Всё, что попадает в паутину
Тарантул
дневник заведен 26-03-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Ногинск
Ссылки
 
Среда, 14 Ноября 2018 г.
11:20 LogicBots
Наткнулся на одну любопытную игрушку в стиме, LogicBots

Это конструктор-песочница, смысл которой - создавать и с помощью простейших логических элементов "программировать" движущихся роботов для выполнения заданных функций.

Вообще подобных игрушек, требующих логики программирования, в Стиме хватает, спрос на такое есть. Эту же отличает то, что тут используется полноценный 3D-движок с физикой. Соответственно, найденное решение должно быть не просто логически точным - оно должно быть НАДЕЖНЫМ, работающим в пограничных условиях, учитывающим девиации: микропробуксовки колёс, неровности рельефа и всё такое прочее.

Создание бота состоит из двух частей - непосредственно создание модели, с выбранным корпусом, прикрепление в нужным местах колёс и других активных частей, датчиков, солнечных батарей и всего, что понадобится - и создание логической схемы, из наборов элементов от простейших "И" "ИЛИ" "НЕ" до их продвинутых версий, таймеров, счетчиков, математических операций над величинами и т.д.

Задания варьируются, усложняются. Я добрался до третьей группы заданий и перечислю, например, только лишь типы датчиков, которые мне понадобились для выполнения задач: датчик определения тёмного/светлого цвета, лазерный дальномер, цветной датчик, датчик освещенности, широкоугольный датчик препятствий, компас, датчик радиоворот, GPS-приёмник...

Основной недостаток игры, как я считаю - крутая т.н. "кривая вхождения". Вернее это было бы назвать стеной вхождения. Глухой стеной вхождения. В простеньком туториале нам объясняют, как создать элементарнейшего бота, который с помощью двух датчиков может худо-бедно двигаться вдоль плавной черной линии. А потом сразу бьют в морду и бросают в какой-то адЪ, где хочется рвать волосы во всех местах от условий задач и ограничений. Ведь даже простейшее "программерское" действие тут не выглядит простейшим. Например, приказать роботу: если впереди стена, поверни налево. "If ... then turn left". Ага-ага. Прежде всего, робот не знает, что такое "налево". У него колеса, прикрепленные к одному из двум моторам (обычное левые - к одному, правые - к другому). Каждый из моторов может вращаться в прямом или обратном направлении или останавливаться, вот с такими возможностями и программируй-командуй. Бери блоки проверки датчиков на условия, набирай логические элементы, веди командные линии к моторам и надейся, что не выйдешь за бюджет. Ну и, конечно, если требуется робот, который не только способен, стоя у стены, вечно крутиться влево, ставь кучи развилок "И", "ИЛИ", другие датчики, другие проверки...

Вот, например, один из уровней второй группы - требуется создать робота, который может пройти лабиринт, проехать по линии с прямыми углами и затем по возвышенной платформе, не упав с неё.



Вот так выглядит мой робот, с детекторами препятствий, ч/б-датчиками, лазерными дальномерами.



А вот так выглядит его логическая схема.



В итоге на одном из уровней третьей группы, где требуется создать робота, успешно передвигающегося по пересеченной местности между GPS-координатами в заданном порядке, избегая камней, деревьев и канав, я просто завис и повесился.

Хватает и других недостатков у неё - прежде всего в интерфейсе. Создание логической части могло бы быть куда изящней, конструирование корпуса - куда точнее, с соответствующими инструментами, потому что многое и там и там делается через задницу. К сожалению автор, который с небольшим коллективом работал над игрой, больше не патчит её и переключился на другие проекты.

Достоинство же у неё только одно - других подобных нет. Помню какую-то давнюю игрушку, где надо было строить роботов, сражающихся на арене, но управлял ты ими там напрямую. А в других программерско-логических играх обычно имеешь дело со сферическими конями в вакууме. Так что попробовать рекомендую, других альтернатив нет.
Четверг, 8 Ноября 2018 г.
01:49 Когда нечего постить - постим селфи!
Последние месяцы, когда появлялось желание и время что-то запульнуть-запостить в дневник - всегда была тема: фотки из космического музея. Можно было рассказать много, можно было рассказать интересно. Более того, иногда прям камнем на душе лежало - "что-то я уж месяц ничего не выкладывал!" И вот фотоотчёт окончен, и как-то резко не о чем стало писать. Путешествий и интересных ивентов в ближайшее время не предвидится - так, пара вылазок на концерты, всё как обычно, а о совсем будничном лытдыбре я не пишу, так исторически сложилось. О тех книгах/фильмах/музыке, с чем знакомился последнее время, рассказывать не тянет, всё фигня и серо. Так что пока в блоге затишье, но это только в блоге - сам я жив и иногда пробую какие-то новые активности, о которых, может, появится желание поведать позже)

Ну а пока могу разве что предложить фотомузыкальную подборку нашей мегаинтеллектуальной команды, которая год назад пришла в открывшийся тогда первым в нашем городе квиз (сейчас он уже не единственный, но тем не менее самый популярный), и продолжает штамповать рекорды побед, подиумов и чемпионств, на "радость" остальному полутора десятку команд-конкурентов.

Четверг, 1 Ноября 2018 г.
18:40 Выводы аварийной комиссии по "Союзу"
Короче, ракету погнули при сборке) А именно - датчик отделения ступени, который должен открывать клапан реактивной струи для её увода. Клапан не открылся, ступень не отпрыгнула и прочертила по ракете.



Следующий пилотируемый "Союз" отправится раньше запланированного, 3-го декабря, выход в космос российских космонавтов для обследования дырявого "Союза" - всё ещё в программе. Все готовые "Союзы" разбираются, специально на предмет проверки этого датчика, дополнена процедура контроля, персонал Байконура, судя по всему, ждёт переаттестация. Одна РН уже улетела с Плесецка, до конца года ещё будут пуски со всех 4-х космодромов - Плесецка, Байконура, Гвианы, Восточного.

Видео с рокеткама.



Моделирование (и в целом рекомендую канал данного автора).



В общем что сказать - старт, это самый опасный участок. Когда неполадки одной ступени приводят к соударению или другому взаимному воздействию - такое не редкость в аварийных стартах и привести могут чёрт знает к чему. Например, прогар бокового бустера "Челленджера" превратил весь комплекс в огненный шар. В данном случае и взрыва РН не было, и САС сработала штатно. Но, надеюсь, больше подобных проверок САС не будет.
Суббота, 27 Октября 2018 г.
03:02 Ну хоть костёр не разожгли
Грушинский фестиваль захватывает вселенское господство!



(снято в сентябре)
Четверг, 18 Октября 2018 г.
16:24 Для удобства
Среда, 17 Октября 2018 г.
14:25 От нас скрывают
Вся правда о системе аварийного спасения "Союза"!

Вторник, 16 Октября 2018 г.
15:20 "Космос". Часть 11, заключительная. Ожидания/реальность.


В целом музей создаёт отличное представление о том, как на грандиозном пути покорения космоса менялись планы, цели, задачи, какие открывались новые возможности, и как отбрасывались целые направления, о непрерывности процесса и постоянном поиске, поиске идей, решений, вариантов. Даже эта фотография выше, на которой запечатлено всё семейство ракет Р-7, за время, прошедшее с апреля сего года, уже стала неактуальной, так как крайний справа "Союз-5", который было начали разрабатывать вместо "Ангары", уже вроде как не разрабатывается, а вместо него разрабатывается... обновленная "Ангара".

Читать подробнее >>>
В общем, несмотря на многочисленные проблемы отрасли, тщательно (и чаще всего некомпетентно) обсасываемые в СМИ, видно, что Россия всё ещё не зря считается космической державой. Наши блоки являются основой МКС.



Наши инженеры за последнее время построили два больших объекта - стартовые сооружения для "Союзов" на экваториальном космодроме Куру...



...и космодром "Восточный".



Выведена в космос и штатно функционирует группировка ГЛОНАСС.



В 2000-е годы созданы модификации РН "Союз-ФГ" и "Союз 2.1", переведен на "цифру" КК "Союз".

Разрабатывается семейство РН "Ангара", разрабатывается КК "Федерация".



Всё это в условиях постоянного общественного скепсиса, язвительных шуток, пристальнейшего внимания к любым неудачам. Атмосферка для работы та ещё! Пожалуй, только оборонная отрасль в этом плане может посоперничать.

И это, конечно, объяснимо. Когда человек с детства вырос на книгах Азимова, Кларка, Стругацких, в подростковом возрасте смотрел "Звездные войны", "Стар Трек", а сейчас любуется на Ютубе красивыми рендерами покорения Марса Илоном Маском, ему, привыкшему мыслить и мечтать размашистыми мазками, трудно представить сложность всей этой технической возни, в чём проблема сделать не заклинивающий клапан двигателя, почему столько лет не могли очистить недра "Науки" и всё такое прочее.

Кстати, часто в сознании обывателя ракета с космическим кораблём - это самое дорогое современное транспортное изделие, летающее по крайней мере. Это совсем не так, любой пассажирский лайнер стоит во много раз дороже ракеты. Просто потому, что там совершенно другие требования к безопасности, к срокам эксплуатации. А ведь авиалайнеры тоже "ловят" отказы сплошь и рядом. Поэтому когда в следующий раз будут раздаваться возмущенные возгласы "Доколе, за такие деньги!...", следует помнить, что космическая техника - это всегда штучное производство, в жёстких финансовых рамках, только этим и объясняется современный слабый прогресс отечественной космонавтики. А мечта... мечта в отрасли присутствовала всегда, пусть часто и не выходила за границы бумаги и макетов. Мечта о лунных городах и межпланетных экспедициях. Без мечты космонавтика немыслима!





Суббота, 6 Октября 2018 г.
14:46 "Космос". Часть 10. Многоразовые системы и "Энергия".
Со временем туго было последний период, сорри. Продолжаем.



Осваивать космос не с помощью самоуничтожающихся бочек-ракет и падающих на кусках тряпки консервных банок, а с помощью полноценных самолётов, да ещё желательно одноступенчатых - об этом люди начали думать ещё задолго до начала практического освоения космоса. Ещё молодой Королёв в 30-е годы создавал наброски проектов ракетных самолетов, в 60-е системы орбитального самолета были темой дипломной работы Гагарина, люди всегда грезили очертаниями звездолетов будущего и старались претворить это в жизнь. Но реальность, особенно в нашей стране, оказалась несколько сложнее...

Читать подробнее >>>
Кто бы что ни говорил, в СССР наработки по крылатым многоразовым кораблям всегда делались с оглядкой на США. Если хотите увидеть действительно многообразие обликов в предлагаемых проектах, сумасшедшие идеи, горячие споры конструкторских школ - изучайте космонавтику США. В СССР те проекты, которое доходили хоть до какой-то значимой стадии, делались по системе "посмотрим, что делают американцы, выявим достоинства и недостатки, адаптируем под себя и дадим более лучший ответ". И в США и в СССР в таких проектах прежде всего были заинтересованы Министерства обороны. Корабли с возможностью глубокого маневра в атмосфере, с хорошей массой возвращаемого с орбиты груза, с возможностью быстрого обслуживания и повторного запуска - мечта военных. Да ещё и с сулившей большие экономические выгоды многоразовостью! Правда, не все эти мечты оправдались на практике.

В Советском Союзе практически все работы по таким проектам связаны с именем Г.Е. Лозино-Лозинского, от "Спирали" до МАКСа, это поистине отец отечественных космических крыльев. Проект "Спираль" родился в 60-х на базе анализа американской системы Dyna Soar, он представлял собой малый орбитальный аппарат, стартующий с гиперзвукового самолёта-разгонщика.



Это был один из немногих проектов, дошедших до стадии полноценных испытаний, аппарат совершил даже орбитальный полет с приводнением в Индийском океане (стартовал на ракете). Множество других проектов так и осталось лишь на бумаге.



Ситуация стала меняться, когда американцы стали создавать Спэйс Шаттл. Наши решили ответить, выбирали из многих проектов, но опять-таки решили просто скопировать очертания и общие принципиальные вещи, доработав и улучшив. Так появился "Буран".



Уже тогда, в 80-х, на излете военно-космической гонки, да ещё при наличии собственных орбитальных станций, необходимость "Бурана" вызывала вопросы, но дать адекватный ответ американцам было необходимо. Уж не знаю, насколько впечатлил американцев "Буран", но вот РН "Энергия", сделавшая возможным полёт "Бурана", впечатлила всех. В отличии от цистерны с двумя петардами у Спэйс Шаттла, эта самая мощная отечественная ракета, хотя и делала запуски "Бурана" несравнимо дороже американских, могла использоваться для целого спектра задач, она не создавалась чисто под "Буран". Предусматривалась лёгкая модификация с двумя боковыми блоками (слева), в 4-блоковой конфигурации (справа) она могла вывозить какой угодно автономный боковой груз, а в перспективной 8-блоковой убер-конфигурации ("Вулкан") могла кого-нибудь, пожалуй, что и на Татуин закинуть!



Но ни мощная оборона, ни сверхдорогие исследования дальнего космоса в конце 80-х - начале 90-х, как мы знаем, уже не были в тренде. "Энергия" совершила пару стартов, "Буран" же и вовсе совершил лишь один полёт в автоматическом режиме, блестяще приземлившись при сильнейшем боковом ветре, на этом история полётов отечественных крылатых аппаратов была окончена. Кстати, "Буран", естественно, был приспособлен и под ручное управление, на тестовых экземплярах лётчики-испытатели совершили десятки посадок и очень хорошо отзывались об управляемости (как и американцы о шаттле). Использовалась вот такая РУС, явно списанная с наработок по военной технике. Только что кнопки залпового огня не хватает.



Специально для транспортировки "Бурана" и частей "Энергии" на базе стратегического бомбардировщика "3М" был создан тяжелый транспортный самолёт "Атлант".



Транспортировка всей системы на стартовую позицию, в отличии от американцев, осуществлялась в горизонтальном положении, сразу по двум рельсовым путям с помощью нескольких тепловозов.



Парочка публикаций тех лет.





Итак, история полётов крылатых космолётов была окончена, но не была окончена история разработок. Ещё в 80-е начали вестись работы над многоцелевой авиационно-космической системой - МАКС.



По задумке, система могла стартовать с любого подходящего аэродрома, а вместо супер-пупер-гиперносителя использовался бы незначительно модифицированный Ан-225.



В пилотируемом варианте орбитальный аппарат для выхода на орбиту использовал бы внешний топливный бак (как Спэйс Шаттл), а в беспилотном с малой нагрузкой - баки были бы прямо внутри орбитера.



Разработка проекта в полукоматозном состоянии то прерывалась то возобновлялась несколько раз, и, по-моему, ведется до сих пор, на этот раз для туристического использования. Вот полноразмерный макет задней части.



Ну и в качестве финального аккорда можно упомянуть корабль "Клипер", разрабатывавшийся уже в 2000-е, совсем недавно.



Разрабатывался он на смену "Союзу", выводить на орбиту должен был до 6 человек и в несколько раз больше груза, приземляться мог на аэродромы, по самолётному, а в качестве ракеты-носителя должна была использоваться "Онега". Хех. Клипер, Онега... Кто сейчас помнит эти, совсем ещё недавние названия? Сейчас мысли о том, что хорошо бы, чтобы через 10 лет "Федерация" и "Ангара" были у всех на слуху, а не канули так же в Лету...

Окончание следует, stay tuned
Четверг, 13 Сентября 2018 г.
20:52 Что курили в этом видео?..
Пятница, 7 Сентября 2018 г.
17:36 Первым делом мы испортим самолеты
На прошлых выходных камрад Darth Kenoby и я наведывались полетать на аэродром Ватулино, что близ подмосковной Рузы.

Darth Kenoby, будучи там не впервые, на этот раз сел за штурвал 182-й Цессны.



Интересно после авиасимов было увидеть этот знакомый/незнакомый самолёт живьём.



Поразглядывать детали типа такого понтового выхлопа))



Пока товарищ управлял самолетом, плавно выписывая развороты над шикарными виллами, я наслаждался видами местности на пассажирском сиденье.



Места там под Рузой красивейшие - много водоёмов, водохранилища...

Сам же я опробовал Аэропракт А-22.



Сверхлёгкий, сверхкомпактный, сверхчувствительный к управлению, с отличной обзорностью, ловящий все порывы ветра - лучший агрегат для того, чтобы почувствовать себя птицей (не считая дельтапланов/парапланов).

На земле разворачивается одной человеческой единицей, настолько лёгок.



Тут я гордо восседаю один, но вообще справа, конечно, место инструктора, он же показал в воздухе маневровые возможности крафта: развороты с креном под 60 градусов, перегрузки, горки с невесомостью. Впечатляет.



Ну а так самолётик очень отзывчивый и предсказуемый в управлении, я думал будет хуже. Тут сказалась та же вещь, что ощутил, в своё время после автосимов впервые попробовав картинг: все те проблемы, с которыми сталкивался в симах и на их устранение уходило множество времени практики, и которых опасался у реального гоночного агрегата, исчезли, даже не возникнув - точки вхождения в повороты, ощущение срыва моста, предел нагрузки шин и всё такое прочее. То, что в автосимах приводило к множеству вылетов и разворотов, оказалось полностью устранено "чувством пятой точки". Здесь то же самое - в авиасимах сверхлёгкую авиацию часто вводит в полный расколбас теми же порывами ветра и ты не сразу понимаешь, что происходит и что именно нужно корректировать. Взгляд не отрывается от приборов. Наяву же ты производишь коррекцию ещё в самой ранней стадии, и ощущения тебя не подводят, даже если не смотреть на приборы.

Теперь тоже надо Цессну попробовать. Управление Аэропрактом всё же основано на привычной для меня моторике, джойстик по правую руку, РУД слева. Штурвал будет новым экспириенсом)

P.S. Фотки мобильные, претензии по балансу белого не принимаются)
Вторник, 14 Августа 2018 г.
12:34 "Космос". Часть 9. Автоматические межпланетные станции


Пожалуй, самый верный эпитет, который можно применить к этой главе - ошеломляюще! Если одиночные успехи нашей ранней пилотируемой космонавтики заставляют, как и другие исторические подвиги, относиться к ним с уважением, если всегда останется горечь от нереализованной высадки на Луну, если орбитальные станции - это уверенное, качественное, но - повторение пройденного, вновь и вновь, то история наших АМС - это постоянные эпитеты "первый", "впервые", "первые"... И это уже отнюдь не единичные подвиги. Размах, масштабность исследований, интенсивность запусков кажутся просто невероятными, сказочными из сегодняшнего дня, когда за всё время "новой России" не запущено ни одного успешного межпланетного аппарата. Техническая проработка, тщательность подготовки и уверенность в успехе поражают нас из нашего "нового каменного века" не меньше, чем пилотируемая высадка на Луну. О каждой программе можно рассказывать долго и восторженно, но я только выложу картинки, а заинтересовавшимся смогу посоветовать неплохие книги.

Читать подробнее >>>
Конкретные проекты АМС начали разрабатывать сразу же после запуска первого спутника. Горячим сторонником развития беспилотного исследования других небесных тел был Королёв и он всегда яростно отстаивал это "бесполезное" направление перед военными, заинтересованными лишь в околоземном космосе. Первый небесный аппарат к другому небесному телу, "Луна-1", был отправлен 2 января 1959 года.



Аппарат должен был врезаться в Луну, но промахнулся и ушёл на гелиоцентрическую орбиту. Советские газеты вышли с заголовками: Запущена первая искусственная планета Солнечной системы - "Мечта"!
"Луна-2", запущенная через полгода, успешно попала (впервые) и разбросала по поверхности сотни советских значков-вымпелов (то-то будет сокровище для кладоискателей будущего!)

Но настоящее исследование Луны началось с появлением "Молнии" (на фото ниже - слева). Это уникальная, ЧЕТЫРЁХступенчатая модификация Р-7, изначально была создана для запуска одноименных спутников связи на их вытянутые орбиты. Но также она оказалась неоценимой в качестве РН лунных аппаратов. Справа - первый искусственный спутник Луны, "Луна-10", в числе прочих функций также передававший с орбиты Луны звуки "Интернационала".



"Банно-прачечный комбинат" "Луна-3", впервые облетевший Луну с обратной стороны, впервые сфотографировавший, прямо в ходе полета в соответствующих хим.растворах проявивший снимки, отсканировавший их и передавший на Землю при сближении. 1959-й год, на минуточку.



"Луна-9". Первая мягкая посадка на поверхность другого небесного тела, первая переданная панорама лунной поверхности.



Первые годы советских исследований Луны глазами СССР и США.



Возвращаемый аппарат "Луны-16", впервые автоматическим путём доставивший грунт с поверхности другого небесного тела.



Вот этот.



"Луна-17". Тут, я думаю, можно даже без пояснений.



"Марс-3". Первый аппарат, мягко приземлившийся на красную планету. Первая передача (частичная) панорамы Марса.



ПрОП-М. Первый марсоход, доставленный на поверхность планеты. Интересная система передвижения - отталкивание одновременно обоими лыжами от поверхности, гребками, как при плавании брассом.



Вообще советская программа исследования Марса, хотя потом и оказалась в тени американской, в своё время была обширна и глобальна, развившись до таких вот орбитальных гигантов типа "Марс-5".



Не устали ещё от эпитетов "впервые"? Впереди ведь ещё Венера.



"Венера-1". Первая АМС, отправленная к утренней звезде. Связь оборвалась на расстоянии 2 млн. км (уже первая межпланетная станция, отправленная в далёком 1961-м году, пролетела куда дальше, чем Фобос-Грунт!).



"Венера-4". С неё впервые в атмосферу планеты спущен зонд (был раздавлен на высоте 30 км крепкими объятиями планеты, успев передать ряд данных).



Спускаемый модуль "Венера-7". Первый аппарат, совершивший посадку на поверхность этой планеты.



"Венера-9". Первый в мире искусственный спутник Венеры, а её посадочный аппарат передал первые панорамы с поверхности планеты.



Аппарат садился без всяких парашютов и двигателей, в вязкой атмосфере планеты для условно мягкой посадки оказалось достаточно вот такой конструкции с силовым конусом внизу!



А это уже "Вега", фантастически прекрасный проект под самый закат СССР - две станции прошли мимо Венеры, сбросив на поверхность успешные посадочные модули и аэростатные зонды, после чего отправились на сближение с кометой Галлея, впервые передав снимки ядра кометы, позволив определить хим.состав шлейфа и получить другие научные результаты. Закончили работу в 1987-м году.



Грандиозная и поставленная на поток программа исследований, в которой для реализации только одного запуска требовалась вот такая кооперация:



Что могло двигать всё это вперёд, какие прагматичные цели, какие бизнес-расчёты, что ещё, кроме как не мечта, подобная той, что заставляла учёных на борту американских аппаратов размещать такие объекты?





Вот она, настоящая жажда космоса, жажда исследований, истинная романтика науки и неизведанного! Вот такой вот "серый угрюмый Совок".



То ли дело ныне...

Ну а нам ещё предстоит ознакомиться с последним мощным всплеском отечественной новаторской космической мысли - многоразовыми космическими системами и "Энергией".

Stay tuned
Суббота, 11 Августа 2018 г.
03:13 Lost but won
Ставим саундтрек и наслаждаемся драмой...

https://youtu.be/5O9q0NB2HL0

А вот такая история.

Автогонки, один из младших европейских "формульных" чемпионатов. Девушкам всегда сложно прорваться в автоспорт, но исключения бывают. 18-летняя китаянка Шен Кви была в меру быстра, обаятельна и очень талантлива. Потенциал её обещал успехов уровня Феттеля и Хэмилтона. Её подписали в низшую команду дивизиона в тот светлый момент, когда новый менеджер решил избавиться от старого болота, в том числе от "крепких середнячков"-пилотов и начать создание команды, нацеленной на результаты.

Первые два года были годами ужаса. Всё ломалось, средств не хватало ни на что, гонки заканчивались на чистом героизме и синей изоленте, а на диалоги с рекламодателями новому руководству приходилось идти как на казнь.

Но происходило самое главное - набор талантливых инженеров, конструкторов и механиков. Создание базы, организация необходимых мощностей. И в том числе набор пилотов для этой "команды 2.0". Вторым пилотом этой команды тоже стала девушка, за которой стояли сильные спонсоры, с точки зрения маркетинга две пилотессы в команде - это был сильный шаг, но вся команда строилась вокруг Шен Кви.

Третий сезон показал, что всё не зря. Команда начала показывать свои сильные стороны. Команда подписала неплохих спонсоров. Команда заполучила неплохой мотор. Талантливый конструктор развивал идеи семимильными шагами. То тут, то там, на отдельных трассах возникли первые проблески. Развивалась и Шен Кви. Не жалея времени, на тестовом треке и в инженерных цехах она становилась сильнее как пилот, как аналитик, становилась умнее. Потенциал её порою даже пугал.

Четвертый сезон команда уверенно боролась в середине пелотона. Для записного аутсайдера это уже был успех, но у главы команды планы развивались куда дальше...

К подписанию нового долгосрочного контракта Шен Кви, уже изрядно заматеревшая как пилот, подошла со всей серьёзностью. Достойные суммы, достойные условия. И это при том, что на следующий год ей обещали достойную машину, позволяющую ей сражаться за подиумы! Но - талант требует оценки. Потенциал Шен Кви и темпы её совершенствования не оставлял выбора руководству - такой бриллиант нельзя было упускать.

Пятый сезон стал ошеломительным. С очередной попытки талантливый коллектив конструкторов и инженеров сумел создать одно из лучших шасси чемпионата! Частично это было связано со скандалом - удалось заполучить чертежи подвески лучшей команды чемпионата, что сэкономило два года работы (хотя и влетело в копеечку). Но скандал - для прессы, а результаты - в веках! На тестах шасси произвело фурор. В первой гонке выявились проблемы и со скоростью, и с надежностью, но - всё познаётся в сравнении. В условиях ненадежной техники других команд Шен Кви в первой гонке сумела прийти второй!

Дальше - больше. С проблемами надежности удалось справиться довольно быстро, что позволило форсировать технику. И уже во второй гонке сезона в условиях массовых сходов Шен Кви одержала первую победу! А будет и вторая, и третья, и ещё несколько подиумов. Оплачиваемая спонсорами напарница всё это время была лишь бледной тенью (в том числе из-за того, что вся команда улучшала прежде всего машину Шен Кви). И это сразу окунуло пилотессу и команду в новый мир. Мир борьбы за чемпионский титул. Шен Кви после первых двух гонок сезона стала лидером чемпионата и продолжала пребывать на первой строчке всю вторую половину года.

Что тут началось - не описать словами. Команда-тёмная лошадка выстреливает как из пушки! Шен Кви тут же стала гоночным символом, секс-символом, и кем только не стала - предложения от спонсоров сыпались как из рога изобилия. Маркетинговые мероприятия шли все дни между гонок. Благодаря успехам Шен Кви и её маркетинговым деньгам возводились новые цеха на базе команды, реставрировались прежние здания, закупалась современная техника. Руководство успевало только утирать пот - работа кипела вовсю, машина следующего года должна была стать чемпионской, все ресурсы кидались туда, все средства и деньги всех спонсоров от бесчисленных мероприятий, лицом которых была Шан Кви.

А в перерывах между этим она умудрялась выигрывать гонки. Каждая последующая из четырёх побед давалась всё сложнее. Машина не дорабатывалась, всё бросалось на убер-проект следующего года. А Шен Кви всё ещё была на первой строчке таблицы. А титул чемпиона был так близок! И она днями не вылезала с тестового трека, урывая часы между бесконечными встречами со спонсорами, на деньги которых и строилась машина-убийца следующего года...

Гром грянул в предпоследней гонке сезона. Провал по тактике в условиях переменной дождливости - и места лишь в конце 1-й десятки на финише. И упущенная первая строчка таблицы сезона. В последней гонке сезона вся команда сделала, что смогла - и это была, наверное, лучшая гонка Шен Кви. Но - устаревшая машина образца аж начала сезона, которая уже слишком много проигрывала лидерам на круге, не смогла сделать чудо. Вторые из. Шен Кви - ВИЦЕ-чемпион сезона. Морально опустошенная, потерянная, среди строящихся цехов и пополняющейся команды... И всё благодаря её деньгам, она теперь стала не просто символом команды - символом чемпионата! Всё новые и новые мероприятия, день за днём, без конца и края...

Одним январским днём перед началом сезона руководитель команды получил письмо от Шен Кви. "Я так не могу больше... Эта деятельность выше моих сил. Я не какая-то постер-гёрл, какой ты и руководство чемпионата хотите сделать меня! Не о таком я мечтала. Вскоре я оставлю гонки". И это случилось раньше, чем могли предположить руководители команды - вскоре случилось то, что можно назвать только нервным срывом. Разговор Шен Кви с руководителем, состоявшийся через несколько дней. "Ты сломал мою жизнь, лишил меня мечты! Надеюсь, ты наслаждаешься деньгами!! Я разрываю контракт. Ухожу из гонок!" Обвинения, разочарование, горечь. 22-летняя Шен Кви просто ушла.

Это был шок для команды. В феврале уже должны быть первые тесты машины. Машины, в которую вложено столько ресурсов, сил, надежд! В том числе и трудами Шен Кви. Машины, что предназначалась для неё. В команде образовалась, пожалуй, самая желанная вакансия в чемпионате, но кого взять? В январе уже все хорошие пилоты разобраны, остаются только новички, на кого делать ставку? Кто не сломается при словах "мы дадим тебе машину, способную бороться за чемпионский титул, ты станешь нашим первым пилотом"?

Отбор был тщательным и сложным. Тем временем уже начались тесты. Вместе с рента-драйвером команды их проводил штатный пилот-испытатель, тесты прошли ужасно, куча проблем, инженеры и механики работали день и ночь. Огромный потенциал, прекрасное будущее этого шасси - и ужасное настоящее. Будущее стало непонятным.

А тем временем в команду был взят один американский паренёк 18-ти лет, ошарашенный, талантливый и тоже попавший под огонь маркетинга. Прессинг был огромный, и на команду, якобы замучившую талантливую девушку, и на её нового первого пилота. "Вот тебе машина, что мы строили не для тебя. Машина мечты, но не твоей. Что ты сделаешь в ней?"

...В первой же гонке команда завоевала дубль. А потом парень на машине, которую стали называть самовозкой, одержал ещё три победы. Четыре гонки - четыре победы, три дубля. Это действительно оказалась убер-машина. Эх, как не вовремя ушла Шен Кви... 18-летний паренёк тут же зазвездился, скажется ли это негативно на его навыках - покажет лишь время. А пока - в команду взяли одну талантливую японочку. На первых же тестах, на ХУЖЕ подготовленной машине она проехала лучше него. И получила место в основном составе вместо рента-драйвера. Пока она всего лишь робко финиширует в гонках прямо следом за парнем. Он тут же начал стараться изо всех сил, пытаясь быть быстрее неё. Ещё три дубля, 1-2. Триумф команды. Но первые реплики намекают на то, что в чемпионской команде (действительно, в полном соответствии с прогнозами, штампующей дубли) скоро возникнет серьёзный спор, кто в этом "дубле" достоин быть первым...

***

Это была не история из жизни, не фильм, рассказ или сериал. Это всего лишь ситуация, сложившаяся из ноликов, единичек и паттернов поведения (включая прямые цитаты) в игре "Motorsport Manager". В роли нечуткого руководителя команды - я. Сценаристы - создатели игры плюс рэндом. Я, честно скажу, был впечатлён. Не такой драмы я ожидал увидеть от симулятора гоночного менеджера.
Суббота, 28 Июля 2018 г.
03:31 Об Украине и не только
Вот только что сидели с приятелями обсуждали сетевые баталии и их адекватность)) И вот тут я ща сам выступлю...

Просто формулировки и повод для возмущения понравились.

Выпущенный на Украине учебник географии стал объектом для шуток

https://rg.ru/2018/07/28/vypushchen...lia-shutok.html

"Непреодолимая тяга к звездам - это особенность украинского характера, - смело заявляют авторы этого школьного опуса Петр Масляк и Светлана Капирулина. - Украинцы в этой области сделали больше, чем все другие народы мира вместе взятые. Теорию космических полетов разработали и воплотили в жизнь этнические украинцы О. Засядько, М. Кибальчич, К. Циолковский-Наливайко, Ю. Кондратюк, С. Королев, В. Глушко, В. Челомей, М. Яримович, С. Дудчак, М. Янгель, Г. Лозино-Лозинский, И. Сикорский. Наша нация дала миру Крылья".

А что не так? Если появилась формулировка "русский космос", и появилось намерение меряться, чей сколько крови было в тех или иных деятелях, то в ответ будет и такое, и всё тут верно по биологии, в общем-то. Если признать, что освоение космоса, как и многие другие великие дела, было делом - многонациональным, с участием многих народов, тогда да, местечковый украинский национализм будет чуждым. А если противопоставлять точно такую же не имеющую общего с реальностью "сугубо национальную гордость" - то получатся одного поля ягоды. Если скатываться до биологии и гаданий на крови.

Из той же серии и отрицание американских высадок на Луну. Армстронг сказал, что это был "огромный скачок для ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА". А кто-то отрицает - не было никакого скачка человечества! И вместо того, чтобы гордиться общим наследием всего Советского Союза, объединяющего людей невзирая на национальности, вместо того, чтобы гордиться международными проектами, такими как Союз-Аполлон, Мир-Шаттл, МКС, и даже достижениями НАСА, ЕКА и Джакса, кто-то продолжает спорить, чья условная вышиванка расписана богаче. Происходит такое, конечно, везде, и в США, и на Украине, и в России. Но за свою страну особенно горько, ибо - своя.
Суббота, 21 Июля 2018 г.
02:10 О музыке и не только
Давно не было в моём дневнике записей с тэгом "Музыка". Ну потому что кому всё это интересно, сплошная вкусовщина и субъективность (чаще всего с расстроенными гитарами и текстами о бунте бессмысленном и беспощадном ).

Но не могу не рассказать о композиторе и поэте Викторе Аргонове. Кому-то он знаком по техно-опере "2032: Легенда о несбывшемся грядущем", повествующей об альтернативном будущем в мире, где в СССР генсеком не стал Горбачёв. Это произведение в своё время широко нашумело в узких кругах. Но потом были и другие, менее политически хайповые, но не менее интересные. "Русалочка", всё о том же техногенном идеализме и его разрушении. Из последнего - на ютубе вот выкладываются части эл.оперы "Мы, XXII век". https://www.youtube.com/user/complexnumbersgroup

Ну а для ознакомления тех, кто ваще не в курсе, могу предложить вот это, с авторской же подборкой тексто-видеоряда:



История человечества с дрейнейших времен до (счастливого?) будущего.

Как вам такое? Безудержный идеализм? Мысли, заставляющие задуматься? Или просто неплохой (или плохой) фоновый текст под электронные мотивы?
Четверг, 19 Июля 2018 г.
13:43 Grand Theft Auto V
(по заявкам радиослушателей )



Как у меня водится, добрался до очередной игры через три года после её выхода (хорошая тактика - пока все баги вылечат, патчи и дополнения повыпускают...)

На этот раз - до одной из любимых игр "мамкиных нагибаторов" всех времён и народов. Вообще я играл во все трёхмерные части ГТА, разработчики знают, как каждый раз удивить чем-то новым. GTA3 -понятно, впервые показала, что такое открытый мир. Vice City меня лично заворожил атмосферой 80-х. San Andreas удивлял огромнейшей картой и кучей возможностей. GTA IV решил сыграть в серьёзность, но мне такая попытка как-то не очень зашла.

GTA V снова возвращается практически на поле игры "Мафии" - драма (местами даже уходящая от пародии), постановка, персонажи, и на этот раз куда удачней! Скажу сразу - я играл только в сингл, мне онлайн неинтересен, потому GTA Online, являющийся отдельной огромной сущностью и обеспечивающий игре львиную долю рынка по сей день, не видел даже мельком. Потому впечатления от сингла.

Прежде всего игра поражает технической стороной. На моём компе 2013 года при достаточно средних настройках - потрясающе красива, без тормозов и зависаний. Красива от корки до корки, от рассветов в горах до блеска неона ночного города в лужах. Учитывая, что всё это творится в едином открытом мире - движок впечатляет, как и работа художников. Действие вновь происходит в Лос-Сантосе из San Andreas, но карта совершенно другая, разнообразие и количество вложенного труда огромное. Отдельно упомяну появляющийся только по сюжету заснеженный городок, который мы видим едва ли полчаса, но как же круто сделана зима! Жаль, основное действие разворачивается в южных краях.

Всё это наполнено жизнью, событиями и кучей разных занятий. В местном интернете я при первом заходе сидел часа три, усмехаясь от контента, с пародиями на фейсбук, твиттер, различные медиа и всё остальное. В местный гольф (кстати, с достаточно неплохой проработкой механики!) играл два дня, забив на все остальные миссии. А какая тут шикарная пародия на европейский артхауз в кинотеатрах! В общем, и информационное и игровое наполнение вполне себе - естественно, традиционные гонки/самолеты/парашюты/батискафы/собирательство в изобилии. Но всё равно остаётся ощущение, что далеко не все интересные объекты задействованы, хочется ещё большего. Возможно, это уже в GTA Online присутствует, не знаю. В частности, неприятно удивило отсутствие бильярда, с таким-то физическим движком хорошим! Ну или там казино всякие. Зато приятно удивила лётная модель, больное место всех предыдущих частей. Тут, вкупе с возможностью в любой момент переключаться на вид от первого лица, всё отлично управляется.

А дальше надо сказать наконец про сюжетную линию, и здесь уже восторги будут перемежаться с критикой. Разработчики сделали ход конём, заставив играть сразу за трёх абсолютно разных персонажей. С одной стороны это круто. Большой простор в постановочных сценах, взаимоотношениях, ссорах и компромиссах. Вкупе с хорошей анимацией лиц это смотрится интересно. Плюс крутейшие моменты в миссиях, когда переключаешься с пилота-вертолётчика на прикрывающего его снайпера, а в это время третий персонаж на земле ведет свою погоню, и надо понимать, кого из них в данный момент времени нельзя пускать на самотёк. Миссии вообще крайне разнообразны для количества аж 60 (основных). Тут не давят живой массой, заставляя раз за разом противостоять армиям с танками, как в прошлых частях. Тут вынуждают проходить миссии качественней, с большим пониманием того, что происходит и как надо действовать. Кроме того, мне показалось, что тут собственно автомобили, традиционный фетиш серии, отошли на второй план. Тут есть тюнинг, но он как раз и способствует этому. Не надо охотиться за Бугатти, сверхбыстрым мотоциклом или БТРом - можно взять первый попавшийся седан, сделать ему тюнинг, форсировав мотор, навесив броню, придав нестыдный внешний вид, и ездить на нём всю игру, забив на редкости и легенды. По мне, это только плюс.

Но из достоинств проистекают и недостатки, из этой самой задумки с тремя персонажами. У каждого из них есть набор параметров, свои владения, гаражи и транспортные средства, каждого надо прокачивать отдельно. Характер каждого сильно отличается. Ушедший на покой гангстер, обзаведшийся семьёй, уже начинающий полнеть, и на самом деле мечтающий о спокойной жизни. Его друг-отморозок, презирающий лицемерие, иногда творящий полный беспредел и потом раскаивающийся. Молодой негр "с раёна", живущий по понятиям, за братву и двор стреляю в упор, и шоб всё было как у людей. Rockstar попыталась угодить всем. В этом и траблы. Несмотря на то, что никто из них не идеален, какой-то один перс, за которого играть будет предпочтительней, оформится для каждого быстро. И прокачка его сама собой будет быстрее, и ништяки от доп.миссий тоже все ему. А всю игру только им пройти не получится, причём как основной сюжет, так и доп.миссии, так и дополнительные занятости-хобби. По-любому придётся переключаться на других, и за других придётся наиграть как минимум пару десятков часов. Вот и получаются ситуации, когда тебе уже вот-вот осталось любимым персонажем до очередного повышения уровня вождения (или наоборот, ещё долго, и хочется больше играть за него), а тебе миссию за миссией приходится проходить за конченого мудака/жирного лицемера/братка с раёна (ненужное зачеркнуть). Причём если отношения старых друзей-налётчиков выглядят интересно и убедительно, то парнишка-нигга к этой компании пришит явно белыми нитками, только чтобы охват соответствующей аудитории был.

Из той же серии и радиостанции. Конечно, я не ожидал такого бальзама на душу, как в Вайс-сити, но всё же. Я как-то совсем себя старпёром ощутил. Из пары десятков радиостанций знакомые песни звучали только на одной, Rock FM, где и рок, и поп, и весь хоть как-то знакомый мне музыкальный мир. В частности, была замечена одна песня Квинов, одна Пет Шоп Бойз, ну и ещё пара классики. Зато, например, Кендрика Ламара крутят сразу на нескольких местных хип-хоп волнах. И это единственный исполнитель на всех остальных радиостанциях, чьё имя я хоть как-то слышал!

В общем, GTA V вышла впечатляющей, разнообразной, увлекательной, но излишне долго задерживаться в ней после прохождения сюжета, чтобы подчистить хвосты, собрать все письма и детали космического корабля, не тянет. Не та атмосфера, не те персонажи, не те песни. Прошли те времена, когда я в ГТА по 150 часов наигрывал. Тут всего 80.
Понедельник, 16 Июля 2018 г.
22:02 Паро
Одним из самых опасных аэропортов мира является аэропорт Паро в Бутане (это в районе Гималаев).

Расположен на высоте 7300 футов над уровнем моря, окружен горами, да причём как! На его ВПП не зайти по-нормальному ни с одной стороны, везде надо огибать холмы, маневрируя в долине реки, причём до самого последнего момента. Туда летают аирбасы A319, оборудованные двигателями повышенной мощности (из-за превышения аэропорта) и специальными шасси повышенной прочности (т.к. уклон получающейся глиссады безумный и можно хорошо так о полосу грохнуться). Естественно, никакой курсо-глиссадной системы тут нет. Нет и должных посадочных огней на ВПП, т.к. всё равно посадка сюда не будет безумием только в светлое время суток и при хорошей погоде. Во всём мире только два десятка пилотов допущены к полётам в Паро.

Если бы я, не будучи в курсе, увидел эту запись своей посадки, то подумал бы, что это просто надуманный бред из компьютерных игрушек. Не может так лайнер заходить на посадку, жить-то всем хочется.



Но в реальности происходит всё то же самое.



Бутан - единственное в мире государство, в котором существует Министерство счастья.
Ну, оказаться невредимым на земле после такой посадки - это уже счастье!
Пятница, 13 Июля 2018 г.
20:36 Немного о кино
А шо это я всё только наши космические фильмы обласкиваю, надо и по нашим западным партнерам пройтись!

Скрытые фигуры



С одной стороны космос в проблематике фильма несколько на втором плане. Этот фильм, как водится "по реальным событиям", про расовую сегрегацию, на примере того, как чернокожие расчётчицы были задействованы в расчётах орбит первых американских астронавтов в 1961-62 годах. Тем не менее, всё-таки это и производственная драма, и тематики космоса тут хватает. В отличии от наших "Салюта-7" и "Времени первых" тут сделали кино не про героев-космонавтов, а про некоторых из тех тысяч мало кому известных работников, что также причастны к космическим победам. С одной стороны, похвальная идея, а с другой - она накладывает отпечаток на реализм. Если в случае героических космонавтов претензии можно предъявлять к их бесшабашности и к увесистости кувалд на орбитальных станциях, то тут претензии можно предъявлять... ко всему!

В фильме постоянно фигурирует теория космоса, расчёты, орбиты, точки схода с орбиты и прочее такое. И там такая ярая чушь везде! Фокс, тебе после KSP понравится. Какие там Керманы - тут сборище имбецилов, непрерывно с серьёзным видом рассказывающих друг другу элементарнейшие истины вперемешку с махровой чушью, ну и тоже посылающие астронавтов, особенно Глена, хер знает куда и хер знает как)

Все белые в фильме вообще выглядят неприглядно: тупят в простейших космических темах (своих!), оскорбляют черных и русских, заносчивы, хвастливы. Черные тоже с "тухлинкой", так как играют их, естественно, современные актёры и актрисы, и не шибко хорошие, как видно, потому что как только роль позволяет, в их глазах и лицах начинает читаться абсолютно уже современный вызов и злость за все эти многие годы угнетения. Чёрный человек жаждал справедливости, но слишком много смотрел на белого хозяина и зачастую перенял не самые лучшие черты. Вплоть до желания стать чёрным властелином хозяином. Повторюсь, это не к тому, что все негры - говно, это к тому, что роли сыграны плохо, сопереживания не вызывают, слишком много "мазафаки" во взглядах и манерах, хотя вроде бы работников интеллигентного труда играют. В том же "12 лет рабства", например, отличнейшие актерские работы, заставляющие сопереживать, в отличии от этого номинанта на "Оскар".

Пожалуй, лучше других в фильме показаны русские. Они всего лишь вывели на орбиту Чернушку (причём запуск Четвертого корабля-спутника показан едва ли не эффектней долгожданного американца, лучший момент фильма!), затем приветливо улыбающийся Гагарин, ну и почему-то советский плакат с Хрущевым и призывом в космос на стене кабинета в НАСА. Всё это под непрерывные вопли белых американцев, что "они нас разбомбят, надо готовиться к ядерной войне, эти долбаные русские, наша долбаная Америка..."

Интересно было в фильме ровно одно - эта самая расовая сегрегация. Не видел бы своими глазами документальные фото (в том числе и на титрах) - подумал бы, что это какая-то фентэзи-версия 1961 года. Ну, типа наших фентези-версий прошлого в последних фильмах. Места для черных в транспорте, туалеты для черных, фонтанчики для питья для черных, залы библиотеки для черных, места в зале суда для черных, кофейник для черных, естественно отдельное образование, запрет на работу во многих местах... Офигеть, и эти недавние дикари снимали и продолжают снимать фильмы про кровавый совок! Сильно.

Но, чтобы завершение поста вышло хорошим, порекомендую отличный фильм "Три билборда на границе Эббинга, Миссури". Гонку за Оскар он проиграл "Форме воды", и, когда я посмотрел "Форму...", я был шокирован. Как?! "Три билборда..." просто на голову выше. Сюжет, актерские работы, музыка - всё на высоте, фильм держит до последнего кадра, а персонажи не перестают удивлять. В отличии от насквозь клишированной и вторичной "Формы воды". Киноакадемики реально окончательно долбанулись. Не будьте киноакадемиками) Всем хороших выходных!
Четверг, 12 Июля 2018 г.
17:03 Первушин 2.0
В гостях у Гоблина снова историк-фантаст Первушин. "Про полёт американцев на Луну".

На первых минутах он высказал сожаление, что да, вот в прошлый раз (о котором я писал) местами дилетантизм высказал, касательно обстоятельств гибели Гагарина, много справедливых замечаний ему было высказано. Хорошо если человек понял, что надо осторожнее толкать публичные речи и тщательней сверяться с источниками.

А дальше сразу рассказывает про секретность. Ну в общем, кто бы спорил, что она в космонавтике была очень высокой и иногда излишней, скрывающей преодоление трудностей, подвиги, героический путь... Но опять - "факты из головы". "Всё меняться стало в конце 80-х, 90-х, а а наконец-то подлинный облик корабля "Восток" был рассекречен в 2011 году", говорит Первушин в защиту своей версии, что в космонавтике всё только через 50 лет рассекречивается. Гм, облик "Востока"?..

В подтверждение своей теории, что все эти долгие десятки лет обыватели жили в неведении, Первушин демонстрирует книги... 1961 и 1968 года изданий, где и правда многое скрыто. "Вот видите, в СССР всё было секретным десятки лет!" Далее автор демонстрирует замечательное издание 2005-го года "Мировая пилотируемая космонавтика", о котором я тоже рассказывал. Думаю, ну уж в 2005-то году всё нормально уже стало с информативностью? "Ну вот здесь уже реконструкция больше похожа на правду, не знаю откуда авторы брали, видимо какие-то макеты, фото там и сям, но получилось неплохо..." А потом стало ясно, куда всё это ведет. "И вот только я в своей книге наконец-то, впервые..."

Могу сообщить, что в 1985-м году (это как, всё ещё достаточно советские времена?) вышла энциклопедия "Космонавтика" под редакцией аж Валентина Петровича Глушко (что заступил на пост руководителя нашей космонавтики после Королева и Мишина), наполненная различными схемами, спецификациями, устройствами космической техники. Вот три страницы оттуда:



Какой ещё облик "Востока" можно было скрывать от общественности, ума не приложу. Ну и, надо понимать, "Космонавтика" 1985-го года - это уже позднейший пример.

И вроде и знает человек про космонавтику много, и мысли в целом правильные в данном развед.опросе высказывал, но вот такое высказывание вида "никто не знал, а я знаю!" - оно в самом начале было очень зря, сразу на негативный лад настроило. При том, что у самого-то по-прежнему ошибочки в фактах встречаются. Например, в его высказывании, что американцы с гибелью "Челленджера" потеряли один из пяти шаттлов. Из четырёх. "Индевор" как раз на замену "Челленджеру" был построен.

В целом же посмотреть эту передачу можно, но не нужно. Очень много воды. В отличии от заявленного названия - тут скорее беседа о теориях заговора, опять оправдания перед "заговорщиками", всякие детали и мелочи - словом, всё то, чего и так хватает в инете. Про полёты американцев на Луну системно и упорядоченно неплохо рассказано как раз в той же "Мировой пилотируемой космонавтике", или в книге Голованова "Правда о программе Apollo". А если уж заодно отвечать и на все эти теории заговора, то ставить вопрос надо так: "Почему американцы смогли высадиться на Луну, а СССР нет?" Почему нашу космонавтику в конце 60-х ждал, будем говорить прямо, провал. Уж явно не из-за того, что у американцев удача была прокачана на +100, а у нас всё делалось с помощью кувалды и какой-то матери. Причины куда весомей, а факты дают нам интереснейшую картину. Но об этом, как ни странно, нигде в инете не видел хоть сколько-нибудь развернуто. Однажды соберусь и сам накатаю. В этой же передаче - как и везде, уже сто раз обмусоленные развевающиеся флаги, сигналы с Луны, снимки и прочее. Ничего нового и очень размазанно, аж на два часа пустого.

https://youtu.be/ZmuKHNMqAFQ
Вторник, 3 Июля 2018 г.
12:32 "Космос". Часть 8. Орбитальные станции и ТКС


После "черного" окончания 60-х в советской космонавтике наступил своеобразный ренессанс - годы впечатляющего развития орбитальных станций. Хотя, как водится в освоении космоса, и здесь всё было очень непросто.

Читать подробнее >>>
ЦКБЭМ (бывшее "королёвское" ОКБ-1) до последнего пыталось заставить летать "лунную" Н-1, пуская на неё все ресурсы, отодвигая на второй план другие затратные проекты. Одним из этих проектов уже тогда были долговременные орбитальные станции (ДОС). На этом проекте особенно настаивали военные. Передавать данные дистанционного зондирования со спутников в режиме реального времени тогда было проблематично. То ли дело пилотируемая станция! Нужно было изучить возможности быстрой обработки и дешифрирования данных непосредственно на орбите, возможности космонавтов по съемке определенных участков поверхности, да и вообще способности человека пребывать месяц и более на орбите, оценка последствий для здоровья. Не говоря уже о перспективных экспериментах с оружием.

Окончательно убедившись, что ЦКБЭМ в тот период никак не было заинтересовано в продвижении ДОС, МинОбороны само выступило заказчиком проекта и начала работу с КБ Челомея. И результатом стала военная орбитальная станция "Алмаз".



Для военных это был идеальный вариант. В разной степени готовности было аж несколько корпусов, которые предполагалось по полной напичкать оборудованием для военных экспериментов, но... ЦКБЭМ в лучших традициях Королёва продолжало подминать всё под себя. По распоряжению ЦК несколько корпусов военных станций было передано в ЦКБЭМ! И в 1971 году в космос отправилась первая в мире орбитальная станция... "Салют-1"!

"Алмаз" тоже потом летал в космос в трёх экземплярах (последовательно). На первом даже была установлена пушка для баллистических экспериментов! В открытой прессе они тоже именовались "Салютами" и летали вперемешку с гражданскими, "настоящими" "Салютами". Первые из которых были сделаны на основе "Алмазов", а последующие - уже более отличающиеся проекты. В общем, если вы уже запутались, то ничего страшного, там сам чёрт ногу сломит (о нашей космонавтике, в отличии от американской, вообще из-за этого зачастую рассказывать сложно - огромная куча дублирующих друг друга проектов, со временем перетекающих один в другой, и это мы ещё до "Ангары" не добрались, муа-ха-ха!!)

В целом же все "Алмазы" и "Салюты" (вплоть до знаменитого "Салют-7", последней станции этой серии) были похожи - один большой модуль с переменным объёмом по длине, и пристыкованные к нему дополнительные транспортные корабли. Вот, например, "Салют" с пристыкованным к нему "Союзом".



А вот к "Салюту-6" готовится причалить грузовик "Прогресс".



Внешне "Прогресс" от "Союза" отличить очень просто - у него нет спускаемого аппарата, он весь сгорает в атмосфере на обратном пути, потому вместо изящного "колокола" в центре у него эдакий толстый бочонок. Запускаются "Прогрессы" с помощью тех же "семерок", что и "Союзы" (только других модификаций).



Но именно с военными "Алмазами" был связан один очень важный проект - в качестве транспортных кораблей там планировалось использовать не "Союзы" и "Прогрессы", а ТКС - "транспортный корабль снабжения". Новый пилотируемый проект. Можно сказать, что это была предтеча философии... американского "шаттла"! В том плане, что одновременно планировалось запускать и пилотируемый трёхместный модуль (возвращаемый аппарат ВА), и функционально-грузовой блок с существенной полезной нагрузкой. Причём они всё равно соединялись по модульному принципу, и ФГБ мог оставаться в составе станции и после схода с орбиты ВА. Естественно, Р-7 такое не потянули бы, и в качестве РН выступал "Протон". Была проведена пара беспилотных полётов, успешная пристыковка к станции и... проект закрыли. Проект, превосходивший систему "Союзов"-"Прогрессов" по всем параметрам.

Вот так выглядит возвращаемый аппарат ТКС (и рядом спускаемый аппарат "Союза").



Что же касается ФГБ, то два из изготовленных блоков вы можете видеть до сих пор в новостях. Один в космосе - это российский модуль "Заря" на МКС. А второй на земле - это... многострадальная "Наука".

Подобный "вторичный" рынок не уникален для орбитальных станций. Например, для американской орбитальной станции "Скайлэб" использовался... бак третьей ступени "Сатурна-5". А блоки, ведущие своё начало аж от первого "Алмаза", также получили длительное продолжение. Очередной изготовленный блок стал Базовым Блоком (ББ) постоянной орбитальной станции "Мир".



ПОС стала и первой в мире многомодульной станцией.



Далее несколько фото уже полноразмерного макета станции "Мир", установленного в павильоне.













Он использовался для наземной отработки операций, внутри установлена аппаратура, но когда я был, ещё только планировалось открыть доступ внутрь, не знаю как сейчас. Сквозь стеклянные врезы в тёмных недрах было видно немного.



А ещё один "алмазный" блок стал модулем "Звезда" российского сегмента МКС.

Все орбитальные модули, для "Алмазов", "Салютов", "Мира", и нашего МКС, выводились челомеевскими "Протонами", сделанными на основе УР-500, о которой я рассказывал ранее.



Такие вот причудливые извивы истории отечественной космонавтики. Впрочем, прямо в настоящее время на наших глазах их творится ничуть не меньше. Ну а мы ещё ненадолго задержимся в 60-80-х - взглянем на ещё один советский триумф, который как раз, увы, целиком остался в прошлом - беспилотные исследования дальнего космоса.

Stay tuned.
123...46