Все как есть
дневник заведен 02-04-2002
постоянные читатели [2]
Barabashka, DrAib
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Рязань
20-08-2002 01:33 Запись у Паши. Киберинквизиция
Продолжаю думать над оброненной в дневнике у Паши фразой о "не судите и не судимы будете".
Все это, конечно, верно. Но трактовок много.

Начнем с того, что фраза эта -- начало 7-й главы из Евангелия от Матфея. А как многие помнят, 5-7 главы -- это у нас Нагорная проповедь, ядро христианской религии в морально-этическом плане.

Итак, Матфей устами Иисуса говорит следующее: "не судите и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой меряете, такой и вам будут мерять". Далее идет пассаж о бравне в собственном глазу и соринке -- в чужом.

Традиционное бытовое объяснение этих стихов следующее: не говорите о других плохо, не осуждайне их поступков -- и о вас никто плохо не скажет и не осудит. Получется такой весь из себя маленький обывательских заговор всеобщей лжи и лести.
На самом деле, в оригинале фраза звучит так: "не судите (то есть не предавайте суду, не меряйте грех по законам государства и морали) и не судимы (потом. на страшном суде) будете. Ибо каким судом судите (то есть, осуждаете чужой грех по собственной шкале), таким и будете судимы (то есть на Страшном суде Господь будет применять к вам не его, Божью, кару, а ту, что вы когда-то избрали для другого)".
Для тех, кто думает этого постулала избежать, Иисус говорит: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе не чувствуешь". Понятно? То есть, нет таких людей, которые судят (уголовно, морально и. д.) и при этом сами остаются безгрешными. Не безгрешными в широком смысле этого слова -- нет. Именно безгрешными в той области, в какой они судят.

Именно поэтому все начало 7-й главы говорит о том, что фунция судьи целиком и полностью пренадлежит Господу и никак -- не людям.


И все бы это так замечательно бы закончилось... будь сейчас на дворе век этак 14-16 и слова из Евангелия были бы высшим догматом, не требующим осмысления и философского и практического подтверждения.
Однако сейчас век 21. Бедный немощный папа должен разруливать бесконечные скандалы о голубых епископах, а в перерывах милостиво улыбаться, когда по телевизору показывают очередную "службу" в модерновой церкви, более напоминающую концерт Sex pistols.

Вопросы суда, морали, осуждения за проступки стоит сейчас настолько сильно, что только слепой этого может не видеть.
Почему? Потому, что традиционная римско-европейская система "все равны перед законом" зашла в тупик. Иначе как можно объяснить постоянные разговоры о "двойных стандартах"?

Что есть двойной стандарт? Это система, при которой для каждой социальной группе применяется свое собственное законодательство. В идеале -- это отнюдь не выбивание льгот для "знатных", а констатация факта, что, например, крестьянин не может судится по тем же законам, что и рыцарь. Но совремнная трактовка принципа двойной морали взята не из средневековья, а из завоевательных походов нового времени: есть закон для белых и есть -- для черных рабов.

Есть еще одна система законодательства -- восточной деспотии. Это когда каждое дело решалось так, как думает судья. Плюсы (и идеале) -- полный анализ фактов и индивидуальное решение, подходящее только к этой ситуации. Минусы -- судья практически не может иметь человеческих черт характера. Абсолютная бесспристрастость. Практически недостижимая.

Тут и вспоминается Библия. Мы не можем сказать, что Бог в роли судьи предвзят. Мы можем сказать, что Бог, как существо всемогущее и всезнающее, будет судить именно по принципу восточной деспотии -- то есть каждый получит свое и только свое. За одинаковый проступок будут совешенно разные вердикты.

Но почему люди придумали свой суд, если в Библии четко сказано о его запрете. Ах, они уже были? Ну так расформировали ли бы. Но не расформировали. Ибо 1. Бог судит не спеша -- не так быстро, как хотелось бы. 2. иногда он вообще не судит (по мнению окружающих).
То есть, понимая первенство Божьей воли в деле осуждения, люди старались ему "немного помочь".
Самая ярая помощь, как вы помните, называлась "Святая Инквизиция". Не могу сказать, что дело было полностью провальным. По крайней мере люди, входящие в нее, удовлетворяли одному важному требованию: они не имели многих человеческих черт характера. это сейчас кажется, что Святая инквизиция была проходным двором, куда брали исключительно садистов. Нет. это были: образованные, физически выносливые, не имеющие родственных связей люди.

К чему я это все, собственно? А к тому, что если к 23-25 веку у нас появится киберинвизиция, с Богом-супермозгом во главе и киборгами-исполнителями в качестве карательных органов, то я, надо сказать, не удивлюсь. С точки знения Библии там все будет очень чисто.

Current music: русскае радиво
Закрыть