Journals.ru » Май » ........
поддержать сайтдневникиsupportF.A.Q.кабинетнаугадрегистрация
Ambrozia
От Фламарины (2 часть)
Карточные масти: четыре типа женских характеров в литературе и кино (и немножко в жизни)

Как известно, наряду с гаданием на картах Таро широко распространено «предсказание судьбы» на «обычных» игральных картах. Современное деление и прочтение мастей, а также смысл «старших карт» относится приблизительно к XV веку.
В основе гадания лежит представление об основных типах характера (ведь чтобы гадать на незнакомых людей надо хотя бы знать, как они себя ведут и как выглядят), которое затем благополучно перекочевало в литературу и кино. Самый известный официальный пример «карточного» деления характеров – «Три мушкетёра» Дюма: Атос (пики), Портос (бубны), Арамис (крести) – и примкнувший к ним Д’Артаньян (червы).
Классификация характеров через систему бинарных оппозиций отдельных свойств (независимо распределяемых, как в законах генетики Менделя) впоследствии легла в основу типологии характеров К.Г.Юнга, а затем и Майерс-Бриггс. В связи с последним некоторые могут найти связь между «карточной» типологией и соционикой. Расслабьтесь, товарищи, в XV веке ещё не было соционики.
Итак, на мужские типажи я пока не замахнулась (всё же там три возможных варианта – Валет, Король и даже Туз, обозначающий человека, активно прогибающего реальность под себя и способного изменить ситуацию даже в одиночку). Зато типажи барышень приведены ниже.
Предварительное замечание:
Значок масти символизирует скрывающийся за ним характер.
«Чёрные» масти рациональны, их волнуют доводы рассудка, идеи, принципы и абстракции.
«Красные» - эмоциональны, живут чувствами, впечатлениями и ощущениями.
Закруглённость/заострённость значка обозначает вектор действия, направленный либо наружу (действие), либо внутрь (мечты и размышления):
«Действенные» масти (пика и бубна) – условно говоря, сначала делают, а потом думают. Они практичны, привыкли познавать мир на опыте.
«Мечтающие» масти (крести и червы) – напротив, выстраивают картину мира мысленно. Вообще много времени проводят, размышляя о причинах поступков других, тайных знаках, намёках и подобных вещах.
Условно говоря, действенные масти обладают более «мужским» складом характера, а «мечтающие» - типично женским, которые (если не умеют вовремя останавливаться) могут из фразы «передай соль» вывести «ты меня не любишь».

ПИКИ

Девиз: Я могу (I can)
Символическая каста характера: Воины/Аристократия/Тайные ордена
Управляющие планеты: Марс (агрессия/энергия), Плутон (тайные знания / вопросы жизни и смерти), Юпитер (власть над другими).
Титульный цвет волос: Брюнетка. Поскольку не привыкли идти на поводу у природы, то могут выкраситься хоть в рыжий, хоть в блондинистый (тогда получается сочный и противоестественный «суицидальный блонд»). Но от природы всегда темноволосы.

показать
Революционерка, сподвижница и муза. Её мир вращается вокруг некой идеи. Очень редко попадаются безыдейные пики. Такие гражданки носятся по миру, пробуя то одно, то другое, увлекаясь, разочаровываясь и идя дальше. Делая хорошее или плохое, «просто потому, что я могу». Приблизительным примером таких пик могут служить Ребекка из одноимённого романа Дафны Дюморье или Цири из «Ведьмака». Но, повторяю, это редкость.
Типовая пика идейна до жути. Идея чаще всего одна, зато самая главная и поглощающая собой всё остальное. Мир делится на тех, кто разделяет идею – это друзья, любимые, родные – и тех, кто против идеи. Это ужасные люди. Враги. Моральные уроды. Есть ещё некоторое количество людей, которым на идею пофиг. С ними она может нормально общаться, но многого от них не ждёт. Если они начинают интересоваться её взглядом на мир, то сразу становятся интересны: агитировать она любит, это да… Но если вдруг в процессе обмена информацией выяснится, что люди, которых она считала нормальными скучными нейтралами, на самом деле злостные противники – разочаруется и вообще перестанет общаться, даже на уровне «Доброе утро». Дама пик – та самая женщина, которая в мужчине любит мозг. Нет, не иметь каждый день и есть его чайной ложечкой, а правда любит. Она пленяется идеей и за убедительность, искренность и концепцию, ложащуюся на её мировоззрение, способна полюбить хоть пещерного тролля. Так же питает слабость к профессионалам в своём деле. И тогда её преданность не знает границ. Дама пик не просто подаёт патроны – она достаёт гранатомёт.
При этом всяких ограничений вроде морали, законности, гуманизма и прочей шелухи у неё нет. Пленённая идеей Пика уйдёт из отчего дома или от мужа, совершит кражу, хулиганство, а то и убийство – если реализация идеи будет этого требовать. Единственная причина, по которой она может придерживаться этических принципов – если этика и есть её сверхъидея. Но и тогда это будет похоже на известное высказывание «кровавыми слезами умоются те, кто усомнится в нашем миролюбии». Здесь уместно вспомнить булгаковскую Маргариту, которая разнесла квартиру критика Латунского только потому, что тот плохо отозвался о романе Мастера. Маргариту, которая стала ведьмой, чтобы вернуть его, а ещё больше – чтобы вернуть его роман и отомстить его врагам. Но при этом она не воспринимает свой поступок как «жертву» или необходимость «переступить через себя» (как это делала бы Червовая дама). Нет, для неё это просто средство достижения цели. А душа… Что душа? Пики вопросом посмертных райских кущ вообще не заморачиваются. «Придётся вам, милый мой, жить с ведьмой!»
Если дама любого другого типа в целом благосклонно воспримет, когда из любви к ней кто-то откажется от своих принципов, не сделает того, что должен был и т.п. (нет, поругает, конечно, но в целом будет польщена), то Пика не потерпит такого никогда. Совершенно искренне. Он не пустил её в опасную операцию? Он не согласился испробовать на ней новое лекарство? Он пошёл на соглашение с каким-нибудь правительством, повстанцами, захватчиками и прочими имперсонациями врага? Он устроился на хорошо оплачиваемую работу вместо того, чтобы писать книги/картины/песни? Да она ни секунды не останется с ним после такого! Ведь с её точки зрения это означает, что он не достаточно верил в то, что делал. Он предал идею. А человек, предавший идею, ей не нужен. Она любила его только за это, а нет идеи – нет любви.
В меньшем масштабе всё происходит точно так же. Пика, помешанная на знаниях или таланте стерпит, если мужчина предпочтёт ей более умную и более талантливую. Она просто затаится, подтянет соответствующее умение – и ринется брать реванш, отвоёвывая «своего мужчину» обратно. Но если он предпочёл ей бездарность… Она будет презирать его. Стоит заметить, что точно также поступит помешанная на красоте Пика, если узнает, что её мужчина променял её на какую-то страшненькой серую мышку. Пофиг, почему. Он – пустое место, потому что для него не важно то, что важно для неё!
Зато если вам по какой-то причине необходимо умереть или покалечиться ради высокой цели, а сами вы этого сделать не способны, то в качестве ассистента в этом нелёгком деле вы можете рассчитывать только на Даму пик. Там где бубновая обзовёт вас психом, крестовая прочтёт лекцию о необходимости смиренного следования судьбе, а червовая будет плакать и отказываться, заявляя, что «не могу этого сделать, ах пожалуйста, не заставляй меня это делать», пиковую даму надо просто убедить, что вам это действительно надо. И тогда она не станет колебаться и попусту терять время. Ещё и забивать вам гвозди в лодыжку поможет, если попросите.
Дамы пик никогда не прощают. Они могут мстить всю жизнь, а там, где границы фэнтези позволяют – несколько жизней подряд. Впрочем, добро тоже помнят долго. Категория «благодарность» у пик, кстати, сугубо действенная. Сказать «спасибо» её не заставишь, зато устроить хорошему человеку что-нибудь такое, о чём он мечтал (или даже ещё не мечтал, но что ему понравится) – обязательно. Короче, она практически фея, а то, что с топором, тo… «молодой человек, как мало вы знаете о феях!»
Стиль одежды: аккуратный, экономно детализированный (они предпочитают минимализм) и – однообразный. Вне зависимости от того, что она для себя выбрала – байкерский прикид или готические кружева, деловые костюмы или просторные художественные блузы – Пика придерживается своего стиля всегда, поэтому её наряды выглядят если не как близнецы, то уж точно как братья и сёстры. Питает пристрастие к тёмным тонам и/или простому белому цвету. Оттенки всегда холодные. Вместо красного – тёмно-лиловый, вместо голубого – синий, вместо розового… эм, пика почти не совместима с розовым! Как и с золотым, которому предпочитает серебряный. Обычно наряды закрытые и скромные: даже если плотно облегают фигуру, то вызывают скорее ассоциации с доспехами, чем с «второй кожей». Но если Пике надо подчеркнуть фигуру, то это будет силуэт в целом, или область декольте, или (совсем редко) открытые ноги. Только одно из трёх!
Отношения с родителями: Здесь всё в лучших традициях дедушки Фрейда. Классическая Дама пик хорошо относится к отцу и прохладно – к матери. В запущенных случаях даже находится с ней в открытом конфликте. Впрочем, в биографии многих Пик родители вообще не обозначены – ну были когда-то, но теперь она о них никогда не говорит. Но если упоминает, то опять же – скорее об отце (даже Эсмеральда Ветровоск не удержалась от ремарки, что её отец был охотником и «научил, что плохой охотник преследует, а хороший ждёт»). Интересно, что если бы мы говорили о мужчинах-пиках, то ситуация была бы прямо противоположной – они чаще всего благоволят матери и ненавидят отца (опять же по Фрейду).


КРЕСТИ

Девиз: Я знаю (I know)
Символическая каста характера: Духовенство/Жрецы
Управляющие планеты: Сатурн (закон, порядок, стандарт), Луна (отражение других, «женская доля»), Юпитер (власть над другими)
Титульный цвет волос: Шатенка или натуральная блондинка (русая). В целях конспирации часто красятся в рыжий и/или красный, но собственный родной оттенок всегда очень спокойный.

показать
Правильная девушка. Имеет хорошо очерченную систему ценностей и любит, когда всё понятно. Как говорится, небо голубое, трава зелёная, суп в холодильнике, смысл жизни – в служении высшим ценностям. Уверена, что этические ценности и законы одинаковы, универсальны и обязательны к исполнению всеми – ну, кроме злодеев и негодяев, разумеется.
Если вроде как хороший человек ведёт себя вразрез с её мировоззрением, то Крестовая дама твёрдо уверена: ему просто пока подробно не объяснили, как это приятно, полезно и, попросту, правильно… - дальше нужное вписать. Это может быть всё, что угодно, от мультикультурализма до религиозности, от здорового образа жизни до амбициозных карьерных планов, от умения пользоваться пятнадцатью приборами за столом до счастья непрерывной учёбы.
И она будет объяснять, демонстрировать личным примером, а то и просто поучать. Карикатурный пример типичной Крестовой дамы в детской литературе – Мальвина. Аккуратистка, поборница хороших манер и наказания путём изоляции (в чулане). Последнее не случайно: Крестовая дама – социальное существо, поэтому искренне считает, что нет на свете более страшной кары, чем отказ с кем-то общаться. «Я с тобой не разговариваю», «Я от тебя ухожу», «Не звони мне больше», а также разнообразные бойкоты и молчанки придуманы именно Крестовыми дамами.
Ключ к такому поведению даёт «символическая каста»: Духовенство. Крестовая дама считает себя ответственной за «духовную жизнь» окружающих, видит себя их совестью. Типовые крестовые занятия также выводятся из «символической касты»: учительница, врач/медсестра, работник суда (функции, ранее выполнявшиеся монахинями и монахами). Также возможна небольшая помешанность на занятиях спортом (смирение, самоистязание и самосовершенствование через борьбу с собой). Среди Крестовых дам много многодетных матерей, причём если детей три или больше, то она создаёт из них чётко работающую систему, где старшие воспитывают младших, а сама Крестовая дама занимается самым младшим ребёнком (0-3 года).
Не любит стресс и перемены. Верит в справедливость, а также в то, что всем воздаётся по заслугам. Уверена, что если всё сделать «правильно», то и результат обязательно будет хорошим – без вариантов. Поэтому такие штуки как безответная любовь («я такая хорошая, почему он меня не любит?»), отсутствия повышения по работе («я здесь три года, а начальником поставили какую-то мымру со стороны»), неблагодарные дети, невоспитанные домашние животные и провалы в кулинарии («я точно следовала рецепту! Почему не получилось?») – вводят её в состояние ступора, депрессии или злости. Стандартная реакция на неудачу – пробовать дальше, раз за разом, в надежде, что на сто первый раз технология сработает.
Одежда: Нечто социально приемлемое. Чаще всего приличное и подходящее к случаю. Везде, где есть хоть сколько-нибудь выраженный дресс-код, Крести его придерживаются. Но и в остальном их одежда обычно довольно спокойна по цвету и фасону. Крести относятся к тем девушкам, которые даже в современном мире носят платья в цветочек. Или чулки телесного цвета. Впрочем, если Крестовая дама считает себя модной девушкой, то она постарается одеться в соответствии с модными тенденциями этого года, старательно выполняя все рекомендации дизайнера.
Наряду с Червами, Крести больше всего склонны к косплею людей, которыми они… не то, чтобы восхищаются, но считают их правильно поступающими и/или эффективными. У Крестей есть полумистическая вера в то, что, чтобы приобрести такую же степень эффективности, надо скопировать не только основные приёмы и техники, но и манеру поведения, одежду и характерные словечки объекта.
Отношения с родителями: У Крестей много родственников. Типовой набор состоит из родителей, братьев-сестёр, родственников мужа, детей, собак и попугайчика. А также пробегающих двоюродных кузин со стороны фиг знает кого, которые иногда останавливаются у них дома, будучи проездом или в командировке. И Крести относятся к родственникам хорошо. По крайней мере, стараются относиться, хотя после некоторой концентрации детей, родственников и попугайчиков на квадратный метр жилплощади начинают истерить и жаловаться, причитая «я так больше не могу». Родителей Крести не воспринимает, пока они находятся в доминирующей позиции, зато самоотверженно ухаживают за ними, когда с родителями случается какая-то неприятность. Если есть братья-сёстры, то Крестовая дама практически всегда кого-то любит по-особенному и опекает, а с кем-то всю жизнь соперничает, считая, что родители ему(ей) в детстве позволяли гораздо больше, относятся гораздо лучше и вообще…


БУБНЫ

Девиз: Я хочу (I want)
Символическая каста характера: Купцы/Торговцы/Предприниматели
Управляющие планеты: Меркурий (переговоры, скорость, громкость), Солнце (своё мнение, желание нравиться), Марс (агрессия / энергия).
Титульный цвет волос: Рыжий! Попадаются золотистые и мелированные экземпляры.

показать
Символическая каста «торговец» обозначает прежде всего повышенную способность заболтать кого угодно. Бубновая дама перезнакомится с самым большим коллективом, ко всем найдёт подход и разведёт на разговор. Довольно эффективно ведёт переговоры, умеет заставить людей понять друг друга, определить, что кому надо, и организовать обмен, компромисс, союз… - да что угодно, в принципе. Из них вышли бы прекрасные руководители предприятия, лидеры и зачинщики, но бубён гораздо чаще можно увидеть на позициях вроде «риэлтер», «HR» или «секретарша», потому что болтать со всеми на равных они любят больше, чем управлять свысока. Ну, разве что жизнь заставит.
Ах да, ещё они могут быть мошенницами, шпионками, воровками драгоценностей и прочими экзотическими персонами. Ведь это так захватывающе!
В литературе и кино Бубновая Дама – девушка-сюрприз и девушка-катастрофа. Она та, с которой ни за что не отправишься на дело по доброй воле, но зато у неё фантастический талант внезапно сваливаться вам на голову (и повезёт, если не в буквальном смысле). Это женская версия «вождя краснокожих». Патологически любопытна, поэтому потрогает всё, что нельзя трогать, заберётся туда, куда нельзя забираться и отстанет именно в ту минуту, когда отставать нельзя. Никогда не говорите ей «Не нажимайте эту кнопку» и «Ни за что туда не ходите», потому что… вы уже понимаете, какой будет результат?
Это глубоко комический персонаж в амплуа где-то посередине между ролями Бет Мидлер и девушкой Индианы Джонса. Помните фильм «Храм судьбы»? Всю вторую половину фильма она визжала не переставая. Особенно хорош был эпизод, когда её то опускали в жерло вулкана, то поднимали обратно. Кстати, катастрофические перемещения в вертикальной плоскости (куда-то свалиться, с размаху проехаться на какой-нибудь лиане, зацепиться за блок, повиснуть на крепостной стене) – ещё одна отличительная особенность Бубновой дамы. Их ждут лифтовые шахты, глубокие пруды, корни над обрывом и прочие захватывающие вещи. Если когда-нибудь из Алисы в Стране чудес сделают комедию, то Алиса в такой постановке будет в амплуа Бубновой дамы (а кто ещё способен свалиться в кротовую нору, регулярно вестись на «съешь меня» и «выпей меня», а потом поругаться с самой королевой?)
Не любит скуку и нотации (одной из фраз карикатурной Бубновой дамы Эллочки Людоедочки было «не учите меня жить»). Любит, чтобы было интересно, новые впечатления и знакомства.
Несмотря на замашки «хочу, чтобы всё было шикарно», Бубны умудряются где-то нахвататься пацанских привычек. Кто-то свистит в два пальца, кто-то водит машину с сумасшедшей скоростью, кто-то может оглушить человека с одного удара в затылок, а кто-то просто умеет открывать пивные бутылки об стол. В комедии с Голди Хоун «За бортом» её героиня сыграла два лица Дамы Бубён: сначала изнеженную принцеску с хабалистым характером – а потом семейную женщину и талантливую креативную руководительницу с лёгким уклоном в пацанство. Ответ на вопрос: «Где ты этому научилась??!» - варьируется от «отец/брат научил» и до «мой бывший был автогонщиком!» Её университеты – это общение.
Стиль одежды: Одевается броско, часто с некоторым перебором: это может быть короткая юбка, или декольте, или что-нибудь раскраски «леопард», или какая-нибудь прозрачная кофточка. В крайнем случае, просто куча фенечек и бусы-кулоны-ожерелья в три ряда. При этом нельзя сказать, чтобы Бубновая дама хотела выглядеть провокационно, вульгарно или, упаси господи, сексуально распущенно. Просто она любит яркое и красивое и сама хочет быть яркой и красивой. Одевается не столько для привлечения внимания противоположного пола (хотя ей это и нравится), сколько для собственного удовольствия, для понимания «а я-то круче всех!» Что характерно, красивую одежду может сварганить из чего угодно – вспомним нетипичную по внешности, но вполне стандартную по поведению Бубновую даму Скарлетт О’Хара, которая, когда нужда припёрла, сшила платье из бархатной шторы.
Отношения с родителями: Я уже говорила, что Бубны не выносят нотации? Вот поэтому с кем-то из родителей (чаще с матерью) их отношения могут быть довольно натянутыми. Впрочем, по гамбургскому счёту, Бубна не просто любит семью, а всех за неё порвёт. Забавная особенность – не находя родственную душу в родителях, Бубна почти всегда обнаруживает её в ком-то из более дальних родственников: какая-нибудь шумная тётка, которую считают чокнутой старой девой, или дедушка/бабушка, или, наоборот, племянница, внучка или троюродная сестра. Вспомним, что та же Скарлетт О’Хара задним числом считала себя очень похожей на бабушку по линии матери.


ЧЕРВЫ

Девиз: Я верю (I believe)
Символ характера: Люди искусства (создающие, практикующие или изучающие) + Сфера услуг.
Управляющие планеты: Венера (обаяние, беззащитность, жертвенность), Солнце (своё мнение, желание нравиться), Луна (отражение других, «женская доля»).
Титульный цвет волос: Блондинка. Любого оттенка от белого и светло-пепельного до золотистого.

показать
Ну что ж, у этой масти сердце на эмблеме. Вряд ли к этому можно что-то добавить. Не сказать, что любая Черва – готовая романтическая героиня, но она к этому стремится. И смотрит на жизнь через призму отношений и веры в необычное. Всегда.
Черва наиболее последовательно верит во все эти штуки про «родственные души», «вторые половинки» и «пока смерть не разлучит нас». Семью (а более узко – пару) она считает единым организмом с общими стремлениями, целями и мировоззрением. Всё остальное – это где-то там, за границами.
Сентиментальна. Не любит видеть чьи-то страдания, т.к. очень впечатлительна и жалостлива. Склонна к волонтёрству, благотворительности, всяким акциям вроде сдачи крови и состояния в донорском листе. Норовит завести то собаку (в обычно сеттинге), то какую-нибудь другую животину с добрым характером и грустными глазами. При этом понятие «добрый» для неё весьма растяжимое – Черва, как Хагрид, способна увидеть потенциальную домашнюю зверюшку хоть в василиске. Привязывается к тем, кто искал у неё помощи или утешения.
При этом доброта Червы идёт исключительно через личный контакт – они сочувствуют конкретным созданиям, с которыми знакомы, но могут пойти на какие-то действия, потенциально способные уничтожить множество таких же живых существ более или менее спокойно (главное, чтобы Черва этого не видела). Нет, то есть им будет ужасно жалко, но «такова судьба, что поделать». Особенно ярко это противоречие проступает в тех случаях, когда дело касается романтических отношений. Сдать страну врагам, допустить геноцид, разрушить целый мир, допустить нелепую гибель своей армии – только чтобы спасти «милого-ненаглядного»? Легко!
Сердце – знак не только любви, но и жертвы. Червы сильнее прочих мастей понимают, что «человек не просто смертен, а внезапно смертен». И эта смертность их подспудно угнетает. Отсюда эти мечты о вечных чувствах, отсюда неприятие насилия и смерти: ведь каждый такой эпизод – лишнее напоминание, что в конце от всего остаётся только прах. И, раз уж всё равно все умрут… Черва хочет умереть не просто так, а совершив нечто великое и значительное. Чтобы это стоило того! Поэтому потенциально они довольно рисковые барышни, хотя с первого взгляда и не скажешь. Особенным шиком для червы из фэнтези, разумеется, считается жертва собой ради любимого. При этом такие забавные вопросы как «Как ему потом жить с этим грузом?», «А надо ли ему это вообще?» и прочая-прочая их не волнуют. Червы считают, что их любовь – величайшее счастье для объекта чувств и никакой из даров этой любви не может быть отвергнут. Поэтому в ситуации невзаимного или не совсем взаимного чувства Червы могут быть несколько нелепыми или навязчивыми (допустим, как Трис Меригольд из «Ведьмака»).
Их речь изобилует «сердечными» метафорами, что особенно заметно в английском языке: «to the bottom of the heart», «it broke my heart», «always in my heart»… - и так далее.
Стиль одежды: Романтичный. Состоит из закруглённых форм и плавных линий. Нечто среднее между кринолином эпохи барокко, ивсенлорановскими «силуэтом песочных часов» и мягким уютным кэжуал пастельных тонов. Стиль Червы – это Одри Хёпберн в «Завтрак у Тиффани», Мэг Райан в «Неспящие в Сиэтле» или Кейт Уинслет в «Разум и чувства». И да, в отличие от Пик, Червы вполне сочетаются с розовым цветом.
Кэжуальность Черв настолько преувеличена, что любой дресс-код смотрится на них нелепо: в лучшем случае как приглашение к ролевой игре. Но вообще-то Черва в официальной одежде – это хронический партизан, который норовит то юбку подрезать, то пуговицу расстегнуть, то нацепить фантазийные серёжки к деловому костюму (кстати, мужчины-Червы ведут себя приблизительно так же – попробуйте-ка надеть на него галстук!).
Как и Крести, часто косплеят тех, с кем общаются. Но если Крестовая дама делает это из уважения к эффективности (правильности, уместности в определённых обстоятельствах) объекта, то Черва – по личным причинам. Они набираются привычек и ужимок только у тех, кто им нравится.
Отношения с родителями: они любят своих родителей. И очень их ценят. Обычно у Черв довольно счастливое детство – правда, сменяющееся весьма странным подростковым периодом. Червы любят быть «маленькими девочками» - и родительский дом всегда возвращает им чувство детства. Однако, период романтических отношений часто прокладывает первую трещину в этой идиллии: в период острой влюблённости Червы забывают обо всём.


UPD: Сперва хотела сделать запись только для себя. Но потом подумала - вдруг кто-то заинтригуется. Разбор очень любопытный)
Автор классификации и указанных примеров http://fanfics.me/user102114

[ полезные заметки ]

URL
Лиэс
1 февраля 2015
Было утащено у Flash, весь пост оттуда.

Рационалы vs Иррационалы
Сегодня у нас в Клубе св. Иеронима была лекция по организации рабочего дня фрилансера, и я обещала показать несколько дополняющих ее статей. На самом деле, я ужасно жалею, что они попались мне на глаза только прошлым летом, а не, скажем, лет пять назад. В этом случае я с самого начала организовала бы свою работу иначе, а не занималась самоистязаниями в духе "Плохой Добби! Ленивый, малоэффективный Добби!"
Вот эти статьи:
1. "Тайм-менеджмент для иррационалов" (Алексей Ветрюк, Дмитрий Пестряков)
2. "Люди хаоса" (Валентина Габышева, больше известная в интернете как Хлофло)
3. "Спонтанное планирование для тех, кто ненавидит тайм-менеджмент" (Иван Пирог)
4. "Иррационалы: как жить, если вы он!" (Анастасия Эльберг)

В этих статьях высказывается очень верная мысль: почти весь наш мир, организация рабочего процесса и советы по тайм-менеджменту заточены под рационалов, которые не очень-то и нуждаются в этих системах планирования, поскольку чувствуют их интуитивно. Что же касается "иррационалов", "хаотиков" и "спринтеров" (число коим - легион), попытки выдрессировать в себе рационала обычно заканчиваются у них только нервными срывами. Например, у меня однажды был период лютого неписца, когда я открывала файл с переводом и часами медитировала на первую строчку, не в силах заставить себя напечатать хоть слово. Если бы я более чутко прислушивалась к своему состоянию, то просто отложила бы эту задачу и занялась чем-нибудь другим, не менее полезным. Однако весь мой опыт общения с Рациональным Миром свидетельствовал, что это лишь признак лени, выверт капризного подсознания - поэтому я говорила себе "Пока не переведешь сегодняшнюю норму, из-за стола не встанешь!" и вновь с тоской приникала к тексту. Естественно, это заканчивалось лишь новыми самобичеваниями, а подчас и слезами.
Главное, что я не вынесла из статей выше - это признание, оправдание и даже одобрение многозадачности людей-хаотиков. Я занимаюсь десятью проектами сразу не потому, что "разбрасываюсь" и не могу сосредоточиться на чем-то одном, а потому что перспектива долгое время выполнять однообразную работу вызывает у меня отчаяние. Мои периоды активности (не активности вообще, а конкретно в этом деле) длятся от 10 минут до нескольких часов. Если интерес/вдохновение угасает, нужно немедленно переключаться, не пытаясь завести автомобиль с пустым бензобаком. Поэтому, когда я перевожу, у меня на компьютере всегда открыто несколько вкладок: с рабочим текстом, с диссертацией, с каким-нибудь собственным текстом, и т.д. Если не переводится, и все тут, важно не тратить время на пустые самоистязания, а быстро найти дело, к которому у тебя лежит душа именно сейчас (такое дело всегда есть, просто нужно внимательно к себе прислушаться), и "перевоткнуться". Иногда я 30 минут перевожу роман, 20 минут - редактирую диссер, 15 - пишу письмо редактору, 20 - вычитываю подборку для отправки на конкурс, и так по кругу. Все процессы движутся, работа кипит. ^^ Это гораздо продуктивнее, чем наручниками приковывать себя к Главной и Единственной Задаче. Например, перевод, сделанный через "не могу и не хочу", часто получается вымученным, интонационно вялым и требует на следующий день полной переработки - так какой смысл в подобной "самодисциплине"?
Ирония в том, что КПД рационалов и иррационалов абсолютно равен. Представьте себе программу торрентов: допустим, вам надо скачать сериал из 10 серий. Вы можете выставить режим последовательной закачки (одна серия загружается полностью, и в ту же секунду начинается закачка следующей), а можете - одновременной. В последнем случае все 10 процессов будут выполняться сразу и, естественно, очень медленно - зато весь сезон загрузится точно в те же сроки, как если бы вы скачивали серию одну за другой! Поэтому я не кривлю душой, когда говорю, что писала БоСХа семь лет. Просто за эти семь лет я написала еще один роман (даже большего объема), две сотни стихотворений, выполнила десяток переводов, и т.д. и т.п. Я делала их медленно и одновременно, и на исходе седьмого года все проекты завершились у меня разом. Такой подход не лучше и не хуже, чем у рационалов, он просто другой - и нужно научиться обращать его себе на пользу, не делая из круглого себя квадратного Васю.




настроение: веселое

[ полезные заметки ]

URL
Мильди
Нет, ну вы только посмотрите, какая прелесть! Это он перспективу так рисует, без всяких линеек.



--
Товарищи, люди, человеки, пожалуйста, не забывайте голосовать за комикс

Голосовалки: русская и английская.

[ умно так, что жутко ] [ художники ]

URL
Пан Яська
Фраза утра.
- А чем вы в России занимаетесь в свободное время?
- Понятия не имею, я никогда не жил в свободное время.

[ чужие строчки ]

URL
Вэлин, просто Вэлин
В процессе разговора с Джокер заинтересовался истоками "инфернального свиноёба", в поисковик вбивал с опаской, но он вывел меня на Краткий кулуарный словарь литературных персонажей для мастер-класса Горалик. 2008 год, а я его впервые вижу Интересно, оно оттуда или это крылатое выражение уходит корнями в ещё более глубокое (и, может, даже нецифровое) прошлое?

Вот здесь я умер:
Дрочилово для девочек - гипермаскулинный, сверхинтеллектуальный, мегазамкнутый, невыносимо сложный, совершенно бесстрашный, с тщательно скрываемой страшной тайной прошлого дважды разведенный миллионер лет тридцати восьми.
Дрочилово для мальчиков - персонаж женского пола.

[ полезные заметки ]

URL
Mikki Okkolo

[ лол ]

URL
Вэлин, просто Вэлин
Внезапно в разгар кризиса кто-то у нас решил заниматься симулькастом аниме О_о Кто хочет God Eater легально и без задержек - вам сюда: http://anime.godeater.jp/ru/
Нет, я буду рад, если выйдет, но чота недоброе сейчас время для таких начинанай :-/

[ аниме ]

URL
Ewige
События 23-24 июня
Вечером 23-ого все, несмотря на риск быть избитым и задержанным, устремились к Площади Свободы. Собралось не меньше 7000 человек. Подождали два часа, чтоб пришли и задержанные, и те, кто приедет с работы и пошли опять к улице Баграмян.
Энергетика была дико позитивная. Настолько, что даже потерпевшие с утра и их близкие, которые плакали весь день, стояли с улыбками и скандировали "Azat, ankakh Hayastan" (Свободная, независимая Армения), "Menq enq tere mer erkri" (Мы хозяева нашей страны). Организаторы с мегафонами говорили: "Мы уважаем закон! Мы не будем его нарушать. Среди нас много полицейских в гражданской одежде, которые будут пытаться сделать провокации. Люди, не поддавайтесь!"
Многие люди с предыдущего дня были так вымотоны, что засыпали на асфальте. Слава Богу было +37 градусов, асфальт бык довольно удобным, теплым и лежалось на нем хорошо. Из бутылок и ног друзей вышли отличные подушки.
Из мусорных баков сделали баррикады, но и за баррикадами стояло несколько сотен человек. Смысл баррикад был в том, что он ненадолго задержит ментов и поливальную машину, чтоб люди успели убежать.
Многие закупались водой и едой и давали всем. Иногда даже некоторые говорили, что у них достаточно припасов, так что они могут отдать их другим людям, но добрые, щедрые люди настаивали на том, чтоб те взяли, потому что 1. они принесли много, на всех хватит. 2. у вас может закончиться. 3. Если что вы тоже поделитесь с теми, кому будет нужно. 4. "У вас есть бутерброды с лавашом, но буханок нет! И сладкого у вас нет! Нельзя так! Вот вам пирог!"
Кафе и булочная "Бриош" давала протестующим бесплатно хлеб, бутерброды и сендвичи. Паб Хинденбург был открыт всю ночь и предлагал людям пользоваться их туалетом и набирать воду. Те люди, которые принесли с собой пледы, делились ими с теми, кто хотел спать. Или даже просто накрывали тех, кто уже спал.
Власти предложили выбрать 5 человек, которые пойдут в Национальное собрание, запишут свои вопросы Сержу Саркисяну, который по ТВ им ответит. Сначала решили потребовать прямой эфир. А потом и вовсе все решили, что вообще-то у нас нет вопросов, у нас есть только требование. И наше требование бескомпромиссное, так что никаких переговоров не будет.
Оппозиционер и один из самих неподкупных политических деятелей собрал еще 34 депутата и объявил, что они будут живым щитом между народом и полицией, но при этом они не станут брать на себя роли лидеров или вмешиваться в организационные вопросы. Так и сделали. Они пошли в первый ряд о стояли всю ночь (кажется, они до сих пор там). Потому что вряд ли власти опустяться до того, чтоб по такому пустяковому вопросу пустить водометы на депутатов. особенно учитывая, что раскритиковали полицию международные СМИ. А задержать их не имеют права, ибо у депутатов есть неприкосновенность.
В какой-то момент пришел наш министр образования. Тупой гандон по мнению ВСЕХ. И пока он пытался дать интервью, народ скандировал "Ashotyan siktir" (Ашотян, пошел на хуй) Тем не менее, он остался где-то на час или 40 минут на радость сонным демонстрантам, у которых появился повод кричать.
Утром люди взяли веники и стали на ровне с дворниками подметать улицу...
В 6:30 мы с 3мя друзьями ушли, когда увидели, что столкновений точно не будет, да и новые люди стали приходить.
На данный момент улица все еще закрыта. Одни люди сменяют тех, кто не спал всю ночь или идет на работу. Мусор убираеться каждые полчаса. Бесплатная раздача воды и еды продолжается. Сейчас даже люди стали прносить и раздавать свежие овощи.
В 6 часов снова иду туда.

[ затейная штука - жизнь ] [ чтобы не забывать ]

URL
Психолог
фраза дня -)
Человеческий гений берет одну преграду за другой, а человеческий дебилизм вообще не знает преград.

[ лол ] [ умно так, что жутко ]

URL
Darth Kenoby
Интересное наблюдение
Меня не перестанут, наверное, удивлять люди, у которых принцип "есть два мнения - мое и неправильное" (сам по себе порочный) мутировал в очень интересную форму: "есть два типа людей - те, кто разделяет мое мнение и целиком с ним согласен (или более глобально - ценности) и всякое быдло, которое недостойно моего внимания и вообще считаться полноценным человеко, достойным уважения". Самое смешное - что данную поицию я в основном вижу в последнее время среди т.н. либеральной интеллигенции, которая в ответ на сомнение в истинности их постулатов (или даже просто позицию отличную от их) выдает такие тонны ненависти и срача, что ни одному "лоялисту" и не снилось. Это и всевозможое обличение различных "ватников" (которыми вообще похоже огульно об'являются все более-менее консервативно настроенные личности) и открытое выражение неприязни к патриотам и приравнивание всех к темной стороне явления - "поцреотам". Причем звучит так, как будто патриотизм это что-то очень такое плохое и постыдное. Вдвойне забавно то, что либералам вроде как положено быть более открытыми для прочих мнений и позиций, иначе какие они, в задницу, либералы? (гуглим либерализм и перевод слова liberte) Как же "Ваше мнение мне неприятно, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать"? (это, на секундочку, Вольтер) Неприятие прочих мнений это, вроде бы, изначально, к консерваторам, не? Однако, на практике все оборачивается строго наоборот - консерваторы более аккуратны в сужденях и хотя бы лушают оппонентов, а вот некоторых либералов не мешало бы посадить на цепь - того и гляди покусают кого.
Страно мне это все.

[ затейная штука - жизнь ]

URL