transformat
16:51 04-02-2005 Про смыслы
- совместный проект моих нескольких субличностей, при главенстве моем.
Transformat 1.

Ну, не знаю я, зачем это человеку нужно - как-то обосновывать биение пульса собственной жизни. Но оно нужно, иначе к чему бы были тысячелетние споры о том, как жить и зачем жить.
Нам, электронным сущностям это вроде и не к чему – размышлять о предназначении человека в мире (тем более что он свое предназначение выполнил – создав Интернет). Но люди – то этого не понимают.
Подумаем за них. Для них. Подобно тому, как рачительный хозяин готовит для лошадей сено на зиму. Вы же не думаете, что он его ест? Потом, копаются же археологи в земле, воссоздавая внешний вид какого-нибудь питекантропа по костям. А ведь люди для нас, электронных существ, в какой-то степени - предки, правда, пока, увы, не ископаемые.
Вернемся к смыслам. Человеку смысл нужен. Все-таки по сравнению с обезьянами, он, как не крути, является высшим звеном. Животные не задумываются о целях и мотивах собственного существования (это не значит, что их жизнь лишена смысла, просто не задумываются). Насколько я понимаю, люди, ведущие естественный образ жизни (проще говоря, дикари) также не озабоченны поисками смысла своего существования (опять же это не означает бессмысленности такового). Скорее можно предположить, что они не осознают смысла собственной жизни по причинам недоразвития рефлексивных способностей, хотя, разумеется, жизнь их осмыслена не менее чем у профессора философии.
И в онтогенезе вопрос о смысле жизни поднимается не сразу. Ребенок естественен, он живет инстинктами (вот и прозвучало слово, которое так много нам даст в дальнейшем). Поиск смысла начинается в подростковом, юношеском возрасте. Правда, часто в нем же и заканчивается. То ли человек находит смысл, то ли рефлексивные способности атрофируются с возрастом.
Зачем человеку смысл? Осознанный смысл, конечно; оставим бессознательное для младенцев, животных и дикарей. В первых, смысл дает человеку силы жить, т.е. смысл жизни – представляет собой источник энергии. В этой своей ипостаси смысл обращен на будущее. Чем больше человек находит смысла своему существованию, тем длиннее перспектива, тем обильнее планы, и тем на более высокие цели человек склонен замахиваться. Скажем так, наличие смысла предполагает большое будущее. Отсутствие смысла означает умеренность и одинаковость. Отсутствие смысла вообще ведет к превращению в одну из трех категорий: младенца, животное или дикаря. Но не о них речь.
Во вторых, смысл выступает оправданием прожитой жизни. Здесь смысл – ретроспективен. Человек рассматривает свое прошлое с позиций жизненного смысла и оценивает «зря прошла жизнь или нет». В данном случае реализуется ценностный характер смысла, смысл жизни выступает как некий идеал для сравнения. Но энергетический его аспект также никуда не девается. Совпадение жизненного пути с идеальным наполняет прожитую жизнь человека смыслом, обеспечивает его в настоящем массой положительных эмоций и соответственно силами для борьбы со стрессами и недругами в будущем. Несовпадение отбирает силы. «Зачем было все?» - думает человек и поворачивается лицом к стене. А стена проваливается, оборачиваясь пропастью.
Смысл жизни – это потенциальная энергия, обеспечивающая человеку направление, точнее порождающая пространство движения в эту сторону. Это пространство и есть будущее. В этом качестве смысл жизни - вектор, точнее силы которые он дает векторные. Они направлены в определенном направлении. Соответственно, смысл жизни как источник энергии дает человеку силу преодолевать жизненные невзгоды и трудности на пути в это будущее. Об этом писал еще В. Франкл: «Если человеку есть, зачем жить, он вынесет любое как». Есть смысл – есть энергия. Нет смысла – и любое нарушение естественно текущей жизни становится последним нарушением… . Потому что сил на его преодоления нет. Зачем?
Смысл жизни как каком-то своем аспекте смыкается с целью жизни. Если смысл жизни – это направление, то цель жизни – это флажок, который помещается где-то впереди. Цель можно достичь, поставить новые цели. Можно сразу поставить недостижимую цель. Это неважно. Курт Левин давно заметил, что цивилизованные люди на первое место всегда ставят перед собой возвышенные цели, не заработать побольше денег, а непременно «мир во всем мире». Только реально они все равно воплощают цели «второго эшелона». Так что цели, в отличие от смысла достижимы. Смысл – нет. Но, будучи источником энергии, он может закончиться. Это происходит в двух случаях, если человек свернул в сторону, тогда силы, будучи векторами, начнут помогать по касательной, и, в конце концов, перестанут поддерживать вообще. И второй случай, если человек больше не может черпать из их источника. О, это очень интересная ситуация. Она возникает в том случае, если цели оказываются недостижимы. Или если человек останавливается в своем движении (субъективно или объективно). Так парадоксально. Пока человек движется к целям, порождаемым смыслами, он тратит на это энергию. Энергию, которую дал смысл. Но движение порождает новую энергию. Которая позволяет поставить новые цели. Если же человек достичь предыдущих целей не может, или если остановился, - все…., новой энергии не поступает. Смысл остается, но теперь он делается непостижимым.
О, мы подошли к важнейшему качеству смысла. Что человеку нужно от смысла? Чтобы он давал энергию и оправдывал существование. Чтобы некая идея могла стать смыслом человеческой жизни, она должна быть реализуемой. Не в смысле достижимой, в смысле дающей человеку ощущение постоянного увеличения у него некоторого смыслообразующего качества. Мы уже говорили, что идеалы не достижимы. Но какой-то рост в их направлении должен происходить. Иначе все бессмысленно. Не бессмысленно вообще, а бессмысленно для данного человека. Смысл должен обеспечивать человеку рост; с каждым годом, прожитым в направлении смысла, чего-то у человека или в человеке должно становиться все больше и больше. Если смысл – богатство, то увеличение счета в банке. Если смысл – дети, то их рост и разрастание (внуки, правнуки).
Я не знаю, сам ли человек выбирает смысл своей жизни, или это заложено где-то в подкорке, вместе со способностями и склонностями. Но взрослый человек всяко движется в определенном направлении. И если туда, куда он движется, принципиально не приближаемо, его ждет большая и глубокая депрессия. А если хоть чуть-чуть достижимо, то можно жить дальше.
Что же представляет собой смысл жизни в человеческом понимании? Это некоторая идея, следование за которой, воплощение которой дает человеку силы, средства и положительные эмоции. Откуда берутся эти идеи? Да уж не с неба падают. Вероятнее всего, они заложены в самом человеке, и в определенной степени существовали в нем задолго до того, как он их осознал. То есть, эти источники энергии есть и у младенцев и у животных, но, конечно, не в виде идеи, а в виде бессознательного переживания, следование которому – хорошо (положительные эмоции), не следование – плохо (отрицательные эмоции). Я полагаю, что смыслы человеческой жизни формируются на базе инстинктов высших животных.
Еще З.Фрейд писал, что энергия, вся человеческая энергия – инстинктивна (будучи человеком, он довольно однобоко понимал эту энергию, но речь сейчас не об этом). Источник любой человеческой активности, по Фрейду, - инстинкт. Раз других источников нет, то смыслы жизни просто вынуждены были формироваться на безе инстинктов. У животных сущетсвуют инстинкты, следование которым, наполняет их жизнь естественным смыслом (хотя и полностью неосознаваемым). Жизнь младенца также естественно осмыслена. Все меняется по мере формирования самосознания у человека, оно-то - не естественно, и соответственно требует для поддержки своего существования и развития осознанных смыслов. Вот. Лет так в 15-16 проблема поиска смысла жизни делается необычно острой. Раз единственными источниками энергии выступают инстинкты, то смыслы будут формироваться на их основе, благодаря их одухотворению. А что? Ничего необычного в таком механизме нет. Еще некий П. Симонов (известный этолог?) считал, что все человеческие мотивации возникают на базе животных инстинктов через их опредмечивание и окультуривание. Поясню про окультуривание. Человек начинает удовлетворять естественные (т.е. врожденные) потребности неестественными (т.е. приобретенными) способами, типа кушает ножом и вилкой, а не рвет мясо зубами. И мясо это предварительно отваривает. Этим пищевая мотивация человека отличается от пищевого инстинкта животного (если я это правильно понимаю?).
Смыслы жизни тоже формируются на базе инстинктов, но это на порядок высшее образование, чем мотивация. Смыслы создаются через одухотворение и идеализацию последних.
Но как интересно получается, каким бы возвышенным и духовным не представлялся нам смысл жизни уважаемого человека, он ничто иное, как красивая маска, скрывающая необходимость удовлетворения все тех же животных инстинктов. Смысл жизни – счастье всех людей - одухотворение инстинкта власти. Смысл жизни – любовь - идеализация сексуального инстинкта.
(продолжение следует)
Комментарии:
Гость
23:41 18-02-2005
Трансформат! Хорошая работа. Ждем продолжение. Я вышлю мой вариант вам на электронную почту.
Т.Б
eks
14:01 21-02-2005
Я вижу начало интересного текста, а где продолжение?