. Вот все эти страсти: ее запретная любовь и метания, его преданность Артемиде, вопль в ответ на ее мучительные, сбивчивые признания - "гадина!". Их смерть. Я была не больше, чем зритель. До последнего монолога Тесея. Вот он возвращается, узнает о смерти жены. Кормилица намекает на вину сына - мол, соблазнил, а она не стерпела позора. Гнев. Убийство сына. Доказательство его невиновности. Раскаяние перед ним, уже убитым. За что, любимая?! Гнев, обращенный к Федре. Кормилица встает на защиту Федры, говорит, что это она ее подстрекала, она во всем виновата. Бей, говорит. И вдруг:
Тесей:
Ведьма, не за что! Сводня, не за что!
Ты - над хрипами? Ты - над трупами?
Образумься, старуха глупая!
В мире горы есть и долины есть,
В мире хоры есть и низины есть,
В мире моры есть и лавины есть,
В мире боги есть и богини есть.
Ипполитовы кони и Федрин сук -
Не старухины козни, а старый стук
Рока. Горы сдвигать - людям ли?
Те орудуют. Ты? Орудие.
Ипполитова пена и Федрин пот -
Не старухины шашни, а старый счет,
Пря заведомая, старинная.
Нет виновного. Все невинные.

Вот от этого "в мире горы есть и долины есть..." - спокойно, проникновенно, без надрыва, у меня все внутри сжалось. Вот через какой ад чувств ему пришлось пройти, чтобы в конце сказать, понять, чтобы дорасти до "Все невинные"?! И вот эти горы и долины.. Данность, неумолимость, неотвратимость, единственный шанс. Для него, для меня, для каждого. Шанс достичь зрелости. Мясорубка чувств, колесо страсти, боли, любви. Давно так не плакала.
Пятница, 21 Августа 2015 г.
23:39 Детское всемогущество
У него столько заманчивых выгод при очевидном разрушающем влиянии на жизнь взрослого человека, что я решила написать о нем в форме диалога прокурора и адвоката перед лицом Судьи, в роли которого будет выступать каждый читатель.

Досье.
Детское всемогущество.
Сохранившееся в подсознании взрослого человека убеждение периода младенчества в прочной взаимосвязи между желаниями и их осуществлением без необходимости прикладывать сколь-нибудь существенные усилия. Младенец хочет и кричит/показывает пальчиком/сучит ножками - любящие родители исполняют желания. Вывод - достаточно просто как следует захотеть, и все получится: "захотел"="получил" (без более взрослого и гораздо менее привлекательного "потрудился").

Прокурор: Ваша честь, я требую для подсудимого высшей меры - полного изжития его Личностью! Он отнимает у человека самое драгоценное - время жизни. Время, потраченное на бесплодные фантазии о том, что все "само собой", "как-нибудь" устроится.
Адвокат: Позвольте! Но именно такие фантазии утешают в самые тяжелые минуты! Сломленному, несчастному они дарят крылья и смелость мечтать! Что Вы можете предложить взамен? Убогую реальность?! Где "ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг"?!
Прокурор: Принятие убогой реальности - единственная возможность изменить ее! Что толку в крыльях, если их обладатель распластан на земле, овеянный дурманом своих фантазий? Это не крылья, Ваша честь, это путы!
Адвокат: Дурман... Иногда это единственный способ избавиться от боли, которая может быть невыносимой. От боли, могущей свести с ума, окончательно подорвать веру в себя и жизнь.
Прокурор: Господин Адвокат, Вы говорите о редких моментах в жизни человека, когда он испытывает сильнейшую боль, и оправдываете этим существование Детского всемогущества в психике взрослого (по паспорту) человека. Между тем, большинство жертв подсудимого не испытывают никакой острой боли, они просто сидят на ж*опе и мечтают. Часы, недели, годы. Отпущенное им время утекает сквозь пальцы, как песок. Кто-то буквально сидит, кто-то ходит на работу и даже заводит семью, но как-то механически, без любви, вдохновения, радости, без душевного труда. Они как будто спят и видят сны об иллюзорном счастье, которое "когда-нибудь будет"... Этому нет оправдания.
Адвокат: Есть, господин Прокурор! Во-первых, пусть и редкие, но моменты острой боли присутствуют в жизни каждого человека. И этого достаточно, чтобы его сломить. Во-вторых, именно Детское всемогущество наделяет нас смелостью мечтать, ничем не скованной, не ограниченной узкими рамками "здравомыслия". И, кто знает, возможно, все великие, безумные воплощенные мечты - именно его заслуга.
Прокурор: Если говорить о боли, то у взрослого человека есть множество возможностей справиться с ней. Поддержка близких и любимых, общение с природой, написание писем, чтение книг, в итоге - проживание и изживание боли (а не уход от нее!) с внутренним преображением. Человек становится глубже, сильнее и мудрее только благодаря боли! Про безумные мечты соглашусь с коллегой - многие из них - порождения Детского всемогущества. А вот воплощенные...

Этот разговор мог бы продолжаться еще очень долго... Слово за Вами, Ваша честь!
Вторник, 18 Августа 2015 г.
00:05 Синдром выученной беспомощности
«Лестница теперь была в его распоряжении… Но мужчина больше не пытался сбежать... Через семь лет после его исчезновения…суд издал постановление считать его умершим».
Кобо Абэ «Женщина в песках»


В 1964 году в психологической лаборатории Пенсильванского университета проводился ряд экспериментов над собаками. Часть их состояла в том, чтобы сформировать условный рефлекс страха на звук высокого тона. В качестве негативного подкрепления использовался несильный, но чувствительный удар электрического тока, который собаки, сидя в клетках, испытывали после того, как слышали звук. После нескольких стимуляций клетки открыли, чтобы проверить, начали ли собаки бояться звука. Экспериментаторы ожидали, что в силу сформированного рефлекса страха собаки будут убегать, заслышав высокий звук, чтобы избежать удара током. Однако, вопреки ожиданиям, собаки не убегали. Они ложились на пол и скулили, но не совершали никаких попыток убежать, хотя при открытых ящиках это было несложно.

В 1976г был проведен эксперимент в доме престарелых Арден-Хауз штата Коннектикут. Экспериментаторы договорились с администрацией заведения о двух типах экспериментальных условий. Жителям четвертого этажа предоставлялась увеличенная ответственность за себя и свой образ жизни с возможностью делать выбор и контролировать ситуацию по различным жизненным вопросам, жителям второго этажа оставляли возможность вести обычный для пациентов дома образ жизни, в окружении внимания и заботы персонала, когда большинство решений, касающихся их жизни, принимало руководство. Эксперимент длился 3 недели. По истечении трех недель жители четвертого этажа продемонстрировали значимо более высокие показатели по уровню удовлетворенности своей жизнью, активности в общении, улучшению своего состояния. Через полгода участники группы с увеличенной ответственностью продолжали находиться в лучшем состоянии, смертность в их группе была в 2 раза ниже, чем на 2-м этаже. На основании полученных результатов администрация Арден-Хауза приняла решения и дальше поощрять стремление пациентов к контролю за собственной жизнью.

Мартин Селигман, участвовавший в серии экспериментов над собаками, впоследствии сформулировал теорию о выученной беспомощности.

Вы́ученная беспо́мощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хотя имеет такую возможность. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность. У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти.
Синдром выученной беспомощности является довольно частым последствием депрессивных состояний, когда человек не справляется с повседневными задачами. Он может проявляться и в результате гиперопеки со стороны родителей при изначальной слабости/нарушениях психики. Об этом же госпитализм с нарушением адаптации к повседневной жизни в результате длительного пребывания в больнице, где не требуется принимать самостоятельных решений, и вся жизнь подчинена внешним жестким требованиям.
Страшная штука. Заметьте, даже если контроль отнимается с целью заботы, как в доме престарелых, это ведет к снижению жизненного тонуса, активности, ухудшению настроения и общего самочувствия.

Я часто сталкиваюсь с выученной беспомощностью у своих пациентов. Когда, казалось бы, болезнь отступает, и появляются возможности изменить свою жизнь – пойти учиться, работать, да просто встретиться с друзьями. И ведь одному сидеть дома плохо, почти никого это не радует, создает ощущение собственной неполноценности, бессмысленности и безвкусности жизни. Но человек продолжает сидеть. Страх неудачи и какая-то внутренняя убежденность в том, что все равно ничего не получится, пересиливают. Такие ограничивающие убеждения называются «мыслями-вирусами» и возникают в результате нарушения связи со своими внутренними ценностями и односторонним восприятием собственного опыта. Значение негативного опыта, когда не получилось, преувеличивается, а положительный опыт расценивается как случайность. Вера в себя и смысл жизни утрачиваются, ценность каких-либо усилий нивелируется. Когда речь о гиперопеке, то изначальная установка звучит несколько более оптимистично - «зачем напрягаться, когда все и так делают за тебя», но дальше происходит то же самое – постепенная утрата веры в себя, снижение активности, потеря смысла.

Что делать? Помогают повторяющийся положительный опыт при одновременной работе человека над изменением собственных убеждений и восстановление связи со своими внутренними ценностями. Последние относятся к категории Высшего «Я». Это внутренние мотиваторы, содержащие представления о ценности и уникальности собственной жизни, о том, каким человек хотел бы стать, за что мог бы себя уважать, о настоящей дружбе, любви, благородстве. Изначальная утрата связи с внутренними ценностями часто происходит, когда мы, по определению К. Роджерса, «пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные».
Так вот, толчком к внутренним изменениям служит, прежде всего, положительный опыт. Его можно получить при поддержке близких, в терапевтических группах, при помощи профессионалов-реабилитологов. Большинству людей с синдромом выученной беспомощности действительно требуется эта первоначальная поддержка, вдохновение, «волшебный пинок». Дальнейшая задача – оберегать полученный опыт от нападок «мыслей-вирусов», стремящихся его обесценить, нивелировать. Этот целебный положительный опыт и испытанные при его получении эмоции служат ниточкой, порталом к пласту внутренних ценностей и собственным ресурсам. А восстановление связи с Высшим «Я», даже частичное, «мерцающее» поначалу, помогает изменять негативные, ограничивающие убеждения, порождающие «мысли-вирусы», на освобождающие, устремляющие к развитию и самореализации.

В статье использованы материалы Википедии.


Воскресенье, 16 Августа 2015 г.
12:32 Выздоровление при шизофрении и расстройствах шизофренического спектра*
Предыдущая статья. Пусть тоже будет.

*Данная статья основана на материалах научной публикации «Выздоровление при шизофрении. Концепция «Recovery» И. Я. Гурович, Е. Б. Любов, Я. А. Сторожакова, опубликованной в журнале «Социальная и клиническая психиатрия» в 2008г.

«Я могу выздороветь?». От ответа на этот вопрос зависит так много: надежды на будущее, планы, мечты, вся жизнь. Диагноз «шизофрения» и даже «шизоаффективное расстройство» для многих звучит, как приговор, хотя, по сути, таковым не является. Сразу скажу: как бы страшно не звучал диагноз из разряда «шизофрении» (на самом деле, это очень объемное понятие, включающие огромное количество разных по симптоматике, характеру течения и прогнозу форм), он не исключает возможности полноценной жизни, творческой самореализации в работе, любви, семье, не исключает счастья.
Почему так боятся шизофрении? Дело в том, что до конца 1980-х гг шизофрения рассматривалась как хроническое состояние с довольно пессимистичным прогнозом: 20% имеют благоприятную форму течения со значительным возвратом к доболезненному уровню жизни и функционирования, на долю других 20% выпадает неблагоприятные формы с непрерывно ухудшающимся состоянием, остальные 60% с хроническим течением болезни находятся «в промежутке»: нет непрерывной деградации, но и возврат к доболезненному уровню жизни также невозможен [A.S.Bellack]. Более поздние исследования свидетельствуют о возможности практически полного выздоровления при приступообразном течении заболевания (с чередованием периодов обострения и ремиссий) в четверти случаев.
Если говорить клиническом выздоровлении, то, хотя и не существует единых его критериев, должны иметь место минимальные личностные изменения (возможно легкое заострение доболезненных личностных особенностей либо невыраженные черты психической незрелости, чудаковатости), высокая работоспособность, наличие учебы или работы хотя бы на 0,5 ставки, самостоятельный образ жизни, ответственность в управлении бюджетом, наличие друзей или иное участие в соответствующей возрасту социальной активности. Что касается симптоматики, то здесь мнения несколько расходятся: кто-то считает, что должно иметь место полное отсутствие симптомов, кто-то допускает их минимальную выраженность, разнится и продолжительность такой «ремиссии», когда человек начинает считаться выздоровевшим: от 1 года до 5 лет.
Однако, в последнее время, по мере появления все новых самоотчетов пациентов, прошедших путь выздоровления, это понятие приобрело новое значение, отраженное в концепции «recovery» (от recover – выздоравливать, приходить в себя, овладеть собой). Речь идет о внутренней картине выздоравливания – нередко длительном личностном, вне рамок болезни и симптоматики, процессе возвращения к наполненной смыслом жизни и обретению вновь значимой ценностной роли. Это путь обретения и сохранения надежды на лучшую жизнь, новых целей и смысла, преодоления утраты активной позиции, стигмы тяжелой психической болезни и восстановления самоконтроля при наличии вызванных болезнью ограничений. При этом подчеркивается, что восстановление – не линейный процесс, на этом пути могут быть обострения, ухудшения состояния, но они не рассматриваются как «срыв» выздоровления, поражение, но как «прорыв», преодоление.
На этом пути важно дистанцирование от болезни («Когда ты и твоя болезнь – одно целое, внутри тебя не остается никого, кто бы мог противостоять болезни» P.E.Deegan), сохранение человеческого достоинства, стремление «не выпустить из рук власть» над болезнью и сохранить позицию, позволяющую противостоять стрессу и начать процесс восстановления и исцеления. P.E.Deegan в своей статье-самоотчете «Восстановление чувства собственной ценности после получения клейма психически больного» пишет, что дело не в том, чтобы «стать нормальной», а в том, чтобы обрести свою цель, свой смысл, построить новую жизнь, полную ценностей и смысла. При этом люди, перенесшие тяжелое психическое заболевание, как указывает M.Farkas, могут чувствовать, что оно безвозвратно изменило их жизнь, и они просто не способны вернуться к прежней жизни, какой она была до болезни, и стремятся включить болезненный опыт в свою идентичность. Процесс выздоровления становится личностным путешествием иногда длиною в жизнь к возвращению контроля над своей жизнью, становлению «глубоко и более полно человечным», даже при наличии функциональных ограничений и глубокой травматизации. И в этом смысле recovery – удел многих пациентов, способных сделать внутренний выбор в пользу Жизни.

Перечень ссылок:
1.Bellack A.S. Scientific and consumer models of recovery in schizophrenia: concordance, contrasts, and implications // Schizophr. Bull.– 2006. – Vol. 32, N 3. – P. 432–442.24.
2. Deegan P.E. Recovering our sense of value after being labeled mentally ill // J. Psychosoc. Nurs. Ment. Health Serv. – 1993. – Vol. 31, N 4. – P. 7–11.
3.Farkas M. The vision of recovery today: what it is and what it means for services // World Psychiatry. – 2007. – Vol. 6, N 2. – P. 4–10.
Четверг, 13 Августа 2015 г.
23:00 Жизнь и смерть или выздоровление при шизофрении
…По-моему, мистеру Бенбери пора уже решить, жить ему или умирать. Колебаться в таком важном вопросе просто глупо.
С. Моэм «Как важно быть серьезным»



Предыдущая версия этой статьи, являющаяся упрощенным изложением научно признанных истин не вызвала интереса и отклика у читателей. Ее нашли банальной. Поэтому я решила написать ее иначе. Более лично, а значит, субъективно и спорно.

Иногда мне кажется, что человек сам призывает болезнь. Когда ему страшно, больно и одиноко. Когда он не находит своего места и смысла, и сил их искать. Когда все внутри него знает, что он особенный, что его ждет офигительное будущее, совсем не такое, как у всех этих остальных. А жизнь, как нагадившего котенка, тычет носом в неприятие и насмешки сверстников, трудности с учебой, бедность... Когда разрыв между фантазией и реальностью становится пропастью. А может, жизнь просто слишком легка и холодна, чтобы ее полюбить. В психиатрии это называется предрасположенностью, шизофреническим диатезом. Но его, этого диатеза очень-очень много - отдельные весьма серьезные исследователи заявляют, что им страдает больше половины населения Земли. А шизофренией и иже с ней заболевает около 1%. И я почти уверена (пусть это будет только моим субъективным мнением), что, если отмести случаи начала заболевания в раннем детском возрасте, это внутренний, подсознательный выбор. Болезнь, замораживая чувства, притупляет боль, усиливая ощущение избранности, оправдывает одиночество, в психозах и фантазиях, становящихся альтернативой реальности, сбываются все несбыточные желания и мечты. Она принимает под свое крыло всех, не нашедших в себе сил пробиться, но берет очень дорогую плату - ЖИЗНЬ. Жизнь, с ее болью, да, но и радостью, с ее падениями и взлетами, предательством и близостью, любовью, ненавистью, борьбой, блаженством... ЖИЗНЬ. Ожерелье чувств в каждом дне. И тобою прокладываемая в неизвестность Дорога. А рядом те, кому с тобой по пути. Самые близкие и родные....... Действительно дорогая плата. Для многих (слава Богу!) слишком. Да, уже не так больно, точнее, вообще никак. Да, в фантазиях ты крут, но вот только с каждым разом они блекнут и как-то усыхают, пока не начнут рассыпаться в прах, вместе с мыслями, мечтами, личностью. Психоз ярок, но страшен, как лесной пожар, после которого остается лишь выжженная пустыня - мозг так слаб, что тяжело понять даже несколько строк в детской книжке сказок... Люди все дальше и неразличимее, словно сквозь толщу мутной воды. Мутная вода, болото, вата - такими словами обычно описывают ЭТО. Мир, пораженный болезнью. Бесчувствие, слабость, вязкость, обездвиженность. Все ближе к полюсу смерти, но не потеряны для жизни окончательно. Никогда не потеряны.
Я верю, я знаю, всегда есть ВЫБОР. И обратная дорога. Точнее, нет, она не обратная, она к Жизни. Наверное, этот путь начинается с надежды. Чей-то взгляд, улыбка, слово, а может быть книга. Шансов бесконечно много. Главное, не давать ей погаснуть, пусть горит, пусть освещает этот мрак, сначала робко, а потом все ярче, смелее, даже вопреки. Она для того и нужна. А свет обязательно притянет свет - людей, возможности. А может быть, они уже рядом? Идти навстречу и постепенно все больше осознавать и точнее формулировать цели, потребности, смысл. Идти навстречу. Конечно, это нелегко. Конечно, снова будут падения, срывы. Но это не откат назад, это часть дороги. Главное, свет не гасите. И, как только можете, идите навстречу. С каждым шагом дорога будет становиться живее, интереснее, светлее. Не знаю по поводу легче. Это понятие как-то постепенно вообще отходит на второй план. Она всегда по силам. Однажды вы снова (а может быть впервые?) испытаете острое, ослепительное счастье. Заслуженные мгновения, когда свет пронизывает каждую клеточку тела, и все твое существо летит, кричит, поет ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!!! Поверьте, она всегда такой была. Но иногда требуется пройти долгий путь сквозь болезнь, чтобы понять это.

БОЛЬНИЧКА

Город таинственный, в мифы укутанный,
На перекрестке миров образованный…
Бездна штормящая, тихая бухта,
Хаос мятежный в режимы закованный!

Времени призрак в меха обувается
Чтоб не спугнуть чей-то сон осторожный…
В этих стенах в кайф болеть разрешается,
Всласть говорить о вещах невозможных,

Злость не скрывать и приличья высмеивать,
Боль смаковать, разум с треском проигрывать!
Всех приглашать в этот мир я не смею -
Он не для всех, это только для избранных.

Сломленных Жизней закаты багряные
Век не забудет, кто видел однажды.
Там за пустыми стеклянными взглядами
Кома души, разучившейся жаждать.

Ради нее. Все. И это не жалость.
Просто дать шанс. Пусть один, только честный.
Шанс выбрать Жизнь. Это вовсе не мало,
Если душе в коме вдруг стало тесно.


Всем, решившим встать на путь выздоровления, рекомендую книгу Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда бывала львом». Она вдохновляет и содержит много способной помочь информации.
Среда, 12 Августа 2015 г.
17:32 Новая жизнь
Теперь здесь будут появляться статьи для моих пациентов и их родителей. Лайфджорналс как-то не понравился, не вышло с ним подружиться. Решила писать здесь. Сказывается еще мое стремление к продолжению всего хорошего в моей жизни, а этот дневник - безусловно хорошее, но в прежнем виде он маложизнеспособен. Всех, кому интересна психиатрия и пространство рядом с ней (собственно, сфера душевной жизни), милости прошу.
Вторник, 18 Февраля 2014 г.
23:57
Вторую неделю переписываюсь с Мариной Ивановой, автором той самой книги. Первый раз встречаю в жизни такого человека - настолько отзывчивого, веселого, глубокого. Возникают странные мысли, что святые - они какие-то такие... Надо же!.. Мучает только, что я совершенно не представляю, чем могу быть ей полезна.
Закрыть