26-07-2005 09:25 Си-дзюу-сити си-но ханаси (Повесть о сорока семи самураях)
Гэнроку дзюу-ё нэн (ээ-дии ити-сэн-нана-хяку-ни) сангацу,
Кёото-кара тёкуси-га
Эдо дзёо-э куру кото-ни наримасита.


В третьем месяце 14-го года эры гэнроку было решено направить из Киото в замок Эдо посланника императора.


Токугава го-дай сёогун ва
тёкуси-о мукаэру тамэ-ни сэттайяку-о
Асано то-иу вакай даймёо-ни мэйдзимасита.


[Правивший тогда] пятый сёгун из династии Токугава возложил обязанности по приёму императорского посланника на молодого князя Асано.


Соно-тоодзи
сёогунке-но гитэнтёо дэ атта Кира то ю роодзин ва
хидзёони ёку-га фукаку
сёккен-о риёо-ситэ
хитобито-кара ваиро-о такусан тоттэ оримасита.


В те дни мастером церемоний в доме сёгуна был алчный старик по имени Кира, который пользуясь своей властью брал большие взятки.


Тёкуси сэттэй то ю тайяку-о хадзимэтэ мэйдзирарэта Асано ва
иро-иро мудзукасий гисики-ни цуйтэ
гитэнтёо Кира-ни сидоо-о таномимасита га,
Кира ва
кесситэ Асано-ни гисики-ни цуйтэ
осиэмасэн дэсита.


Асано, впервые назначенный на почетную должность "принимающего посланника императора", попросил Киру обучить его некоторым сложным церемониям, но Кира не стал обучать Асано.


Сорэ ва
Асано-га тадасий хито дэсита кара
Кира-ни ваиро-о цукаимасэн дэсита нодэ.


Это произошло потому, что Асано был честным человеком и не предложил Кире взятку.


Ару хи, дэнтюу-дэ
Кира-га Асано-о хидзёони будзёку симасита кара,
Асано ва
катто нари,
дэнтюу-ни мо какаварадзу,
Кира-ни кирицукемасита.


Однажды Кира оскорбил Асано, тот вспылил и, несмотря на то, что они находились во дворце, ударил Киру мечом.



Сикаси, тано даймёо-ни томэрарэтэ,
Кира-о коросу кото-га
дэкимасэн дэсита.


Однако другой князь удержал его и он не смог убить Киру.



Тоодзи, Эдо дзёо-тюу-дэ ва
катана-о нуку кото ва
гэнкин-сарэтэ ори,
моси соно хоо-о окасэба
гэмбацу-ни сёсарэру но дэсита кара,
Асано ва
соно хи-но ёру-ни
сэппуку-о сасэрарэмасита.


В то время обнажать мечь во дворце Эдо было запрещено, и нарушивший этот запрет приговаривался к строгому наказанию. Поэтому Асано вечером того же дня был принужден совершить харакири.



Соно-уэ
Асано ке ва дандзэцу,
карэ-но сиро ва ториагэрарэ,
кэрайтати ва дзэмбу роонин-ни наримасита.


Более того, род Асано был лишен дворянского титула, его замок конфискован, и все его вассалы остались без хозяина.



Соно-го, Асано-но мото кароо Ооиси то
соно тёонан оёби тюугина кэрай
авасэтэ си-дзюу-сити-мэй ва
хидзёона куро-о ситэ,
цуйни Асано сэппуку-го итинэн сити-ка-гэцу-мэ-но ару
оо-юки-но ёнака-ни,
Кира-но ясики-ни ути-иттэ
Кира-но самурайтати-то татакай,
тоотоо Кира-но куби-о утиторимасита.


Прошло некоторое время и Оиси, бывший главный вассал Асано, его старший сын и другие вассалы, числом 47 человек, собрались невзирая на трудности. Снежной ночью, спустя год и семь месяцев после смерти Асано, они ворвались в особняк Киры, вступили в схватку с его самураями и отрубили Кире голову.



Соно ёаке-ни
Ооиси-о сэнтоо-ни иккоо ва
Асано-но хака-но ару Сэнгакудзи-э ики,
Кира-но куби-о сюдзин-но бодзэн-ни суэмасита.


Утром они во главе с Оиси пришли в храм Сэнгакудзи, где находилась могила Асано, и положили голову Киры перед могилой.



Кооситэ карэра ва
тикара-о авасэтэ
сюдзин-но ада-о риппани утимасита.


Так, объединив усилия, они достойно отомстили за своего господина.



Сибараку ноти-ни
си-дзюу-сити си ва
сидзукани сэппуку-симасита нодэ,
сюдзин-но хака-но ару Сэнгакудзи-ни
хоомурарэмасита.


Позднее сорок семь самураев спокойно совершили харакири. Они были похоронены в храме Сэнгакудзи, где находилась могила их господина.



Соно-токи-кара коннити-мадэ
майнити тасуу-но хитобито-га
карэра-но хака-ни маири,
бодзэн-но сэнкоо-но кэмури-га
таэта хи-га аримасэн.


С той поры и до нашего времени ежедневно их могилу посещает множество людей. Небывает и дня, чтобы перед их могилой не курился бы дым благовоний.

Текст повести в учебнике Vaccary O., Vaccary E.E. снабжен пояснительными статьями, которые приводятся в изложении.

Приведенное историческое повествование рассказывает о мести, совершенной в начале XVIII века 47 самураями в отношении высокого чиновника, оскорбившего их господина и ставшего причиной его смерти.

В течение одного долгого года, самураи, казалось, забыли о несправедливости, однако даже рассеянные по стране они поддерживали связь между собой, тайно вырабатывая план мести. Наконец, в снежную ночь 15 декабря 1703 года они напали на особняк чиновника, схватили и обезглавили его.

Смерть была отмщена, и 47 самураев передали себя в руки властей. Им приказали совершить харакири, на том основании, что они нарушили законы страны, запрещавшие кровную месть. Вечером 4-го февраля 1704 года они были похоронены, согласно их желанию, рядом с могилой их господина.

Чтобы правильно понять смысл рассказа, следует иметь в виду, что харакири, совершенное по указанию высшего лица, считалось "почетным наказанием", или самым мягким наказанием, которое могло быть применено по отношению к правонарушителю. Такое наказание не применялось к уголовным преступникам, которые обычно обезглавливались. Если же харакири выполнялось по собственной воле, то такая смерть считалась "самой прекрасной из всех прекрасных".

В те дни симпатии властей были на стороне 47 самураев, так как избранный ими трудный путь был образцом преданности. Даже сёгун Цунаёши, бывший в то время фактическим правителем Японии, пытался спасти их от смерти. Но как бы ни были велики его симпатии, он не мог создать прецедент нарушения законов, установленных его же правительством.

Каждая страна имеет своих героев, но только в Японии добровольное самопожертвование 47-и человек, готовящихся к этому в течение года, с единственной целью отомстить за несправедливую смерть своего господина, настолько затронула чувства людей, что сделало место их погребения объектом ежедневного паломничества уже на протяжении более чем двух с половиной веков.

Каждый год 4-го февраля в храме Сэнгакудзи торжественно отмечается годовщина смерти 47-и самураев. На эту церемонию стекается много людей различных убеждений.

Поступок 47-и преданных самураев воспет в литературных произведениях известных японских драматургов XVIII века. Эти произведения популярны и в наши дни. Поставленные по ним театрализованные представления и кинофильмы в декабре каждого года идут в переполненных залах по всей стране.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
« Вернуться
Закрыть