Зачем мы сюда приехали? На лыжах кататься. А вот это-то и было самое плохое.
В общем, трассы тут хорошие (на мой более чем любительский взгляд), а вот подъемники и, главное, турки…
По порядку.
В день приезда шел снег и был ветер. Поэтому не работали подъемники, которые ведут на верх гор. Единственный бугель (это такой вид подъемника, если кто не знает), который поднимал на самую-самую простую трассу, сломался. У него оборвало трос. Всю неделю, пока мы там были, его чинили. Вытягивали новый трос (к слову, поперек самой оживленной трассы, очень весело было через него прыгать на полном ходу). Сращивали. Приезжала комиссия, говорила, что трос сращен неправильно. Уезжала. турки снимали трос. На следующий день все начиналось с начала…
На следующий день погода была великолепной. Мороз и солнце, полный штиль.
Подъехали к единственному подъемнику-креселке ("Д-лайн"), который ведет на середину горы, откуда уже можно съехать к другим подъемникам. Не работает. Почему? Турки из обслуги знают только одно слово: "проблем". Когда пойдет подъемник? "Проблем." Что случилось? "Проблем". И т.д…
Часть наименее стойких сняла лыжи и пошла пешком обратно в отель (на 25 м выше Длайна). Наиболее стойкие сняли лыжи и пошли вверх по трассе, чтобы хоть как-то скатиться.
С трехчасовым опозданием подъемник таки запустили.
С Длайна можно скатиться по двум направлениям: на красную (сложная) и синюю (простая) трассы. На полпути к отелю по синей трассе есть подъемник Эдждер, который поднимает на самый верх горы Эдждер (3125 м), откуда можно съехать почти по десятку разных трасс. Подъемник стоит. Почему? Ветер.
На верх Эдждера ведут еще два подъемника (гондола и креселка), которые принадлежат другому отелю, который ниже, и не входит в систему "все включено". Т.е. платные. Эти подъемники работают.
Итог дня: все катаются по двум трассам и ждут, что включат Эдждер на следующий день. Трассы разъезжены в ноль. Сплошной лед и камни. Все чайники, которые раньше ездили на бугеле, едут по синей трассе и ломаются сами и ломают других. По слухам, в этот день в эрзрумской больнице было два десятка переломанных лыжников.
День катания второй. На Длайне "проблем" и он запускается с опозданием. На Эдждере "проблем" и он стоит. Гондола и креселка соседского отеля прекрасно работают.
Весь отель (по моим прикидкам, человек с полтыщи) катаются по все тем же трассам. Мне-то безразлично, я чайник, мне плевать, где оттачивать технику, а вот люди бывалые - бесятся. Особенно сноубордисты, которым приятнее ездить по целине, чем по накатанной до состояния лед и песок трассе.
Итог вполне закономерен: сноубордисты ищут целину, и одна компания спустила на себя лавину. По разным данным, было там человек 4-5. Кто-то ушел, одного завалило по пояс, другой докричался и его откопали… Последнего нашли через 4 часа и не довезли до больницы.
Кто виноват, извечный вопрос. Как ни странно, турки. Чья задача спускать лавины? Это раз. Чья задача спасать людей, пусть даже они сами на себя лавину спускают? Это два.
Парня искали 4 часа, потому что он был на глубине три метра под снегом. Ему повезло, что всего лишь три - потому что у турок не было даже длинных щупов. Мало того, у них этих щупов было штук пять, максимум. И те, кто подходили и предлагали помощь, не могли ее оказать… Если бы человека нашли раньше, его могли бы спасти. А так… Отдыхал человек с отцом. Единственный сын. Вернулся в Москву один отец…
Местные говорят, что здесь в среднем один человек в год погибает от лавин, а лет пять назад погибла группа. Но, разумеется, все об этом молчат.
Мы собирались спуститься до нижнего отеля и хоть раз съехать с основного склона. Турки - молодцы: подъем стоит 1.5 деноминированных лир (при курсе 1.35 за доллар), или 2 USD. Жлобство, конечно… Но прежде чем мы успели это сделать, гондола остановилась. Причина проста: мэр Эрзрума узнал о лавине и приказал остановить гондолу.
Креселка на верх Эдждера продолжает ходить…
По причине схода лавины те две трассы, по которым мы имели возможность кататься, два дня не чистили. Для работников Эдждера, которые гоняли подъемник в холостом режиме и никого не пускали подниматься, появилось объяснение слова "проблем": лавинная опасность. Мы должны спустить лавины. Мы их взрываем, наверх нельзя. Да, вчера мы их тоже взрывали. Они не спустились. Будем взрывать и сегодня, поэтому наверх нельзя…
В лифте (странная у них конструкция - внутренние двери складные автоматические, внешняя открывается вручную) появилось еще одно смешное объявление: "Убедительная просьба не кататься за пределами нераскатанных трасс". Т.е. кататься в пределах нераскатанных трасс. Т.е. не кататсья по раскатанным трассам. Т.е. кататься только по целине…
В таком вот духе нас динамили всю неделю. По двум имеющимся трассам кататься уже физически было сложно, камни сбивали канты. Длайн, единственный работающий подъемник, собирал огромные очереди, потому что кататься все равно хотелось. Эдждер работал в холостом режиме, потому что лавинная опасность; его работники кормили нас "завтраками": сегодня, мол, обязательно спустим лавину, завтра будете кататься. Соседские подъемники нормально возили людей.
Главное, что всем все понятно. Те деньги, которые брали владельцы подъемника с жителей другого отеля, шли тем людям, которые придерживали Эдждер в неработающем состоянии…
В пятницу, за два дня до отъезда, нам это надоело. Мы пришли к Эдждеру (который по-прежнему работал в холостом режиме) и потребовали поднять нас наверх. Просто двое наших сели на кресла.
Подъемник остановился. Из будочки вышел работник, снова сказал про "проблем", лавины и что завтра подъемник будет работать.
Мы не ушли. Работник куда-то позвонил, прикатил снегоход с представителем турфирмы. Которому и было заявлено, что мы, между прочим, им деньги платили не за неработающие подъемники, и что (понт) мы имеем все основания подать иск о том, что нам не предоставляют оплаченные услуги, вкатить турфирме сумму ущерба и отобрать лицензию.
Дальше было еще веселее. Представитель турфирмы начал
орать на своего клиента из серии "убирайтесь отсюда и не мешайте работать!"
Пастор требовал гарантий того, что подъемник будет работать, или предлагал написать бумагу, что мы идем под лавины на свой страх и риск. Представитель турфирмы орал и разве что не матерился. Под конец набросился на Нуси с воплем "А ты кто такой??!!!"
Апофигей.
Приехало представительство отеля в виде трех солидных, как обычно, бомжеватого вида мужиков.
Итог: приехал патруль жандармов на снегокате. Эти (а точнее один из них, который говорил по-английски) были куда как вежливее. Хотя слушали собеседника с таким же вниманием. Их коронная фраза была "Сэр, или вы уезжаете отсюда в отель, или мы с вами уезжаем в тюрьму". От жандармов таки добились, что лавины взрываются, что занимается этим не руководство отеля, что они запрещают, но что завтра все будет работать.
Вечером возле ресторана кто-то (не из нашей группы) повесил рукописное объявление с призывом устроить митинг протеста возле офиса турфирмы. Объявление быстренько сорвали.
Но это еще не самое интересное происшествие дня. После обеда сломался Длайн. Электричество у турков кончалось и раньше, но на сей раз, после того как оно кончилось, резервный дизель подъемника отказался тянуть полностью груженые креселки.
Первую партию застрявщих на подъемнике спустили спиной вперед и ссадили. Затем стали сажать сначала через кресло, потом - по одному человеку на кресло.
И таки он снова остановился! И на сей раз не запустился вообще. Я провисела на подъемнике минут пятнадцать, в десятке метров над землей, на продуваемом креслице. Написала несколько злобных смсок Фьюри. Она даже успела мне ответить, прежде чем подъемник спустили вниз и нас ссадили.
А ведь отель на 25 м выше, и идти до него с полкилометра. "Проблем"ные турки знаками показали, что надо ехать вниз, там у другого отеля будет автобус до нашего. Ок.
А трасса - проще некуда. Если ничего не делать, то можно и остановиться. Как раз для беговых лыж трасса.
И, разумеется, не одна я там так замерзла, посему действительно горячей воды в отеле не было.
А на следующий день все-таки включили Эдждер и остальные подъемники.
И вот тогда как раз мы и покатались как следует.
И посмотрели на ту лавину, которую всю неделю никак не могли взорвать. Она даже не перекрыла трассу…
Так что, пожалуй, самым плохим в поездке были сами турки.
Общий итог от общения с ними - нас держат за идиотов. Как экскурсовод объяснял, показывая на византийский герб, что это древний хеттский символ, и называл барельеф гравюрой… Как работник Эдждера доказывал нам, что мы мешаем работать, потому что нужно отвезти на верх горы газ, которым будут взрывать лавины, и показывал на обычные канистры для воды… Да много всего такого было.
Еще один момент, который забыла описать. Как мы ходили на экскурсию в мечеть и медрессе. 12 век, под охраной Юнеско и все такое. Только без охраны. И неудивительно, что пока мы осматривали изнутри мечеть, какой-то резвый местный паренек спер стоявшие на специальных полках для обуви ботинки нусиной мамы…