Postman
14:22 10-01-2005 Подарок для Snow к Рождеству
Горизонты техники для детей №6 (325) за 1989 год

Разговор со струей

в комментах

Current music: Apple Tea - Apple Tea
Комментарии:
Postman
14:28 10-01-2005
Мне никогда не удается вычистить ботинки не испачкав руки кремом Не удалось и в этот раз. Я пошел в ванную, открыл кран, и вдруг погас свет. Проверил предохранители — все в порядке. Спросил у соседей — у них тоже темно. Видимо, какая-то авария. Но не могу же я остаться с грязными руками. Зажег в ванной свечу, поскольку карманный фонарь негде положить.
— Все-таки свеча - это не лампочка. - подумал я. - Правда, не темно, но и видно плохо.
—Ты неправ - услышал я тонкий голосок.
Я удивился. Дома я был один, мама с сестрой пошли в театр, а папа в командировке. Приемник и телевизор не работали. Откуда же этот голосок?
— Зря ты ищешь по квартире, -возник тот же голос -. когда я вернулся в ванную. – Это я, Струйка Воды. Да, да, та, что перед тобой течет из крана.
Хотя я и не переставал удивляться, но обрадовался вовремя скучного мытья рук можно развлечься интересным разговором.
- Ты не прав, - повторила Струйка по-видимому желая втянуть меня в беседу.
Но меня уже не нужно было втягивать.
- Как это неправ? Ведь при свече значительно хуже и меньше видно! - возразил я сразу.
Глаза у тебя хорошие, а ничего не видишь. Может не стоит с тобой разговаривать! – несколько обиженным тоном сказала Струйка.
Я стал внимательно приглядываться, но тут загорелся свет. Струйка молчала. Тогда я погасил свет, оставив зажженную свечу в надежде что Струйка отзовется. Тишина
Я продолжал приглядываться к Струйке. Я осмотрелся вокруг. В такт моих движений, то уменьшаясь, то увеличиваясь, четкие тени перемещались по стенам ванной, по поверхности ванны и даже по раковине. Только одна тень стояла на месте, легко дрожа. Это была тень Струйки. Я опять зажег свет, тени пропали. Пропала и тень Струйки. Погасив свет, я сказал:
- Ты права, при свече видно больше. Например, видна тень, которую отбрасываешь ты.
- Браво, все-таки ты умеешь смотреть, а не только бессмысленно пялить глаза. — отозвалась Струйка. — А почему я отбрасываю тень? Ведь я прозрачная, в чем ты можешь убедиться, разглядывая меня при свете лампочки.
Разумеется, я сразу же опять зажег свет и убедился, что Струйка действительно прозрачная. Откуда же ее тень? Думал — думал, но ничего не приходило в голову.
- Приверни кран так. чтобы я стала тоньше и ровнее. Потом возьми кусок белой бумаги, подходи ко мне с противоположной от свечи стороны и наблюдай, что происходит с моей тенью на бумаге по мере того, как ко мне приближаешься.
Я выполнил все приказы Струйки. Действительно, когда листок был очень близко от нее, тень становилась светлее.
— Ты, наверное, что-то делаешь со светом свечи, который через тебя проходит, - скорее подумал, чем сказал я, но Струйка услышала и посоветовала:
— Я сама тоненькая, поэтому и эффекты тонкие. Повтори этот же опыт в кухне, только возьми стакан с водой.
Я немедля повторил опыт. Стакан с водой бросал на бумагу отчетливую тень. Но когда я поднес лист к стакану, посередине тени появилась светлая вертикальная полоса, которая по мере приближения бумаги сужалась и становилась все светлее. На каком-то расстоянии полоса стала очень светлой и тоненькой, как нитка. А когда я придвинул бумагу еще ближе, полоса опять стала менее четкой и размылась.
Я вернулся к Струйке и попробовал повторить этот опыт с ней. Но не получилось. Тень Струйки начинала светлеть тогда, когда бумага была очень близко к ней, а когда я хотел пододвинуть листок еще ближе, Струйка заливала бумагу.
— Я тебя предупреждала, что со мной труднее поставить опыт, поскольку я намного тоньше воды в стакане. Но опыт со стаканом напоминает тебе что-то? — сказала Струйка.
— Что-то вроде фокусировки света,. — начал я неуверенно.
— Ты собираешь марки? — спросила Струйка.
— Собираю.
— А лупа у тебя есть?
— Есть.
Тогда повтори опыт взяв в этот раз лупу вместо стакана, наполненного водой.
У меня уже были предчувствия, но я не хотел оказаться зазнайкой и повторил опыт с лупой. Линза тоже бросала тень на листок, когда была далеко, но когда я подносил листок к лупе, тень становилась посередине светлее. По мере приближения бумаги тень светлела все сильнее и как бы стягивалась в не большое пятно и в какой-то момент стала маленьким и очень светлым изображением источника света. При дальнейшем приближении бумаги к лупе, изображение бледнело и размазывалось так же, как в опыте со стаканом. Разница заключалась в том, что линза фокусировала свет в пятно, а стакан — в полоску.
— Понял, — сказал я, возвращаясь к Струйке. — Стакан с водой фокусирует свет так же, как линза.
— Но почему же, когда бумага находится далеко от стакана, нет светлой полосы посередине тени? — не сдавалась Струйка.
Я собирался с мыслями, чтобы достойно ответить.
— Ну, а что происходит со светом, сфокусированным линзой или стаканом, когда листок бумаги далеко? — подсказывала Струйка.
— Если свет сходился перед листком, то после перехода через место фокусировки должен, наверное, расходиться, — сказал я.
— Нарисуй это! — велела Струйка.
Я нарисовал и сразу понял: все так, как я подозревал. После перехода через место фокусировки свет далее расходится, то есть ослабляется. На бумаге, расположенной там, где свет, сходясь, фокусируется, возникает светлая область внутри тени. Если листок находится значительно дальше, на него падает намного более слабый свет и тогда я вижу только тень лупы, стакана или Струйки. Разумеется, бумага ли это или любая другая поверхность — не имеет значения.
И показав Струйке рисунок, рассказал про это.
— Отлично! — похвалила она меня. — А знаешь ли ты, почему линза, стакан и я сама можем фокусировать свет?
К сожалению, в этот момент раздался звонок. Это мама с сестрой пришли из театра.
— Мы еще вернемся к этому, — утешила меня Струйка, — А ты пока подумай, почему не видна моя тень, когда лампочка светит на меня сверху. Пока, до свидания. При взрослых лучше не разговаривать, особенно когда заняты своими повседневными заботами и у них нет времени, чтобы посмотреть на происходящее вокруг.